logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Вячеслав Петров

Другой мир возможен

Нарастает протест мировой общественности против глобализации

Властители мира ощутили на себе недюжинный прессинг: небезопасно они чувствовали себя только за высокими стенами. Именно в такой обстановке в Нью-Йорке встречались главы концернов и политики. Одновременно в Бразилии 60 тысяч противников глобализации провели свой форум протеста, основная идея которого – "Другой мир возможен". Российские "демократические" СМИ, как всегда, не заметили нарастающий протест мировой общественности против глобализации.

Комнатное убранство и сервис в "бункере", где не так давно проводился очередной Всемирный экономический форум, были исключительными. Это отметили все, кто имел честь войти в список лиц, приглашенных в нью-йоркский отель Уолдорф Астория – недавнее место заседания воротил большого бизнеса и наиболее влиятельных политиков. Высочайшего класса сервис – совсем немаловажная деталь для того, кто не поскупился на 25 тыс. долларов для участия в конгрессе и дальнейшей прогулки перед дверьми отеля.

Но в Нью-Йорке властители судеб, порой кивком головы, определяющие будущее целых народов, оказались на положении арестантов: 4000 полицейских были задействованы в городе, дабы оберегать всю кампанию (2500 наиболее влиятельных экономистов, политиков, ученых планеты) от протестов общественности. Целые улицы были объявлены "закрытыми зонами".

А за 8500 км, в Порту-Алегре, на побережье Бразилии, глобализация показала всему миру свою обратную, более привлекательную и миролюбивую сторону: "всемирный социальный форум" антиглобалистов явился мероприятием альтернативным встрече в Нью-Йорке. В большинстве российских СМИ ему был уделен самый минимум внимания, видимо в связи с тем, что идеи антиглобализма идут вразрез с устремлениями хозяев "демократической" журналистской братии. Еще бы. В стране, где огромные запасы природных ископаемых поделены между кучкой людей, не страдающих в большинстве своем чувством патриотизма, где капитал нуворишей был украден, а не создан, иначе и быть не могло. Ведь те, интересы кого обслуживают эти самые СМИ, посетили конечно же Нью-Йорк, а не Порту-Алегре.

Без заградительных решеток и без полиции со спецвооружением. Всем тем, кто хотел добраться до места заседания, которое раскинулось лагерем вблизи католического университета в Порту-Алегре, было достаточно лишь улыбки.

Около 65 тыс. человек собрались в портовом городке для того, чтобы, разбившись на сотни дискутирующих групп, обсудить свое видение нашего общего будущего, обсудить правила, необходимые для честного распределения общего благосостояния, и новую, справедливую экономическую политику. Как заявил один из политиков, "в Нью-Йорке ведут речь о том, как накопить побольше богатств, а мы обсуждаем, как их лучше распределить".

Люди приехали со всего мира: из Сиэтла, Берлина и Парижа, с перуанских Анд и Индии, из Туниса, Таити, Тибета и Таиланда. Были безземельные крестьяне из Аргентины, где граждане вот уже несколько месяцев протестуют против неспособности правительства противостоять жесточайшему экономическому кризису, поразившему всю хозяйственную систему страны, были и члены Гринпис из Индонезии, возмущенные, принявшим гигантский размах, выловом рыбы, представители профсоюзного движения из Юго-восточной Азии и стран Северной Европы.

Получилась пестрая и огромная коалиция, заставившая слушать себя весь мир. "Um outro mundo e possivel", - так звучал главный их лозунг, - "Другой мир возможен".

На первый взгляд это была неравная борьба за внимание мировой общественности между прибрежным, провинциальным даже по бразильским меркам Порту-Алегре и финансовой метрополией – Нью-Йорком. С одной стороны, властители судеб, с другой – безвластные и беспомощные. В Нью-Йорке – глобальные игроки, в Бразилии – глобальные критики. Деньги против критики и противоречий.

Конечно же, как это всегда бывает, когда дело касается политики, речь шла о девизах и слоганах. Прежде всего в вопросе, кто по праву может сказать о себе, что он служит "общему благу". С одной стороны, в течение последних нескольких лет девиз Всемирного экономического форума звучит как "улучшать благосостояние всего человечества". С другой – у их оппонентов из стана антиглобалистов вызывают саркастические усмешки подобные "коктейль-пати для богатеньких".

Фактически очень непросто объяснить, что же в действительности побуждает главы крупнейших концернов к ежегодным конгресс-посиделкам, во время которых обсуждаются "будущее России" или "настоящее Ислама". Возможно, причины гораздо прозаичнее, чем может показаться: например, стремление принадлежать к некоему закрытому клубу избранных, определяющему правила игры в экономике всего мира. Ведь основанием для членства является годовой оборот минимум в один миллиард долларов! Сегодня принято, после небольшой паузы, приглашать гостей из таких сфер, как СМИ, культура и индустрия отдыха и развлечений.

Не исключено, что это просто потребность в некой интеллектуальной декорации. Желающие придать благородный вид животному стремлению побольше выжать из всего, из чего только возможно извлечь выгоду, чувствуют себя на форуме как рыба в воде.

Едва ли кто другой в такой степени ловко обладал умением управлять бессмысленными и пустыми понятиями, как сам основатель Всемирного экономического форума профессор экономики Клаус Шваб. Первое заседание, в котором приняли участие 400 европейских предпринимателей, он организовал в 1971 году. С годами круг тем постоянно ширился, а вместе с ними – и круг специалистов, ежегодно приглашаемых на форум.

Успех начинания Шваба зиждется на обещании заполнить этический и интеллектуальный вакуум, в котором-де вращаются главы концернов. Придуманный им форум обеспечивал участникам мотивировку, почему в интересах всего мирового сообщества "освободить" рынку руки, а также, к примеру, вопрос относительно того, почему граждане России должны испытывать восторг при мысли о том, что выполнение рекомендаций Международного валютного фонда сделало экономику страны несамостоятельной.

Долгое время организаторы форума вообще не принимали всерьез протесты их критиков. Слишком раздутыми казались их идеи, а выступления слишком неорганизованными. Но времена меняются, и на этот раз вопрос целесообразности и серьезности форума был как никогда актуален.

Проблема в том, что и антиглобалисты имеют на руках всю необходимую статистику, и она не утешительна: доходы почти 1,6 млрд. человек в мире составляют менее двух американских долларов в день. 250 млн детей в мире работают менее, чем за цент в час, треть всего населения планеты живет без электричества, 100 тысяч человек (!) ежедневно умирают от голода. Сегодня 25 млн. человек только в Африке больны СПИДом, а на борьбу с иммунодефицитом тратится всего лишь около 400 млн. долл. в год (для сравнения: это на треть меньше, чем в мире ассигнуется на производство аспирина!). Рядом с этими цифрами любые данные о финансовых потоках и прогнозах роста кажутся кощунством.

Конечно, Шваб, как и все, осознает, что в эпоху телевидения картинка оказывает значительно большее воздействие, нежели печатное слово. Поэтому вполне понятно стремление ведущих мировых СМИ изобразить лицедейство в Нью-Йорке как большой праздник, в отличие от "пестрого сборища" в Бразилии.

Впрочем, движение антиглобалистов тоже имеет своих идолов, таких как, например, канадская писательница Наоми Кляйн или индийский ученый Ванада Шива. Осознанно или нет, антиглабалисты, которых объединяет общее для всех сочувствие и сопричастность пришли к тому, о чем нередко говорил канцлер Германии Вилли Брандт: "Сопереживайте с теми, кому хуже, ибо мир, в котором превалируют принципы максимальной наживы и максимальной рентабельности не дает им места". А сама идея оппонирующего форума принадлежит французу Бернару Кассену, главному редактору "Ле Монд-дипломатик", являющемуся для антиглобалистов тем же, чем является Шваб для их идейных противников. Уже год назад его призыву прибыть в Бразилию последовали около 20 тысяч человек – в пять раз больше, чем планировали активисты движения. В этом же году вновь перекрыты все мыслимые планки - 65 тысяч участников, неравнодушных к будущему нашего общего дома – планеты Земля, которая в наш век кажется не такой уж и большой.

Примечательна тенденция, наблюдаемая в стане антиглобалистов с каждым годом все отчетливее: уже недостаточно просто правильной постановки вопроса, налицо стремление предложить свой вариант выхода из проблемы и активные поиски альтернативы критикуемой ими экономической системы современности.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie