logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Борьба с ИГИЛ в Сирии укрепит военный щит Центральной Азии

Дестабилизация Центральной Азии – попытка втянуть Россию в борьбу с ИГИЛ на два фронта

Появление "Исламского государства" (организация запрещена на территории РФ) стало новым вызовом для постсоветского пространства. Представители силовых ведомств России и республик Центральной Азии констатируют, что присутствие ИГИЛ (ДАИШ) на границах стран региона представляется вполне вероятной перспективой. В первую очередь это связано с тем, что ИГИЛ (ДАИШ) планомерно внедряется в другие террористические организации и таким образом расширяют свою сеть.

"Исламское государство" – значительно более гибкая и развитая структура, чем другие региональные террористические организации. В его рядах действует боевая группа "Мавераннахр", куда входят граждане Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. ИГИЛ (ДАИШ) поэтапно готовит трамплин для переброски террористических группировок в страны Ферганской долины. Российские спецслужбы отмечают, что часть террористов проникает в Афганистан, а в ближайшей перспективе руководство ИГИЛ (ДАИШ) попытается расширить зону своего влияния на территории Центральной Азии и в направлении Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

По данным Госкомитета нацбезопасности Киргизии, "Исламское государство" выделило более 70 млн. долларов на организацию терактов, вербовку граждан и подрывную деятельность в странах Центральной Азии.

Ряд политологов считает одной из первоочередных задач по противодействию ИГИЛ (ДАИШ) поиск источников его финансирования. Руководство России уже начало работу в этом направлении: 18 ноября 2015 года Указом Президента создана Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

Не исключено, что наращивание усилий боевиками ИГИЛ (ДАИШ) в Центральной Азии на фоне их отступления в Сирии направлено на открытие второго фронта против Москвы. Цель таких действий – заставить Россию вести борьбу одновременно на двух направлениях и ослабить ее военно-политический потенциал. В этом заинтересованы не только боевики, но и ряд западных стран, которых не устраивает российский внешнеполитический курс.

Это становится особенно актуальным в связи с тем, что Центральная Азия по-прежнему остается полем столкновения интересов США и России. Администрация Обамы взяла курс на уход из Афганистана, и это решение подвергается активной критике республиканской оппозиции. Между тем, позиции России в центральноазиатских республиках, наоборот, усиливаются, что не может не беспокоить Вашингтон. С этим связан недавний первый в истории визит госсекретаря США Джон Керри в страны Центральной Азии с "разведывательной" целью – узнать, насколько сильны пророссийские настроения на их территории, и найти политиков, чьи взгляды потенциально соответствовали бы американским геополитическим интересам.

По словам вице-президента Академии геополитических проблем Константина Соколова, еще в начале 2000-х годов США начали разрабатывать план по обострению ситуации в Афганистане и последующей дестабилизации военно-политической обстановки в государствах региона и непосредственно в России. "Однако в последние годы произошли серьезные изменения, которые изначально не учитывались авторами этого сценария. В условиях развития интеграционных процессов в рамках структур БРИКС, ШОС и ОДКБ Афганистан оказался в качественно ином окружении, что серьезно подрывает устойчивость проамериканских сил в этой стране", – отмечает эксперт.

Военный эксперт Вадим Козюлин также указывает на эффективность деятельности ШОС и ОДКБ. "ШОС серьезно борется против терроризма, экстремизма и сепаратизма в регионе. Данной организацией было предотвращено более 400 терактов, уничтожено 15 главарей бандформирований. Что касается ОДКБ, то эта организация может собрать практически 1,2 миллиона человек", – подчеркивает эксперт.

Кроме того, на встречах руководства СНГ, ОДКБ и ШОС неоднократно подчеркивалась возрастающая роль этих региональных организаций и существующих в их составе структур как универсального инструмента защиты государств региона.

Именно поэтому российская военная поддержка Сирии необходима для упреждения массового возвращения террористов на родину, в Россию и страны СНГ. Опыт антитеррористической борьбы на сирийском направлении может стать основой для создания единой системы противодействия терроризму в Центральной Азии, а затем и на международном уровне.

Деятельность российской авиации в Сирии получила поддержку в республиках Центральной Азии, что свидетельствует о понимании руководством этих стран угрозы разрастания "Исламского государства" и их готовности создавать вместе с Россией единый фронт для противодействия терроризму и экстремизму.

Неслучайно Казахстан, ближайший сосед и партнер России, стал площадкой для встреч представителей сирийской оппозиции и обсуждения политического урегулирования кризиса в Сирии. Выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил, что терроризм – серьезная угроза для всего человечества, и предложил учредить под эгидой ООН антитеррористическую коалицию.

Глава Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что впервые такие эффективные авиаудары по боевикам смогла нанести Россия, а не американская коалиция: "До этого была какая-то игра: бомбили ИГИЛ, а в тоже время он расширялся и укреплялся".

"Борьба с ИГИЛ в Сирии отвечает интересам Киргизии. Мы поддерживаем действия России по нанесению воздушных ударов по позициям ИГИЛ. Страны-члены ОДКБ должны думать о защите своих границ. Ведь цель ИГИЛ – это создание халифата в Центральной Азии", – подчеркнул Атамбаев.

Обратим внимание на то, что центральноазиатские республики представляют собой часть некогда единого пространства. Вне зависимости от государственных границ их население объединяют личные и родственные связи. Именно этот исторический фактор будет способствовать консолидации сил для противостояния терроризму.

Между тем, Россия делает все, чтобы действия ВКС РФ в Сирии укрепляли военный щит Центральной Азии. По словам посла России в Киргизии Андрея Крутько, уже сейчас есть понимание того, какие силы, куда будут перебрасываться в случае возникновения угрозы. Ставка делается на 201-ую военную базу в Таджикистане и авиабазу в Канте (Киргизия), которые готовы применить боевую авиацию и принять дополнительные подразделения в случае вторжения в республики Центральной Азии боевиков ИГИЛ (ДАИШ). "Мы все помним баткенские события 1999 и 2000 годов, и наличие нашей базы в Канте – это гарантия того, что повторения тех событий не будет", – уверен Крутько.

Таким образом, имеющая серьезный военный потенциал Россия остается мощной сдерживающей силой в Центральной Азии, способной остановить проникновение ИГИЛ (ДАИШ) в регион. При этом деятельность ШОС и ОДКБ и солидарная позиция центральноазиатских республик, вероятно, создадут платформу для превентивных шагов в отношении распространения экстремизма и усиления уже существующего антитеррористического фронта, направленного на борьбу с новым мировым злом.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie