logo

Хлебные крошки

Статьи

Современная русская идентичность
Вера
Дальнее зарубежье

Протоиерей Всеволод Чаплин: Вдали от Родины русский человек быстрее приходит к Вере

По мнению священнослужителя, Россия заинтересована в приезде людей, близких к русским по этническому происхождению и вероисповеданию

Глава отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал порталу RUSSKIE.ORG об отношении к эмигрантам – русским и нерусским

– Отец Всеволод, как христиане относятся к мигрантам?

– Религиозные общины не случайно занимаются проблемами мигрантов. Это для них абсолютно естественное служение. Идеалы странноприимства всегда присутствовали в разных религиозных традициях. Странноприимство много раз упоминается и в Священном Писании. Христианские Церкви всего мира осуществляют служение и миссию среди мигрантов. В Римско-Католической Церкви давно существует Папский совет по делам мигрантов. Православные и протестантские Церкви совместно создали Комиссию Церквей по мигрантам в Европе.

– В чем заключается церковное служение среди мигрантов?

– Во многих странах Церкви заботятся об интеграции мигрантов, об их обучении, вовлеченности в общественную и культурную жизнь. И о том, чтобы отношение к мигрантам в принимающем обществе было  справедливым. В то же время отношения  между ними и коренным населением редко бывают безоблачными. Человек, прибывающий в новое для себя общество, подчас склонен видеть его в упрощенном виде, а некоторые существующие в нем правила воспринимает как малозначимые или свидетельствующие о проявлении слабости.

– Речь идет об эмигрантах из стран Закавказья и Средней Азии?

– Это касается не только жителей стран Средней Азии в Москве. Это касается  многих русских и американцев в Западной Европе. Люди ведут себя не так, как принято в обществе. И это порождает конфликты. Чтобы их не было, нужно решительно пресекать проявления хамства, вызывающего поведения, неуважения к местным традициям и обычаям, а тем более к закону. Эмигрантам и внутренним переселенцам надо объяснять те правила и принципы, на основе которых устроено общество, куда они приезжают, обучать языку, истории, культуре.

– В приезде каких мигрантов, с Вашей точки зрения, заинтересована сегодня Россия?

– Прежде всего – людей близких нам по этническому происхождению и по вере. И таких людей прибывает достаточно много. Помимо прочего, возник, к сожалению, феномен политической эмиграции из Украины из-за того, что на многих оказывается давление. Я лично знаю десятки людей, которые были вынуждены переехать в Россию. Кто-то говорит, что на время, а кто-то – что навсегда.

Много приезжает единоверных нам молдаван. В целом ряде монастырей и приходов эти люди трудятся, а многие стали здесь священниками, монахами и монахинями.

Думаю, что приезжающие в Россию выходцы из Китая и стран Юго-Восточной Азии могут принимать православие. Только что отмечалось 150-летие со дня приезда в Россию корейцев, многие из которых приняли православие и положили начало феномену корейского православия, распространенного теперь и в России, и в Корее – Северной и Южной.

Не вижу ничего дурного в приезде и мусульман, если только нам удастся добиться принятия этими людьми тех интерпретаций ислама, исторически сложившихся в российском культурном и духовном поле, которые воспринимается большинством  нашего народа как дружественные и предполагающие мирное сосуществование разных вер, этносов и социальных моделей.

– Русские эмигранты тоже приезжают в Россию. Насколько активно они участвуют в религиозной жизни?

– Более активно, чем люди, которые живут в России с рождения или много десятилетий. И часто они впервые получают работу именно в религиозных общинах, часто на приходах и в монастырях они получают первую помощь в установлении социальных связей. У них есть и свои объединения, связанные с землями и странами, из которых они исторически вышли. Эти объединения достаточно близки к церковным общинам.

– А русские эмигранты за рубежом?

– Их уровень религиозности гораздо выше, чем у жителей России. Люди, которые не ходили в храм на Родине, за границей начинают ходить чаще, активнее участвуют в жизни церковной общины.

Некоторые соцопросы, касавшиеся религиозности русских людей,  показывают, что интерес к церковной жизни наиболее велик в больших городах, на Дальнем Востоке, где люди обостренно чувствуют свою православную идентичность, и конечно, в эмиграции. Это связано с тем, что русские, находясь в отдалении от Родины, пытаются в большей степени консолидироваться со своими соотечественниками, воспитать детей в духе той традиции, к которой принадлежат сами. Интеграционная активность в диаспоре выше, чем на Родине.

Впрочем, русские не являются самым сильным народом с точки зрения сплоченности диаспоры. Недавно состоялась конференция, где приводились данные о том, что в Германии греческих школ значительно больше, чем русских, хотя самих греков живет в разы меньше, чем наших соотечественников. А турецких школ больше во много раз. Так что, нам здесь есть с кого брать пример.

Интервью взял Борис Посадский

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie