logo

Хлебные крошки

Статьи

Храм Святой Софии в Киеве
Хроника украинского кризиса
Вера
Украина

Андрей Широков

Гуманитарная угроза

единству церкви

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что многие проекты, инициированные властями Украины в гуманитарной сфере, призваны способствовать внедрению в массовое сознание идеологических установок, связанных с враждебным отношением к России и одобрением прозападного курса руководства украинского государства. Необходимость формирования у граждан Украины системы представлений о себе как о "едином украинском народе, без искусственных делений, без колониальных рудиментов в сознании и мировоззрении", является основной идеей многих публичных выступлений президента Виктора Ющенко. О создании "единого культурно-духовного пространства Украины" как об одном из приоритетных направлений внутренней политики, неоднократно заявляли министры гуманитарного блока правительства, в частности, министр культуры Василий Вовкун, известный своей русофобией.

И если ранее священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ), устами своего Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Владимира заявляло об отказе от дискуссий на тему цивилизационного выбора, то сегодня Церковь уже не может оставаться в стороне от этих процессов.

Так, в апреле 2008 года один из наиболее публичных клириков УПЦ протоиерей Богдан Огульчанский на своей веб-конференции констатировал тот факт, что "в УПЦ постепенно формируется парадигма национальной Церкви".

В настоящее время официальная позиция священноначалия УПЦ, озвученная в докладе митрополита Владимира на Архиерейском соборе 24 июня 2008 года, заключается в том, что сегодня на Украине Церковь призвана инициировать рождение некого нового социокультурного пространства на основе синтеза западной и восточной культурной традиции.

Подтверждением серьезности этих заявлений может служить публикация "На грани двух миров", в первых числах сентября помещенная во всеукраинской еженедельной газете "Зеркало недели". Автором материала, представляющего собою беседу с викарием Киевской митрополии, епископом Переяслав-Хмельницким Александром Драбинко, является известный благодаря своей активной общественной позиции священник Петр Зуев, которого принято относить к сторонникам отделения УПЦ от Московского Патриархата.

Уделяя на своих страницах значительное внимание вопросам культуры и духовности, "Зеркало недели" считается своеобразной трибуной либерально-националистической интеллигенции Украины, при чем львиная доля критики в материалах его постоянных авторов, таких как Екатерина Щеткина, направлена в адрес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Вполне возможно, что многие спорные суждения, которыми отличаются материалы Петра Зуева, подготовленные для "Зеркала недели", продиктованы стремлением найти понимание среди специфической читательской аудитории этого издания.

Взяв за основу выступление киевского митрополита Владимира на Архиерейском соборе в июне 2008 года, епископ Александр и священник Петр Зуев обсудили вопросы, связанные с участием Церкви в государственном проекте - "масштабной гуманитарной реформе, цель которой - создание новой культурной модели для Украины". Нет нужды говорить о том, что в условиях систематического ущемления прав Церкви со стороны государственных структур, что постоянно находит отражение в официальных церковных документах, все это не может не показаться несколько странным.

При этом некоторые мысли, ранее озвученные в докладе Киевского митрополита на Архиерейском соборе, получили в публикации Петра Зуева весьма неожиданное развитие.

Так, если в документе, подготовленном Предстоятелем УПЦ, говорится лишь о схожести задач, стоявших перед Церковью и народом во времена Святителя Петра Могилы и в наши дни. А Петр Зуев в своей беседе с епископом Александром затрагивает тему актуальности для современной Украины т.н. "могилянского проекта". По ходу беседы поясняется, что осуществленный в семнадцатом веке "могилянский проект" подразумевал решение таких задач как "модернизация украинского православия" и "воцерковление европейской культуры".

Необходимо отметить, что сегодня у определенной части украинского общества этот специфический термин прочно ассоциируется с идеей создания униатского патриархата с центром в Киеве. Примером этому может служить мнение представителя преподавательского состава одного из ведущих гуманитарных ВУЗов Украины, получившего свое название от имени Петра Могилы - Национального университета "Киево-Могилянская академия". Следует отметить, что данное учебное заведение, предоставившее основную организационную базу для осуществления "оранжевой революции" в 2004 году, отличается своей антирусской и прозападной направленностью. Так, преподаватель академии Юрий Мицик, будучи также "священником" одного из раскольнических объединений, вслед за девятью католическими историками, фамилии которых приводятся в его исследовании с характерным заголовком "Киевский патриархат в проектах Петра Могилы", называет этого "иерарха" приверженцем церковной унии с Римом.

Выступая с высокой оценкой его деятельности, украинские националисты рассматривают Петра Могилу прежде всего как человека с ярко выраженной прозападной ориентацией и считают возможным проводить параллели между т.н. "могилянской" и "мазепинской" эпохами в истории страны. В условиях современной Украины, где значительную часть сторонников создания "единой поместной украинской церкви" составляют лица с проуниатскими симпатиям, настойчивые аппеляции к идее "могилянского проекта" приобретают конфликтный оттенок.

Рассуждая о необходимости использования опыта Петра Могилы в целях создания некой новой модели украинской культуры, следует учитывать, что с исторической точки зрения этот опыт в значительной степени является региональным явлением Правобережья и не обладает универсальным для всей Украины характером. Известно, что Киевская Митрополия в тот период ограничивалась сравнительно небольшой частью нынешней украинской территории, а церковные структуры восточной украины, созданные в пределах Московского государства и Российской империи, вплоть до двадцатого века не относились к Киевской Митрополии и никогда не входили в орбиту влияния Западной Европы. Например, один из наиболее известных по публикациям СМИ монастырей современной Украины - Свято-Успенский Святогорский монастырь, недавно получивший статус Лавры, долгое время считался передовым русским поселением в степи и форпостом Православия на южных границах Московского государства.

Вопросы, связанные с созданием украиноязычного корпуса богослужебных текстов также можно рассматривать в контексте государственной политики по построению на всей территории Украины единого культурного и духовного пространства. Интересно, что сам епископ Александр в своей беседе с Петром Зуевым заявляет о необходимости скорейшего перевода православного богослужения на государственный язык, как об одном из факторов восстановления на Украине "церковного единства". Употребляя такое понятие как "неканоническое православие", он говорит о значении опыта, наработанного в данном направлении украинской греко-католической церковью, а также представителями различных объединений украинских раскольников.

Сообщения, появившиеся в последнее время в церковных СМИ, позволяют судить о масштабах работы, которая ведется в этом направлении. Так, в октябре с.г., по информации пресс-службы Тульчинской епархии УПЦ, в одном из киевских издательств был выпущен труд архиепископа Ионафана (Елецких) "Толковый Путеводитель по Божественной Литургии", представляющий собою первый в новейшей истории УПЦ опыт изложения текста православной литургии на украинском языке. Тот факт, что в его подготовке принял участие широкий круг специалистов, включающий как преподавателей московских духовных школ, так и апостольского нунция на Украине архиепископа Ивана Юрковича, позволяет отнести его появление к разряду значимых событий церковной жизни современной Украины.

Теперь, после того как 12 сентября на заседании ректоров и проректоров учебных заведений УПЦ перевод богослужебных текстов и богословской терминологии на украинский язык был поручен преподавателям Киевской духовной академии, опыт архиепископа Ионафана получил оформление в качестве одного из приоритетных направлений церковной политики.

Таким образом, участие клириков УПЦ в гуманитарных проектах, связанных с построением "единого культурного и духовного пространства Украины", свидетельствует о стремлении властей использовать Церковь в качестве инструмента внутренней политики и говорит о постепенном обособлении украинской части Русской Православной Церкви.

Андрей Широков, ВОО "Православный выбор", г. Киев

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie