logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Георгий Тетрадзе

Четвертый президент всея Грузии

Не небожители становятся президентами

Ушедший президент Грузии Михаил Саакашвили ошибся, утверждая, что он является последним грузинским лидером, говорящим на русском языке. Это обращение он адресовал Москве, давая ей понять, что российское влияние в Грузии неуклонно слабеет. Саакашвили ошибся.

В воскресенье в Тбилиси состоялась инаугурация четвертого президента Грузии Георгия Маргвелашвили, который прекрасно владеет русским языком, наряду с английским. Он позитивно настроен к Москве, где обучается менеджменту его дочь Анна. Он полон надежд улучшить отношения с Россией и вывести их из тупика.

Заявления и посылы этого политика, выигравшего президентские выборы, не остались без внимания Москвы. Заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин заявил, что российской стороне нравится настрой нового грузинского президента, и что он говорит правильные вещи. В словах замглавы МИД РФ при этом читалось (слышалось), что "правильные вещи" говорили и прежние грузинские лидеры, однако не делали их. Эффект этот был создан сообщением того же Карасина, что российской делегации на инаугурации президента Грузии в Тбилиси не будет. "У нас нет дипломатических отношений, и в таких условиях трудно себе представить, чтобы наша делегация присутствовала на торжествах", - сказал заместитель министра.

Ту же причину отсутствия россиян назвала Майя Панджикидзе – министр иностранных дел Грузии. Но, как говорится, было бы желание… Пожалуй, можно было придумать "схему", по которой в условиях разорванных дипотношений Москва получила бы приглашение. Как сказал автору информированный источник в Тбилиси, о приглашении россиян какое-то время размышляли в верхах, но из-за нежелания получить удар по самолюбию и имиджу грузинского государства, не стали его разрабатывать – ведь российская сторона могла проигнорировать приглашение и ответить рекомендацией вначале признать "новые политические реалии" – т.е. признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Можно, конечно, верить источнику, можно и сомневаться в этой информации, но факт – действия российской стороны при получении ею приглашения на инаугурацию стали бы ярким показателем настроя Москвы к коренному улучшению отношений с Грузией. Впрочем, что толку рассуждать – возможность уже упущена.

Георгий Маргвелашвили на вершине грузинского политического Олимпа – фигура неожиданная. Ситуация в Грузии после победы коалиции "Грузинская мечта" (ГМ) на парламентских выборах сложилась такая, что президентские выборы мог выиграть любой человек, кого бы представил в кандидаты лидер ГМ, премьер-министр Бидзина Иванишвили. Его выбор, конечно, удивил, но, кажется, в той же степени удивил бы любой другой, если учесть определенный дефицит надежных подходящих кадров, окружающих Иванишвили. Объясняя, почему он остановился на кандидатуре Маргвелашвили, отдав дань его образованности и репутации сильного полемиста, премьер подчеркнул, что своим решением он хотел также показать грузинскому обществу: не небожители становятся президентами. Наверное, "показ" вышел успешным, поскольку в президентских выборах участвовали почти 50 человек, что для небольшой Грузии выглядело оперетточно.

Новому президенту Грузии 44 года. Он хорошо образован, владеет несколькими языками. До старта избирательной кампании работал министром образования и на этом посту запомнился противостоянием с бывшим министром экономики Кахой Бендукидзе, чей Аграрный университет, как оказалось, не соответствовал образовательным критериям Грузии. Еще он отличился выступлением по одному из тбилисских телеканалов. Его речь оказалась такого "полета", что Иванишвили несколько раздраженно порекомендовал ему быть проще и не пугать население "чересчур высокими материями".

Маргвелашвили новичком в политике не назвать. Юность, пришедшаяся на советскую эпоху, отмечена легким налетом диссидентства – в 1980-х годах Маргвелашвили участвовал в работе самиздатовского журнала. А в "большую политику" был вовлечен, состоя в команде "демократов" покойного премьера Зураба Жвании. Маргвелашвили был достаточно заметной фигурой, а его ораторское мастерство не оставалось незамеченным даже на фоне таких искусных риторов, как Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе. Маргвелашвили можно считать прозорливым политиком – когда Жвания и Бурджанадзе примкнули к Саакашвили и устроили "революцию роз", он отдалился от них, уйдя в неправительственный сектор и одновременно в преподавательскую деятельность.

Маргвелашвили разведен, но очевидно сохранил добрые отношения с семьей бывшей супруги – ее брат возглавлял предвыборный штаб будущего президента. Его семейное положение не вызывает восторгов в патриархально-консервативной части грузинского общества: его невенчанная подруга - Мака Чичуа, художница и визажистка, о которой знакомые отзываются как о "потрясающей интеллектуалке". Хобби избранного президента Грузии тоже нехарактерно для "традиционных грузин". В свободное время Маргвелашвили любит… вязать. А шутки на этот счет парирует своим вторым увлечением – строительными работами, в частности, блестящим умением выкладывать керамическую плитку.

Воскресная инаугурация четвертого президента Грузии была скромной, он сам настоял на этом. Не было военного парада с бронетехникой и самолетами, к чему питал слабость его предшественник, и прочей помпезности. Церемония принесения клятвы служения народу состоялась во внутреннем дворике старого парламента в Тбилиси. Потом - праздничный концерт. Вся 5-часовая программа инаугурации завершилась фуршетом в одном из центральных тбилисских отелей.

О своей будущей деятельности на посту президента Маргвелашвили говорит достаточно сдержанно, сопровождая свои обещания словами "по мере сил и возможностей". Это не этикетная вежливость, а рациональность – он не забывает, что после инаугурации, согласно Конституции, полнота власти сместится от президента - к премьер-министру и парламенту, и практически все его решения и предложения будут согласовываться с другими ветвями власти.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie