logo

Хлебные крошки

Статьи

Максим Крамаренко
Россия и Русский мир
Политика
Максим Крамаренко

Казахстан - это «вещь в себе»

Интервью с председателем движения «Лад» Максимом Крамаренко

В русских СМИ было распространено заявление Республиканского славянского движения «Лад» в Казахстане. В нём обращается внимание на проявления ультимативного казахского национализма, объективно направленного на понижение статуса русского населения и дестабилизацию политической ситуации в Казахстане. Мы предлагаем нашим читателям интервью с председателем движения «Лад» Макcимом Борисовичем Крамаренко 



- Максим Борисович, не могли бы Вы подробнее прокомментировать заявление движения «Лад» и рассказать об акции казахских национал-патриотов с точки зрения интересов русского населения, проживающего в Казахстане? И что, вообще, в последнее время происходит в республике? 



- Прежде всего, любые акции казахских национал-патриотов имеют под собой отчётливый антирусский дискурс. И этого вполне достаточно, чтобы русская организация и по долгу, и по совести публично отреагировала на это.



При этом ещё раз хочу напомнить, что Казахстан это этноцентристское государство, отличающееся от всех других постсоветских этнократий только имиджевыми характеристиками. Русское население не является субъектом в управлении государством и в качестве такового не имеет представительства в органах исполнительной и законодательной власти. Как и в других национальных государствах СНГ в республике ограничивается сфера применения русского языка, в школах сокращаются часы на его изучение, а делопроизводство переводится на казахский язык. Всё то же самое, что, к примеру, происходит и на «самостийной» Украине, только в других формах и темпах. Поэтому не должно быть на этот счёт никаких иллюзий. 



В данном случае - я говорю о нашем заявлении - речь идёт не о локальной акции националистов, а попытке организации массовых протестов по всем областям республики. Напомню, что группа казахских национал-патриотов во главе с писателем Мухтаром Шахановым выступила против проекта доктрины национального единства, предложенной Назарбаевым, и объявила на 17 декабря (День независимости) бессрочную голодовку. Националисты пообещали, что голодовка не ограничится только Алма-Атой и Астаной, а распространится на регионы республики. Поставили, так сказать, властям ультиматум. Их поддержала прозападная оппозиция в лице ряда казахских партий. 



Хочу сразу же отметить, что комплиментарных России партийных объединений в Казахстане нет. Говорю это для того, чтобы было понятно, на каком общественно-политическом фоне здесь происходят все сколько-нибудь значимые события. 



Казахских националистов в проекте доктрины не устроил термин «казахстанская нация», формально (я это подчёркиваю) предполагающий гражданско-правовое равенство для всех этносов, проживающих в Казахстане. Они выступают за исключительное доминирование казахов, за титульную казахскую нацию и за немедленное и безальтернативное введение казахского языка во все сферы государственной жизни. 



И это притом, что русское «нацменьшинство», а это 3 млн. только этнических русских из 16 млн. населения страны, и без того не обладает в Казахстане самостоятельным общественно-политическим статусом. Проект доктрины национального единства, по нашему мнению, является PR-муляжом, декоративной флеш-картинкой, консервирующую казахскую доминанту. 



- Ссылка на «русских колонизаторов» сегодня уже больше не работает, поскольку все материальные и финансовые ресурсы и сама власть в республике - казахские. Казалось бы, чего ещё надо? 



- Парадокс сегодняшней политической ситуации в Казахстане заключается в том, что резко обострилось внутриклановая борьба. И «русский фактор» здесь является только поводом для мобилизационной готовности враждующих элитных группировок на случай ухода от власти умеренного националиста Нурсултана Назарбаева. Свидетельством тому кадровые перестановки, коррупционные скандалы, суды, сливы компромата и соперничество силовых структур. 



Казахский лидер стареет, и его - чисто по-азиатски - готовы «подсидеть» все те, кто лично ему обязан огромной собственностью и миллиардными капиталами. Поэтому мы и говорим о появлении новой «революционной» разновидности - национал-оранжизме. При смене власти в стране «революционную массовку» будут создавать не апелляцией к «демократическим ценностям», а при помощи националистических лозунгов. Для этого у казахских «баронов» есть и деньги, и административные ресурсы. 



Другие, к примеру, экономические лозунги в Казахстане не срабатывают, и ставка делается на аульные массы, казахскую студенческую молодёжь, заполонившую города.



Недавний пример тому, студенческая манифестация под лозунгом «Казахстан для казахов» и стихийный митинг «декабристов» состоявшийся в Алма-Ате на площади Республики. Обращает на себя внимание тот факт, что и местные власти, и представители оппозиции были в оторопи от большого количества собравшихся. При этом оппозиция не планировала никаких протестных акций на этот день. А ещё раньше национал-патриоты официально отменили голодовку протеста. Закономерно возникают вопросы: тогда кто же народ на площади собрал, и не репетиция ли это грядущих событий?



Как считают эксперты, идейный вдохновитель национал-патриотов Мухтар Шаханов фигура несамостоятельная, и политические выгоды от этого получает прозападные силы в лице казахских оппозиционных партий. Более того, есть основания предполагать, что за всем этим стоит «третья сила» в недрах самой власти, готовая в схватке за власть выдвинуть «решающий аргумент». 



Здесь невольно на память приходят декабрьские события 1986 г., когда также же «стихийно» собравшиеся многотысячные толпы казахской студенческой молодёжи вступили в открытое противостояние с властями и потребовали отставки первого секретаря ЦК Казахстана «русского Колбина». И совпадения здесь, на наш взгляд, неслучайны. В «стихийность» этой казахской массовки здесь никто не верит, поскольку документы о тех событиях до сих пор лежат под спудом в московских и казахстанских архивах.



Всё это я рассказываю для того, чтобы было понятно, что Казахстан «вещь в себе», и ситуация здесь может измениться очень быстро. Как мне представляется, в российских кругах существует некий стереотип стабильного и дружественного России Казахстана. Но это сегодня. Но далеко не факт, что так будет и завтра. 



Мало кто понимает, что сегодня относительно пророссийский курс поддерживает государственник Назарбаев. После его ухода он может измениться прямо на противоположный. В новой казахской элите преобладают прозападные настроения и «вульгарный национализм».



Естественно, русское население всё это чрезвычайно беспокоит. Поэтому мы внимательно следим за событиями и стараемся, насколько это в наших скромных силах, работать на упреждение. «Русский вопрос» в Казахстане - это не только пресловутая «мягкая дискриминация» здешнего русского населения, но и вопрос большой политики, напрямую связанный с интеграционными процессами и российскими стратегическими интересами в ЦА. И потому мы рассчитываем, в первую очередь, на внимание нашего российского Отечества к реальному положению соотечественников в Казахстане и текущими событиями во внутриполитической жизни страны. 



- Вы, Максим Борисович, были участником Всемирного конгресса российских соотечественников в Москве. Какие проблемы русского зарубежья Вы могли бы отметить, основываясь на собственном опыте общественной деятельности?



- Ваш вопрос коррелируется с тем, что я сказал только что. Наличие консолидированного русского зарубежья один из важнейших компонентов российского влияния в СНГ и, соответственно, правового положения русских в бывших советских республиках. Россия подпирает русских, а русские подпирают Россию в границах её геополитических интересов. Хотелось бы, чтобы претворялся в жизнь тезис Владимира Путина, что Россия будет выстраивать свои отношения с другими государствами, принимая во внимание соблюдение прав российских соотечественников.



В принципе, я удовлетворён итогами конгресса. Они адекватны тому, что сегодня может Россия, так как я очень хорошо понимаю, что для российского руководства есть глобальные задачи, обусловленные необходимостью экономического и геополитического рывка. И в этом ряду проблемы Русского мира, конечно, важные, но не самые важнейшие.



Радует то, что русское зарубежье остаётся приоритетом во внешней политике России, о чём заявил президент Дмитрий Медведев. Особенно хочу отметить слова патриарха Кирилла об угрозе размывания русского ядра, которому был нанесён тяжелейший ущерб катаклизмами XX века. 



Особенную тревогу у меня вызывает «деидеологизация» Русского мира, его внутренняя аморфность. Обезличенная «русскокультурность» без выделения носителя русской цивилизационной матрицы приводит к тому, что русское зарубежье становится всё более «интернациональным» и зачастую враждебным по отношению к русским и России. Беспокоит также формализованный процесс объединения организаций российских соотечественников, в котором любой случайный человек может объявить себя «русским вождём» и иметь право голоса. В подходах российского МИДа нет каких-либо оценочных критериев, позволяющих отделять зёрна от плевел. В результате Россия получает «других русских», не имеющих никаких обязательств по отношению к своему историческому Отечеству.



Впрочем, об этих и других острых проблемах строительства Русского мира хорошо рассказал Николай Бердников в обстоятельной статье «Проблема соотечественников: послесловие к Всемирному конгрессу», опубликованной на сайте «Русское единство». Затем она была опубликована на сайте «Русские в Казахстане» и на ряде известных русских интернет-ресурсов. Отсылаю Вас к этой публикации.



- И последний вопрос, Максим Борисович. Каковы миграционные настроения русских в Казахстане? Правы ли отдельные российские политики, говорящие о том, что миграционный потенциал исчерпан?



- Скажу коротко, русские из Казахстана уезжают. На второй вопрос отвечу так: чушь. Полная. Те, кто это утверждает, в лучшем случае, элементарно недобросовестные люди, а в худшем - дезинформаторы.










Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie