Догоним и перегоним "Оскар"?
Особенности национальных кинопремий
18 апреля с.г. в Москве состоялась церемония вручения кинематографической премии "Ника". На следующий день сие помпезное действо могли наблюдать отечественные телезрители. Церемония была подана, казалось бы, в лучших традициях западных шоу: шикарные наряды кинозвезд, роскошно декорированная сцена, пафосный, но с претензией на ироничность тон ведущих, проникновенные речи победителей, вставочные выступления приглашенных артистов, искусственно созданные интриги вокруг номинантов. Пир для любителя телесветской жизни. Окошко в другой мир для человека, живущего иными, более приземленными категориями. А самое главное – "все, как у них".Притчей во языцех стало сравнение американской кинопремии "Оскар" и отечественной "Ники". "Наш "Оскар"! – так называют "Нику" российские кинодеятели, предполагая, что подобное сравнение является комплиментарным. И хотя отец-основатель "нашего "Оскара" Юлий Гусман открещивается от аналогии с американской премией, утверждая, что "Ника" есть продукт самостоятельный, самодостаточный, хранящий традиции русской кинокультуры, нельзя не заметить: принцип равнения на Запад давно стал всепроникающим элементом в отечественном киноискусстве. И здесь Гусман лукавит: буквально все главные идеи и сценарные ходы списаны у забугорного "старшего брата", а попытки внести, что называется, частичку русской души выглядят нелепыми и абсолютно не к месту – получается этакая неудобоваримая смесь виски с водкой. Устроители церемонии, видимо, хорошо знакомы с понятием эклектики и целью ставят совместить несовместимое – иначе это и не назовешь, ибо типичнейшее американизированное выступление Киркорова и подчеркнуто душевное чествование Бориса Васильева никак не вяжутся друг с другом. Похоже, Гусман следует принципу "и нашим, и вашим". Но попытка угнаться за двумя зайцами – диктующим киномоду Голливудом и традиционной русской духовностью – оставляют дурное впечатление. Пресловутый тезис из недавнего прошлого "догнать и перегнать Америку", видимо, так прочно засел в умах не только политической, но и культурной тусовки, что до сих пор деятели искусства ревниво поглядывают на Запад: "А как там у них?" Но вот при осуществлении "обгона Америки" приходится вспоминать другой афористичный тезис – "хотели как лучше, а получилось как всегда".
История, как известно, повторяется дважды, причем второй раз – в виде фарса. Нечто подобное, фарсовое можно наблюдать на всех наших кинопремиях и кинофестивалях, которых в общей сложности чуть ли не больше, чем выпускаемых фильмов. Вернисаж одних и тех же доморощенных "звезд", порядком потрепанных от частого мелькания, бесконечные банкеты, призванные восстановить силы утомившихся после просмотра кинодеятелей, благоговейное ухаживание за иностранными гостями, у себя на родине давно забытыми, у нас же боготворимыми. И каждый раз нет-нет да и проскользнет самодовольный мотив в речи президента того или иного фестиваля – "Не хуже, чем в Каннах!" или "Прямо, как на "Оскаре"!" Даже неизменная ковровая дорожка неизменно красного цвета стала чем-то вроде фетиша, символа "настоящего" фестиваля. Конечно, какой же фестиваль и без красной дорожки да прохода по нему "звезд"?
Безусловно, следование образцам есть вполне логичный просчитанный ход, вот только погоня за внешним сходством и перенимание атрибутики для культуры, обладающей собственным лицом и достоинством, выглядит глупо и убого. Рафинированная показная пышность и искусственная патетика, что сопровождает сейчас любую киноцеремонию, совершенно чуждо русскому духу и оставляет чувство фальши и натянутости. Аура благолепия и довольства, естественная для западных шоу, здесь вызывает лишь раздражение, усиленное тем фактом, что уровень и количество фильмов Америки и Европы позволяет им, в отличие от нас, устраивать подобные мероприятия. И это притом, что различные фестивали и премии у нас плодятся, как грибы после дождя, – складывается впечатление, что у кинообщественности давно вошел в моду лозунг "Даешь каждому фильму – по фестивалю!".
В этой связи вспоминается недавняя душераздирающая светская история "Как поссорились Никита Сергеевич и Юлий Соломонович". История поучительная и вполне вписывается в контекст современного состояния дел в нашем кино. Суть ее в том, что известные режиссеры и просто знаменитые люди Гусман и Михалков не поделили то ли собственные амбиции, то ли Дом Кино, где ранее и проходили ежегодные церемонии вручения наград "Ники", в результате чего Михалков организовал собственную киноакадемию России и новую премию "Золотой орел". Посему на данный момент в России существует две ежегодных национальных кинопремии и две киноакадемии. А теперь представьте себе, что в какой-нибудь Америке какой-нибудь Спилберг за что-то обиделся на какого-нибудь Скорсезе и решил создать альтернативный "Оскар", перетянув на свою сторону половину американских академиков. Глупо и смешно, не правда ли? Зато у фильмов появилось бы в два раза больше шансов назваться лучшим фильмом года. Правда, осталось бы неясным, что же все-таки лучше – "Властелин колец", получивший старого "Оскара", или "Чикаго", взявший нового, допустим, "Золотого кондора", – но это не столь важно: и тот, и другой могли бы считать себя победителем. Вот подобная ситуация и складывается у нас после "великого передела кинополя". При том количестве фильмов, которые выпускают отечественные киностудии, две национальных премии, каждая из которых претендует на звание единственной и неповторимой, – просто роскошный подарок для тех, кто делает кино. Не получив одну, можно вполне рассчитывать на получение другой. Так Олег Янковский получил-таки свою "Нику" за главную мужскую роль в "Любовнике", а Рогожкин – за свою "Кукушку". Награды заслуженные, вот только о зрителях, как всегда, думают в последнюю очередь: разобраться ему в хитросплетениях и интригах кинообщественности представляется делом сложным.
Поэтому и телешоу под названием "Церемония вручения кинематографической премии "Ника" воспринимается как одно из многочисленных "тусовочных" мероприятий, этакий междусобойчик, не имеющий отношение ни к подлинному русскому искусству, ни к тем, кому это искусство должно принадлежать, – народу. Яростные же уверения устроителей подобного рода "ярмарок тщеславия" в том, что их целью является поддержка и пропаганда отечественной культуры в общем и кино в частности, вызывают горькую усмешку. Если под культурой понимать лоснящиеся лица некоторых наших кинодеятелей, тогда поддержка и пропаганда удается на славу: обязательные банкеты (не явилась исключением и "Ника", которая даже отвела для сего значимого пункта программы отдельный день) делают эту "культуру" краше и полней.
Так символом, полным иронии и явившимся квинтэссенцией всего происходящего в нашем кино, стал момент вручения "Ники" за лучшую режиссерскую работу Рогожкину. После объявления победителя и некоторого замешательства в связи с тем, что победитель на сцену не вышел, Гусман с виноватым видом сообщил: "Рогожкин остался в буфете". Что ж, выбор знаковый: если между хлебом и зрелищами сами непосредственные участники зрелищ выбирают первое, о каком развитии русской культуры можно говорить? Всю культуру променяли на буфет? А из всех идей осталась одна – догнать и перегнать "Оскар".
Будем ждать и надеяться на лучшие времена?...