logo

Хлебные крошки

Статьи

Переселение соотечественников
Общество
Россия

Отар Аршба

Дорога домой

Наши братья и сестры из-за рубежа едут к нам не за пряником

Этот год может стать знаковым для государственной Программы содействия добровольному переселению зарубежных соотечественников в Россию.

В прошлом году в рамках этой беспрецедентной в истории страны акции к нам въехало 32 тысячи человек. Почти столько же, сколько за предыдущие четыре года действия Программы. Несомненный прорыв. Но в целом итог в 68 тысяч переселенцев удручает. Как из-за несбывшихся надежд на приезд сотен тысяч, так и в сравнении с преуспевшими в привлечении соотечественников странами. Так, в Казахстан по программе со схожим механизмом вернулся миллион казахов. Я уже не говорю о классических примерах Израиля, Германии и Греции с десятками миллионов вернувшихся «своих».

Преуспели бы и мы, пойдя по принятому этими странами пути этнической репатриации? Для исторически многонациональной и с национальными административными делениями России сама постановка такого вопроса представляется спорной и, как минимум, требует предварительного общенародного обсуждения. Лично я считаю, что у нас она возможна лишь при тщательном просчете всех вероятных последствий и при наличии общественного консенсуса.

Так что, пока для нас актуальнее добиться максимального эффекта от действующей Программы. Тем более, что она не закончится, как планировалось, в этом году, а станет, как и требовали зарубежные соотечественники, бессрочной.

Бессрочный статус, а также новую редакцию Программы правительство намерено утвердить уже этой весной.

Из новшеств отмечу, прежде всего, снятие такого гуманитарного барьера, как ограничение по составу семьи участников Программы. Сейчас это только родители и дети. Прочим родственникам, пожелай и они вернуться в Россию, не даются преференции участников Программы. А вот по ее новой версии с семьей переселенцев к нам равноправно смогут въехать бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди и, что важно, усыновленные дети.

Отменяется деление регионов на категории, что прямо влияет на величину подъемных и компенсационных сумм. Повышенными они теперь будут только у переселенцев в дальневосточные и приграничные регионы. Это, безусловно, расширяет возможности выбора места для переезда.

Но главное новшество Программы – ее участников перестанут связывать местом работы. Территорией вселения будет не отдельное муниципальное образование с фиксированными вакансиями работы по найму, а весь выбранный для переезда регион. Где и кем там работать, заводить свое дело или просто учиться – все это будет на усмотрение переселенцев. Свободное трудоустройство позволит не только найти работу по душе и по приемлемой оплате, но и быстрее обзавестись жильем.

Впрочем, механизма решения жилищного вопроса не предлагает и новая версия Программы. Хотя именно этот вопрос больше всего отравляет жизнь переселенцев (как, впрочем, и россиян в целом), и именно его, прежде всего, имел в виду Владимир Путин, призывая соответствующие ведомства повысить действенность Программы.

А ведь решение жилищной проблемы лежит на поверхности. Сколько, Вы думаете, земли занимают у нас жилые постройки? Правильный ответ: 1 (один) процент территории страны! Свободных земель навалом не только в медвежьих углах, есть они и под боком мегаполисов. Ну, дайте людям бесплатно участки, что по сей час в бурьянах. Добавьте льготный кредит на строительство – для всех (а не только для многодетных) граждан, включая новоиспеченных из числа переселенцев. Уверяю, прими государство такие решения, страна в считанные годы станет иной. Сибирь, по сей день источник богатства России, расцвела не с казачьих походов, а с реализацией принципа «бери земли, сколь за день обойдешь».

С отсутствием своего угла прямо связана еще одна изматывающая переселенцев проблема - регистрация по месту проживания. Без нее человеку ни на постоянную работу устроиться, ни к врачу обратиться, ни детей в ясли-школу устроить, ни детских пособий получить. То есть, это отсутствие тех мелочей, из которых, увы, складывается пока в целом небогатая жизнь многих россиян. Но с рождения здесь живущие получают эти мелочи автоматом, а что делать переселенцам?

Институт регистрации сдерживает миграцию не только извне, но и внутри России. Есть мухи, есть котлеты. И надо четко различать вопросы безопасности и соблюдение конституционных прав граждан на свободу передвижения.

Да, закон говорит, что «отсутствие регистрации не может быть основанием для ограничения прав и свобод граждан». Но где закон и где мы живем? А иначе было бы столько контор, за деньги клепающих «регистрацию», которой переселенцы при «выявлении подлога» лишаются да еще штрафуются? Ведают ли о том власти региона, приглашающего переселенцев – вопрос риторический. Так что, совершенно справедливо положение новой версии Программы включить результаты ее выполнения в перечень показателей работы губернаторов регионов, которые в ней участвуют.

С другой стороны, коль скоро Центр перекладывает жилищную проблему на регионы с их худыми бюджетами, то справедливо, на мой взгляд, создать Фонд для совместного субсидирования федеральным и региональными бюджетами приобретения жилья переселенцами.

Также надо заинтересовать работодателей в приёме соотечественников на работу, и, прежде всего, в части налоговых льгот. Нужна норма КЗОТ по сроку, на который работодатель обязан бронировать рабочие места для участников Программы.

И еще о том, о чем мы, друзья-соотечественники все говорим и что, увы, продолжает жить. О коррупции. Новая версия Программы, как любой другой закон, может быть выхолощена нашим чиновничеством. Ведь те же регистрация, прописка и даже получение гражданства зачастую решаются за деньги. Недаром, одновременно с десятками тысяч по Госпрограмме к нам помимо нее переселились миллионы более платежеспособных и авантюрных соотечественников. Готовых, на 100 процентов действенных рецептов борьбы с коррупцией нет. Но есть реальное желание и намерение руководства страны справиться с этой заразой.

И, в заключение, самое важное. Государству в целом, и чиновникам на местах в особенности надо понять простую истину: наши братья и сестры из-за рубежа едут к нам не за пряником. Они возвращаются к себе домой.

Отар Аршба,


Председатель Комиссии по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie