logo

Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Алена Атассовская

Его музыка формирует пространство духа

Леонид Тимошенко за 10 лет своей творческой деятельности создал 91 аудиоальбом

Лауреат международных фестивалей, создатель "Всемирной Летописи Вселенной" – самого крупного музыкального произведения в мире, продолжительностью 21 час, вошедшего в "Книгу рекордов Гиннеса", композитор Леонид Тимошенко за 10 лет своей творческой деятельности создал 91 аудиоальбом. Среди его творений есть такие произведения, как "Цветные звуки", "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", "Путешествие Гулливера", "Музыка звучащих сфер" и другие. Он создал 24 концертные программы, в том числе: "Небесная Атлантида", "Люксембургский концерт", "Законы Мироздания", "Ожидание чуда", "Октава Вселенных". В 2002 году Леонид Тимошенко был включен в состав почетных членов Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи Мира и теперь имя нашего соотечественника присутствует в списке "Великих граждан планеты".

"Продолжая традиции Скрябина, развивая творческие искания Чюрлениса и Кандинского, он создает музыкальные произведения космического звучания", – восторженно говорят почитатели таланта этого композитора.

Леонид Тимошенко является инициатором проведения в России международного конкурса молодых исполнителей "Таланты объединяют мир". Виртуозный исполнитель собственных сочинений, он не раз выступал в различных городах России, с неизменным успехом его концерты проходили в Италии, Бельгии, Люксембурге, Франции и Германии. Среди публики, присутствующей на его выступлениях за рубежом можно встретить и наших соотечественников.

Недавно маэстро представил зрителям свою новую юбилейную программу "Волшебные сумерки в Парке искусств". Но на сей раз выступление композитора прошло в Москве в столичном Парке искусств на Крымском валу. Электронные версии своих композиций маэстро соединяет с показом видеосюжетов и цветомузыкальным сопровождением, поскольку считает, что синтез различных видов искусств помогает наиболее полно раскрыть первоначальный смысл музыкального произведения.

Свое 50-летие композитор отметил в кругу друзей и почитателей его таланта, многие из которых приехали на его концерт из различных уголков России. На празднике присутствовал директор Центра Синтеза Искусств "Волна будущего" (Россия-Германия) Владимир Мокин.

Как объединить необъединимое?

В 2000 году в Германии после одного из своих концертов Леонид Тимошенко познакомился с немецким предпринимателем Владимиром Мокиным – нашим соотечественником, который более десяти лет назад уехал из России и в настоящее время проживает в одном из немецких городов. "По образованию я – экономист, но по духовному складу – ближе к физике и астрофизике, поэтому мы с маэстро поняли друг друга без слов, – вспоминает Владимир Мокин. – Я искренне приветствую тот синтез искусств, который активно пропагандирует Леонид Тимошенко и поэтому сразу же увлекся его идеей "объединить необъединимое". В итоге нашей беседы было решено создать Центр Синтеза Искусств "Волна Будущего" в Германии. За два дня были подписаны все необходимые документы и вот уже более четырех лет наш центр открывает для европейских слушателей неизвестные для них российские имена".

Центр "Волна будущего", находится в небольшом немецком городке Саарльюис (Saarlouis), расположенном в семи километрах от границы с Францией. "Это удивительно красивое и живописное место словно специально создано для такого центра. Ведь по соседству находится не только Франция, но и Бельгия, Люксембург. В этом городе у меня появилось много новых произведений и новых замыслов, – поделился Леонид Тимошенко.

"Несмотря на то, что пока приходится арендовать концертный зал, нам удалось провести множество интересных эксклюзивных мероприятий. Но мы сразу же подняли высокую планку, пригласив на первый концерт блестящего исполнителя Александра Корнеева – артиста, которого по праву называют "Золотой флейтой России", – поделился Владимир Мокин. Первый концерт состоялся на территории Германии, а следующие мероприятия проходили в Бельгии, Люксембурге, Франции.

"Французы пришли в феерический восторг, услышав, как российский артист Юрий Клепалов виртуозно исполняет "Чардаш" на своей балалайке, – вспоминает композитор Леонид Тимошенко. – Нам удалось осуществить много интересных проектов, в которых принимали участие не только талантливые музыканты, но и начинающие художники из России. Уверен, что участие молодых живописцев в этом мероприятии, проходившем не просто за пределами нашей страны, а в Париже – городе, который и по сей день является определенной "меркой искусств", повлечет за собой мощный всплеск творческих эмоций, которые они сумеют отобразить на своих будущих полотнах".

Две переменные в судьбе композитора

Почитатели таланта этого самобытного и весьма необычного композитора прозвали его "русским Жаном-Мишелем Жарром", волшебником и "звездным маэстро". Его космическая музыка побуждает людей размышлять не только о смысле жизни или о бесконечной борьбе добра и зла, но и о судьбах мира, легко перенося слушателя в незабываемое путешествие по другим Звездным Галактикам нашей необъятной Вселенной. И в то же время все его творения принципиально отличаются от музыки западной. "В западной музыке делается акцент на звучание, я же пытаюсь дать в своей музыке идею", – поясняет Леонид Тимошенко. Каждое из его выступлений – либо космическая мистерия или спектакль, но при этом всегда новая неповторимая программа, своеобразный театр музыки.

За то, что мастер обладает довольно редким, но удивительным даром слушатели прозвали его "человек-оркестр". Нет, это не мистика. Когда в зале звучит его рояль, то слушателям слышится игра целого оркестра. Необычно, загадочно, мистично, но на этом мистика не заканчивается, потому что за самим композитором давно тянется длинный шлейф легенд и мифов…

Начало его пути на Земле не предвещало ничего необычного: в Баку в 1954 году родился мальчик, который, как и все дети учился в школе, а увлекшись музыкой, окончил семилетнюю музыкальную школу по классу фортепиано. Это был первый, довольно осторожный период робких шагов в музыке, когда Леонид начал сочинять свои первые вальсы.

Но любовь к астрофизике побудила юношу заняться научными исследованиями. И, наблюдая в телескопе звездное небо в Шемахинской обсерватории, молодой ученый часто слушал музыку Вселенной. "Самая сильная музыка – это музыка тишины, музыка безмолвия", – признается потом композитор.

Дальше события развивались, как в сказке: Эстония, маленький город Тарту. В зале, где проходила защита докторской диссертации Леонида Тимошенко по теме "Образование звезд во Вселенной", случайно оказался рояль. И ученому приходит мысль сыграть тему своей диссертации… на рояле. В итоге защита завершилась под громкие аплодисменты членов авторитетной комиссии музыкальной композицией "Быстрые неправильные переменные".

Дипломированный специалист в области звезд продолжал сочинять музыку на космическую тематику, выступая, как самодеятельный артист на научных симпозиумах, конференциях, но в итоге любовь к музыке побеждает. И кандидат физико-математических наук Леонид Тимошенко, отказавшись от карьеры ученого, совершает для себя новый неожиданный, быстрый и совершенно неправильный с точки зрения логики, резкий поворот в жизни. И это был поворот к музыке. "Этот поворот – слом всей судьбы, но я не жалею об этом", – говорит композитор.

Музыка – это молитва

То, что ученый когда-то хотел выразить в своих научных трудах с помощью цифр, он сегодня передает языком музыки. Правда, для этого ему пришлось закончить консерваторию, чтобы разговаривать со своими почитателями на привычном для них и высокопрофессиональном "сленге". "Музыка – это молитва, возможность обратиться со своими мыслями к тонким материям – отмечает автор.

Почитатели творчества композитора не сразу привыкли к уникальной особенности его игры на рояле, как "человека-оркестра", и однажды после сольного концерта к пианисту подошли сразу несколько слушателей, чтобы выяснить для себя систему "подключения" музыкального инструмента к электронике. Они не поверили, что композитор добивается такого необычного оркестрового звучания, не применяя при этом никакой особой техники.

"Рояль – это гениальный инструмент, который не только воспроизводит живой звук. Тонкой невидимой нитью связан он с космосом. Всем хорошо известно, рояль имеет 88 клавиш, столько же созвездий ученые насчитали в нашей Галактике", – комментирует маэстро.

Долгая дружба Леонида Тимошенко с писателем-фантастом Александром Казанцевым, наложила свой отпечаток на творчество композитора. Он не боится экспериментировать и буквально фонтанирует идеями, загораясь от любой позитивной мысли, которая в его исполнении превращается в настоящее чудо.

Музыкальные портреты

На своих концертах мастер всегда играет с закрытыми глазами, полностью отдаваясь игре. "Каждый новый концерт для меня – это новое откровение", – признается композитор. У Леонида удивительный дар импровизировать. Он может мгновенно сочинить музыку на заданную тему, выразить в музыке характерные черты и особенности человека, например, великого клоуна Юрия Никулина. Леониду Тимошенко посчастливилось сыграть свою пьесу "Цирк" еще при жизни Юрия Владимировича. Едва прозвучали первые аккорды пьесы, как зал вдруг наполнился звуками веселой детской мелодии, но в этот момент в глазах Юрия Владимировича блеснули слезы. Это была первая, и, может быть, самая строгая оценка Народного артиста России.

Конечно, отдельные скептики могут усомниться в такой способности к импровизации, но, как объясняет сам автор, музыка – это всего лишь своего рода звуковая характеристика человека. Считывая информацию, исходящую непосредственно от человека, композитору удается отразить ее в музыке. Слушая звуковые характеристики, человек видит себя таким, каков он на самом деле, в том виде, в каком его воспринимают окружающие. Именно в этом случае можно почувствовать многогранность человеческой души. Такого рода "контактная музыка", по мнению маэстро, это не только музыка, которая слышна, но и музыка, которую чувствуешь.

Наряду с космической тематикой композитор пишет лирические мелодии, музыку к различным спектаклям, кинофильмам. Маэстро создано много композиций на стихи Юрия Левитанского, произведения мастера есть в репертуаре Сергея Пенкина, Юрия Березина, Ларисы Долиной, Андрея Барановского и других.

Тема России в творчестве композитора

Наиболее остро и проникновенно звучит в произведениях Леонида Тимошенко тема России, нашедшая свое выражение в песне, написанной на слова Валерия Брюсова "Церковь Бориса и Глеба", и в цикле "Храм Истины" или "Голгофа". Этот цикл был написан по мотивам Евангелия. "Церковь для меня – это не ритуал, а библиотека знаний – считает композитор.

Примечателен тот факт, что когда на одном из вечеров, посвященных памяти Даниила Андреева, автора известной книги "Роза Мира", прозвучала "Голгофа" Леонида Тимошенко, то вдова писателя после его выступления сказала, что маэстро сыграл "Розу Мира".

Вечная тема добра и зла, отражаемая в сказках, побудила композитора написать цикл, посвященный сказкам Г.Х. Андерсена. В своем музыкальном альбоме "Путешествие Гулливера и сказки Андерсена" мастер выразил и страдания Русалочки, и козни Снежной королевы, и универсальный контактный язык Гулливера с любой цивилизацией: с великанами, карликами и лилипутами.

"Музыка – это универсальный язык высшего уровня, с помощью которого можно разговаривать с любым человеком. И этот язык сродни телепатическому", – считает композитор.

Музыкант в России, больше, чем музыкант

К любому своему музыкальному сочинению Леонид Тимошенко сначала подходит с точки зрения науки. Возьмем, к примеру, Центр Галактики. Композитор совершенно точно знает, как с помощью музыки можно двигаться к этому Центру, не нарушая законов астрофизики. Человеку, несведущему в тонкостях этой удивительной науки, даже невозможно такое вообразить, но еще труднее представить путешествие к центру своей души. Но это и есть тот самый физический космос, космос искусств или синтез, который является первоосновой в творчестве композитора.

"Такой синтез дает нам истинное познание законов Вселенной, – считает специалист в области изучения торсионных полей, академик Анатолий Акимов. – Я воспринимаю произведения Леонида Тимошенко как соединение духовности, философии и собственно музыки. Это те три составляющих, которые способны сегодня изменить сознание человека, развернув его в сторону созидания, а не разрушения. Произведения Леонида Тимошенко формируют пространство духа, без которого разрешить проблемы и разногласия, возникающие в обществе, как в различных странах мира, так и в России, невозможно".

Практика показывает, что произведения этого композитора востребованы, они всегда многоплановые, а синтез его музыки с другими видами искусства – это соединение простого для того, чтобы понять нечто более серьезное и сложное.

"В его музыке много светлого и христианского начала и я благодарен судьбе, за то, что мне удается привлечь маэстро к совместной работе – поделился поэт, режиссер театра и кино Антон Васильев. – Я знаю, если в моем спектакле или фильме звучит его сочинение, то фильм будет закончен и меня ждет творческая удача. Леонид Тимошенко – это наш уникальный культурный феномен, который еще будет оценен по достоинству".

"Музыка должна давать желание творить хорошее, – уверен композитор. Как показали научные исследования, многие произведения Леонида Тимошенко не только побуждают людей к творчеству, они еще и исцеляют. Так, в его "Чайке" ученые нашли оздоровительные свойства.

К центру своей души

Но вернемся к новой юбилейной программе маэстро – это отчетный концерт, где были представлены все основные вехи, на которых строилось творчество композитора. В конце фееричного представления прозвучали лучшие отрывки из "Чайки", а завершился концерт волшебным колокольным перезвоном, в исполнении артистов ансамбля "Колокола Руси" Ольги и Даниила Гуровых. "Свое 50-летие я воспринимаю не как определенный рубеж, а как начало нового отсчета в творчестве. У меня есть немало задумок, которые необходимо осуществить, – поделился Леонид Тимошенко, – Но главное – это умение сохранить в себе свойство не халтурить, работать с полной самоотдачей и черпать все то, что дает тебе Небо. А оно дает очень много. Я понял, что музыкант в России больше, чем музыкант. Не потому, что он философ, способный рассуждать и действовать, но и потому, что он раскрывает, оголяет свою душу, показывая самые тонкие вибрации, которые заражают души других людей, делая их не только твоими единомышленниками и активными созидателями Вселенной".

Ученые астрофизики обычно говорят: "Для того, чтобы понять Космос, нужно понять его душу". Познание Космоса в себе – вот верный путь к осознанию того, кем на самом деле мы являемся в этом мире. В этом нам помогает космическая музыка Леонида Тимошенко. Через далекие Галактики он осторожно ведет слушателей к центру своей души.

Что же касается дальнейших планов композитора, то в настоящее время он увлеченно работает над созданием своей книги, которая уже получила название "Космос, музыка и чудеса". Это подробный рассказ о чудесах, происходивших с ним в жизни и о друзьях, которые были рядом. В будущем году маэстро надеется закончить свой литературный труд, а презентация книги станет новым поводом для встречи друзей и почитателей таланта этого никогда не унывающего фантазера, настоящего звездного волшебника и нашего современника композитора Леонида Тимошенко.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie