logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия и Русский мир
Общество
Европа
Вениамин Стрига

«Курковый эффект»: Валерий Иванович Мошев

Я никогда не видел этого человека воочию. Но считаю, что знаком с ним. И не только по его книгам и публицистике с яркой гражданской позицией патриота России. Бывает так, что человек создаёт «курковый» эффект просто одной фразой поддержки. Термин этот принят у физиков, когда маленькая элементарная частица создаёт лавинообразный эффект, видимый человеческим глазом.

Расскажу небольшую историю, которая случилась на берегах Адриатики, в Черногории, в 2012 году.

Тогда в бывшей югославской республике еще шел бум недвижимости, «дачники» в Черногории, вслед за Испанией и Болгарией, тянулись к морю. Самые разношерстные дачники. И инвесторы, в кавычках и без. Олигархи искали укромные местечки, где запрятать своё натасканное. Мелкие предприниматели делали «нычки» от ненасытных проверяющих. Учительницы продавали квартиры в Москве и Питере, чтобы прикупить домик у моря, - на пенсии узнать запах цветущего олеандра и стрёкот южных цикад. Да, публика среди наших была непростая, вплоть до всяческих «игровых», выдавленных из России вместе с казино, беглого криминала и так далее. Но эта часть далека от публичности.

В Черногории язык славянский, при этом страна традиционно русофильская. Поэтому адаптация на бытовом уровне не очень сложна. Конечно, это не исключает того, что южный хитрец попытается подзаработать на «русском миллионере», ну так а где же такого нет в прибрежных районах, включая наши, российские?

Сам автор этих строк – журналист и публицист, общественный деятель, попавший в Черногорию в 2004 году совершенно по другим причинам. А именно – после бурных алюминиевых войн и серии публичных расследований про отмывание и бегству капитала. В результате довольно хитроумных финансово-материальных схем. В Черногории работал по своим проектам – «Русский журнал Адриатика», малое предприятие Русское спутниковое ТВ и другие.

С 2004 по 2011 год я наблюдал, как мы, россияне, из редкости в Черногории превратились в главную публику туристических променадов и риэлторских фирм. Раз много русских – мы начинаем «кучковаться». А тут 5-7-10 тысяч постоянно проживающих, десятки и сотни тысяч приобретенных объектов недвижимости. Это серьёзные человеческие и людские вливания в страну численностью 620 тыс. коренного населения. К тому времени уже были попытки объединять наших сограждан в разные структуры. Горели они на том, что рано или поздно вылезала коммерческая подоплёка. Вылезла она и в новой инициативе громкого частного фонда, попытавшегося замонополизировать отношения с посольством России. Но сейчас времена меняются. Быстро в нашу жизнь вошли и закрепились социальные сети.

В итоге все мухлежи быстро попадают под пристальное внимание публики. Так случилось и у нас. Колоссальное возмущение привело к тому, что люди стали задавать вопросы – как работает представительство России в Черногории, почему частные структуры там крышуются, и так далее. В общем, как сейчас говорят, в сетях поднялся «хайп».

Я же слыл за опытного старожила из российских экспатов. Поэтому так или иначе вопросы посыпались и мне. Но как-то к тому времени не задумывался, что есть мировое движение соотечественников, что реально ситуацию с посольством можно и нужно вводить в норму. Потому что кроме нас, россиян, за нами пристально наблюдали и местные товарищи – есть ли у нас консолидирующие силы, общественные лидеры, опора в дипломатических кругах и так далее. Частный фонд махом забил слушателями и фуршетниками конференц-зал пятизвездочного отеля, но дальше этого продвинуться не смог. И в его адрес в соцсетях полетели обвинения «показуха, «отмывалово». Как выяснилось позже, часть обвинений основания имела.

Публика наша, черногорская русскоязычная, как я уже говорил, была непроста. Много, очень много было людей с негативом о России. Причем не с критическим восприятием, скажем, отдельных чиновных манер или законов, а с негативом о стране априори. «Поравалильщики», неприятная часть публики.

Поэтому очень остро в спорах встал вопрос – надо ли работать с Россией? Многие свежие приехавшие убеждали меня – обожжешься, не лезь, уехал и уехал. А я-то в душе не уехал. Пришлось переменить место проживания, и повезло – все сербы и черногорцы Россию любят. Как и я, и мой самый ближний круг.

Вроде бы случайно, но через портал Russkie.org вышел на Валерия Ивановича Мошева. Собственно, он и стал проводником и наставником, который объяснил, как работает общая соотечественная структура. Как и что мы можем публиковать на общих ресурсах с целью консолидировать людей. Как придать публичность реальному производственному наполнению общественных движений патриотического направления. Всё это было для нас, группы патриотичных общественников, очень актуальным, потому что к тому времени мы проводили и субботники по обустройству, помогали монастырям русских святых с нашими послушниками и монахами, проводили традиционно российские праздники, клубы по интересам, организовывали фонд взаимопомощи, помогали мемориалу русских эмигрантов времён гражданской войны и много е другое. Были даже экзотические задачи: однажды вместе с местными спасателями подготовили экспедицию по поиску соотечественника, пропавшего в горах. Быстро нашли деньги на бензин спасателям, а среди своей диаспоры нашли людей с альпинистской подготовкой и опытом работы в горах, врачей.   Слава богу, соотечественник нашелся буквально за полчаса до ночного выхода нашей «армии» в горы. Сбился с пути в монастырь, прошёл перевал и сам вышел на дорогу.

Так вот, признаюсь, завалил я Валерия Ивановича разными вопросами. А он нисколько этим не тяготился, наоборот, высказал живое участие. По итогам многодневного общения так и сказал - ребята, вам сам бог велел не в залах заседать, а дело делать. Делайте свою общественную структуру, будем помогать и публиковать о делах. А в Москве со временем получите и другую помощь.

Поделился с ним нашими спорами. Мошев был решительным. Работать – только с Россией. Да, недостатков у нас в госаппарате много, волокита, недобросовестнось служивых, но нужно уметь видеть главное. А главное – это Россия.

Он был прав. Потому что кто тогда решил остаться в нейтралитете – они уже отдрейфовали к антироссийским берегам. Но тогда-то еще не было Крыма в России и НАТО в Черногории, и многие думали отсидеться на теплом море, в нейтралитете. Забегая вперед, скажу, теперь эти «общественники» работают с британским Bellingcat и американским Stratfor. Носят футболки с Путиным и георгиевские ленточки, да поздно уже, засветились.

Честно говоря, благодаря отмашке Валерия Мошева мы с соратникамии и решились на общественную работу с явной пророссийской позицией. Для нас-то эта позиция была органичной, сомнения были лишь в том – продавим ли мы её в паблике. В среде преобладающих довольно эгоцентричных мелких буржуа и «поравалильщиков». Работа привела и к нормализации взаимодействия с посольством, и ко многим другим хорошим делам, и даже эгоцентрики потянулись к нам. Нашли поначалу возможность взаимодействовать и с тем частным фондом, который поначалу вызвал бурный негатив, потом, правда, фонд всё-таки перебежал. Тогда мы решили-таки формировать КСОРС, мне как раз и досталось быть первым координатором. Масштабу регулярного празднования Дня Победы местная публика только восхищалась, и местные скупали на побережье все цветы – вручали прямо в прибрежном ресторане нашим ветеранам. Приходили на наши шествия «Бессмертного полка», причём в числе чуть ли не больше россиян. Продавили мы «пророссийскость», получилось.

Потом, с вступлением страны в НАТО, начались иные, жесткие игры. Но это уже другая история про Bellingcat , US Aids, Stratfor, Meduza, перебежчиков и коллаборантов типа Марата Гельмана, да и некоторых бывших из КСОРС.

Говорят – не дело писателя поднимать и инициировать какие-то структуры. А вот бывает и так. «Курковый эффект». Пока Валерий Иванович был с нами – я ещё не раз с ним советовался. Светлая память. Отличное время консолидации соотечественников. Очень хороший результат на том этапе, и он был нужен. Нигде и никогда нельзя сдавать позиции без борьбы за свою страну Россия. Уверен, Валерий Мошев – пример такой человеческой позиции.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie