logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика

Иван Корнев

Дело тонкое

Крымскотатарский Курултай заклеймил "раскольников" и поддержал Ющенко

Прошедшая с 10 по 12 сентября третья сессия IV Курултая крымскотатарского народа была интересной во многих отношениях. Прежде всего, потому, что на данном собрании, претендующего на выражение мнения всех крымских татар, одним из главных вопросов являлась позиция Курултая по отношению к будущим президентским выборам на Украине.

Впрочем, особых сенсаций здесь не ожидалось, поскольку еще два месяца назад крымскотатарский Меджлис принял решение рекомендовать Курултаю поддержать лидера "Нашей Украины" Виктора Ющенко, в парламентскую фракцию которого входят два представителя Меджлиса – председатель Мустафа Джемилев и его первый заместитель Рефат Чубаров.

Уже при открытии съезда было зачитано приветственное послание Виктора Ющенко к его участникам, в котором, в частности, говорилось, что "именно Украинское государство с самого своего основания было принципиальным в отношении поддержки самоотверженной борьбы крымских татар за возвращение на Родину, которую у них отобрал 18 мая 1944 года сталинский режим, совершив в отношении крымкотатарского народа акт геноцида". Лидер "Нашей Украины" призвал участников Курултая в ходе выборов "сохранить демократию в нашем отечестве, защитить конституционные права граждан". Назвав это "нашим с вами долгом", Ющенко подчеркнул, что "только демократия является универсальным рецептом от того, чтоб не повторилась трагедия 18 мая 1944 года и 1933 года, и миллионы личных трагедий без даты, трагедий невинноубиенных тоталитаризмом людей".

О демократии и выборах в ходе работы Курултая говорилось вообще очень много. Причем о выборах не только предстоящих. В развернутом докладе председателя Меджлиса Мустафы Джемилева с целью "избежания допущенных ошибок" был сделан подробный анализ итогов прошедших в 2002 году парламентских и региональных выборов. При этом докладчик выявил "ряд очень удручающих факторов".

Одним из таковых факторов Мустафа Джемилев назвал недостаточно высокую активность крымскотатарских избирателей, всего на 3-4 % превысившую общий показатель по Крыму. При этом председатель Меджлиса подчеркнул, что "крымские татары при нынешней политической атмосфере могут рассчитывать в основном только на голоса своих соотечественников, и если при существующей демографии мы хотим достичь каких-то результатов, то необходима максимальная активность".

Но еще более серьезным недостатком, по словам Джемилева, является несогласованность действий самих кандидатов от крымских татар. Такой кандидат, отметил докладчик, "имеет некоторый шанс выйти победителем только в том случае, если в округе за него проголосуют все крымские татары и не будет другой кандидатуры от крымских татар". В действительности же во многих округах по выборам депутатов в Верховную раду Автономной Республики Крым в противовес кандидатам, поддержанным Курултаем, были выставлены от одного до трех самовыдвиженцев из числа крымских татар.

Подробно остановившись на характеристике этих "самовыдвиженцев", которые даже были разбиты на четыре "категории", Джемилев, по сути, невольно подтвердил тот факт, что далеко не все крымские татары готовы объединится вокруг Меджлиса и Курултая. Хотя, конечно, эпитеты для обозначения "раскольников" были выбраны достаточно жесткие.

Так, представители первой категории были названы "откровенными провокаторами", которые "заведомо знали, что не имеют никаких шансов быть избранными, но выдвигались для того, чтобы оттянуть часть голосов крымских татар и отработать полученные от реального кандидата или политической партии деньги".

Ко второй категории были отнесены "не в меру амбициозные люди, которые явно переоценивали свои возможности или же находились в недружественных отношениях с кандидатом, выдвинутым Курултаем".

Третью категорию Джемилев определил как "политическую оппозицию Меджлису и Курултаю". По его словам, "это группы людей, которые по политическим и иным соображениям не согласны с самим существованием системы национального самоуправления крымских татар или же отторгнутые из этой системы из-за своих определенных проступков. Их задача заключается в том, чтобы всегда действовать в противовес решениям Курултая и Меджлиса. За это они, разумеется, получают поддержку известных политических и административных кругов в автономии и в Украине".

Наконец, четвертая категория – это "группа приверженцев завезенных в Крым извне еретических сект в исламе". Если среди представителей выделенных Джемилевым первых трех категорий "раскольников" мы можем рассмотреть тех, кто не разделяет радикальных воззрений лидеров Меджлиса, то эта группа, напротив, еще более радикальна в своих воззрениях и целях. По словам докладчика, они "придерживаются мнения, что если мы живем в неисламском государстве, то ни в коем случае не должны участвовать в общественно-политической жизни и выборах этой страны. Тех, кто не придерживается их точки зрения, они считают "неверными". Соответственно, к этим "неверным" они относят и Меджлис. Эти, разумеется, не выдвигают своих кандидатур, но ведут агитацию, чтобы крымские татары не ходили на выборы. Но отмечены некоторые случаи, когда они агитировали голосовать за соперников кандидатов от Курултая".

Позже в своем докладе Джемилев еще более подробно остановился на характеристике крыскотатарских групп, оппозиционных возглавляемой им организации. В разделе, посвященном войне в Ираке, которую Меджлис в целом одобрил, а также поддержал отправку туда украинского миротворческого контингента, докладчик упомянул о ряде организаций, совсем иначе отреагировавших на данную проблему.

В частности среди них были названы "сторонники в прошлом прокоммунистической группировки, называющей себя "НДКТ", изгнанные решением Курултая 1997 года из Меджлиса несколько бывших его членов, так называемая партия "Миллет", куда входят по последним нашим данным 8-10 человек, и ряд других, которые сейчас сгруппировались в так называемый "Координационный совет общественно-политических сил крымских татар", и большинство которых в преддверии выборов вошло в созданную в Донецке так называемую "Партию мусульман Украины", а также приверженцы не традиционных для Крыма сект в исламе". Именно эти силы, как отметил Джемилев, "организовали шумную кампанию против заявления Меджлиса по Ираку".

Что касается радикальной оппозиции, то она также была прямо обозначена. Во-первых, это сторонники партии "Хизб-ут-Тахрир". По словам председателя Меджлиса, их численность в Крыму "по некоторым оценкам составляет около 5-6 сотен человек, в их числе, правда, не только крымские татары, но также и обучающиеся в Крыму студенты из некоторых арабских стран, несколько бежавших от режима И.Каримова узбеков и другие". Джемилев также рассказал, что "эта партия, образованная в 1953 году в Палестине, значится в международном списке террористических организаций, запрещена во многих странах, за исключением Израиля и некоторых европейских стран Запрещена она и в большинстве мусульманских стран, как организация террористическая, антиисламская, инфильтрованная агентами спецслужб определенных стран и работающая на дискредитацию ислама в глазах мировой общественности". По его словам, "они хотят построить всемирный мусульманский халифат, этакое сверхгосударство, куда будут входить все исповедующие ислам со своими территориями, и во главе будет стоять халиф, который лучше всех знает Коран. Никаких национальностей, национальной культуры, национальных языков они не признают – все, оказывается, будет на арабском языке... Такие понятия, как "демократия", "закон" – они не признают, считают, что это выдумки неверных".

Во-вторых, это "ваххабиты" или, как они сами себя называют, "салафиты". "Их тоже в Крыму несколько сотен. Они несколько отличаются от "хизбутчиков" и даже с ними сейчас в несколько натянутых отношениях, но они также не признают ни законы, ни Муфтият, ни другие выборные органы. Они стараются создавать религиозные организации, подчиненные не Муфтияту, избранному мусульманами Крыма, а своим зарубежным наставникам, выступают за создание в Крыму параллельного духовного управления, куда входили бы созданные ими организации", - отметил Джемилев.

Что касается оппозиции в целом, то Мустафа Джемилев высказался за определенные санкции в ее адрес. Поскольку некоторые представители "раскольников" входят в состав Курултая, то, по его мнению, необходимо по отношению к ним сделать определенные оргвыводы, "не в порядке возмездия, наказания или мести, а в целях очищения и укрепления органов национального самоуправления".

В докладе Джемилева не раз упоминалось и о "внешних" врагах, среди которых преимущественно мелькали "пророссийские шовинистические" силы. В частности, упоминалось и о популярном в Крыму политике Леониде Граче, чьи заявления о крымскотатарской проблеме лидер Мелжлиса назвал "придурковатыми", да еще в контексте упоминания о неких "крымских фашистах", надо так понимать, русского происхождения.

Возвращаясь же к теме президентских выборов, отметим, что еще до окончательного принятия решения на Курултае о поддержке своего кандидата, Джемилев подчеркнул, что "в этом вопросе могут быть разные точки зрения, но очень важно, чтобы решение, принятое большинством голосов стало законом для каждого делегата Курултая и чтобы делегаты, выйдя к народу, работали именно на кандидата, утвержденного Курултаем, а не действовали по своему усмотрению". Формулировка, прямо скажем, "демократическая".

Впрочем, развивая свой тезис, лидер Меджлиса отметил: "Мы живем не при тоталитарном режиме, а в государстве, строящем демократическое общество, а демократия не запрещает заниматься очень многими формами деятельности, в том числе и такими порочными, как проституция и т.п. Но если человек, например, решил заняться такого рода деятельностью, то он, в соответствии с теми же демократическими принципами, не должен рассчитывать, что все будут подавать ему руку или принимать его во всех приличных обществах".

В итоге Курултай, естественно, заявил о своей "безусловной поддержке на предстоящих 31 октября 2004 года выборах Президента Украины кандидатуры Виктора Ющенко" и обратился с призывом "к соотечественникам, ко всем избирателям Крыма" проголосовать именно за этого кандидата.

Но, несмотря на всю определенность этого выбора, Мустафа Джемилев не собирается "сжигать мосты". В своем докладе он, видимо, не зря сказал следующие слова: "Крымскотатарский народ сравнительно немногочисленный, составляет всего около полпроцента населения Украины, поэтому, естественно, мы не рассчитываем, что наши голоса будут иметь решающее значение на исход выборов. Но на этих выборах нам очень важно еще раз проявить единство нашего народа, нашу политическую культуру и зрелость, наше уважение к избираемому самими же нашему представительному органу. Только в этом случае наша позиция будет беспроигрышной, даже если будет избран не тот кандидат, за которого мы будем голосовать. Эта позиция будет беспроигрышной по той простой причине, что любой пришедший к власти разумный политик будет считаться с организованной силой, которая руководствуется твердыми политическими принципами, а не с теми группировками из числа наших соотечественников, которых можно купить или каким-то иным способом заставить голосовать в свою пользу, поскольку в другой раз этих людей могут перекупить или заставить другие". Сказано же: "Восток – дело тонкое".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie