logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Андрей Смирнов

"Джихад" против единоверцев

Ситуация в Чечне пока остается тревожной

Террористические акты в Чечне, унесшие жизни более 70 человек, еще раз показали российскому обществу, что сегодня в России, как прочем и во всем мире, терроризм представляет все более растущую угрозу общественной безопасности и жизни людей.

Трагические события в Знаменском и Илисхан Юрте, имеющие абсолютно одинаковый почерк с терактами, практически синхронно проведенными боевиками "Аль-Каиды" против граждан ряда западных стран в Эр-Рияде, также свидетельствуют о все более четком международном характере современного терроризма. Что касается Чечни, то участившееся использование действующими в республике террористическими группировками смертников-"шахидов", подтверждает высказывавшееся ранее мнение, что ведущую роль в т.н. "чеченском сопротивлении" ныне играют "импортные моджахеды" – выходцы из арабских стран, приверженцы ваххабизма, тесно связанные с "Аль-Каидой" и другими международными террористическими сетями.

Представляется, что отнюдь не случайным было и время проведения терактов в Саудовской Аравии и Чечне. В мировом масштабе – это видится как одна из первых реакций на оккупацию войсками США Ирака и усиление репрессий Израиля против палестинских боевиков. В Чечне же на фоне возникшей в политике федерального центра паузы между проведенным в республике конституционным референдумом и объявлением амнистии участникам военных действий на территории Чечни, руководство террористического подполья видимо решило громко напомнить о себе именно в этот критический период.

Скорее всего, теракты в Чечне и Саудовской Аравии проводились по единому плану и координировались из одного центра. По оперативным данным российских спецслужб, недавно в Чечню из-за рубежа был доставлен миллион долларов, предназначенный для организации серии крупных терактов. Примечателен и тот факт, что теракт в Илисхан Юрте был проведен в день встречи президента России с прибывшим в Москву госсекретарем США Колином Пауэллом.

Совершенно очевидно, что дерзкие теракты с большим количеством человеческих жертв имеют своей целью продемонстрировать неспособность федеральных и республиканских властей обеспечить безопасность в Чечне, посеять среди населения страх, неуверенность и панику и, в конечном счете, сорвать начавшийся с таким трудом процесс постепенной нормализации жизни в республике. Организаторы терактов наверняка надеялись также спровоцировать и жесткие ответные репрессии со стороны федеральных структур, что, по их мысли, должно было бы ударить, прежде всего, по мирному населению и настроить его против "федералов". К счастью, у властей хватило выдержки не поддаваться на провокации. Более того, именно после трагедии в Илисхан Юрте Президент В.Путин объявил о скором начале проведения амнистии в Чечне.

Поражает и неслыханный цинизм террористов, не только сознательно организующих теракты против своих же соплеменников и единоверцев, включая женщин, детей и стариков, но и осуществляющих их в местах проведения священных для мусульман праздников и церемоний. То, что согласно Корану, такие действия являются святотатством и величайшим грехом, вожаков террористов совершенно не волнуют. Привлекает внимание и то, что в качестве террористов-"камикадзе" используются в основном женщины разного возраста и молодые люди.

Как полагают эксперты, вербовщики обычно находят для этих целей женщин и девушек, чьи родные погибли в ходе военных действий в Чечне, или юнцов, попавших под влияние идеологии ваххабизма. Нередко "шахиды" совершают теракты под воздействием наркотических препаратов. Данная тенденция представляется крайне тревожной не только для Чечни, но и для других населенных мусульманами субъектов РФ. Привнесенная с Ближнего Востока "мода" на смертников-"шахидов" будет распространяться с той же скоростью, с какой в Чечне будет расти число чеченцев, ассоциирующих себя не столько со своим народом, сколько с "уммой" – воображаемым всемирным сообществом всех мусульман. Не исключено, что подобные явления могут при определенных условиях затронуть и другие республики Северного Кавказа и Татарстан.

В связи с этим, задачи Федерального центра и местных властей в Чечне существенно осложняются. Видимо, необходимо оперативно разработать комплекс дополнительных мер по усилению режима безопасности в республике с учетом возрастания угрозы террористических актов, проводимых террористами-смертниками. Поиск и ликвидация основных руководителей террора, их командных центров, пресечение каналов финансирования, выявление агентуры террористов в органах власти и правоохранительных структурах Чечни, предотвращение готовящихся терактов очевидно должны проводиться гораздо более энергично и целенаправленно.

Причем эти меры должны носить четкий адресный характер, не затрагивать основную массу гражданского населения и желательно поддерживаться ею. Это, в свою очередь, потребует широкой разъяснительной работы, в которой необходимо сделать упор на тот факт, что теперь террористы сознательно избрали мишенью своих единоверцев и сограждан, не щадя при этом ни детей, ни женщин, ни священнослужителей. Такие действия, с точки зрения нормальных людей, не могут быть оправданы ни религиозными, ни какими-либо иными мотивами. Люди устали от войны и террора, надо убеждать их, что покончить с этим можно только сообща, лишив террористов всякой поддержки и надежды добиться своих целей. Представляется также, что в сложившихся условиях расширение полномочий МВД Чечни и передача ему ряда функций, ранее выполнявшихся федеральными структурами, выглядят вполне оправданными.

В сфере внешней политики очевидными направлениями действий российской дипломатии являются дальнейшее объединение международных усилий по борьбе с терроризмом, разъяснение за рубежом сути и задач политики России по урегулированию Чеченской проблемы, решительный отпор попыткам определенных зарубежных кругов вынудить российское руководство сесть за стол переговоров с террористами и т.д.

В ходе проведения амнистии и подготовки к выборам в конституционные органы власти Чеченской республики, руководству России и правительству Чечни будет необходимо доказать населению свою способность выполнять взятые обязательства и подтвердить это конкретными делами. Хорошо бы обеспечить прозрачность расходования выделяемых на восстановление экономики и социальной сферы Чечни бюджетных средств, реально создать новые рабочие места, очистить города от развалин, построить жилье и т.д. Конечно, сделать все это будет крайне трудно, сложно и дорого. Но надо пытаться, иначе изменить ситуацию в Чечне к лучшему в обозримом будущем практически невозможно.

Пока же ситуация в республике остается тревожной. К сожалению, исключить вероятность проведения новых терактов в Чечне, а возможно и за ее пределами, пока нельзя. Как показывает, мировая практика, успех в войне с таким живучим явлением как террор, требует предельной концентрации всех ресурсов государства и общества, а также эффективной координации усилий всего международного сообщества.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie