logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Георгий Тетрадзе

Куда ведет Грузию ее "Мечта"

Грузия почти месяц живет с новой властью

Грузия почти месяц живет с новой властью. Ожидания общества, сопряженные с победой на парламентских выборах Бидзины Иванишвили и его коалиции "Грузинская мечта", продолжают оставаться очень высокими. Победителям уже задают вопросы. И это закономерно. Население устало от бесконечного ожидания выполнения обещаний правительства вначале Эдуарда Шеварднадзе, потом Михаила Саакашвили. "Мечте" Бидзины Иванишвили стоит действовать быстро. В отличие от прежних режимов, времени на оправдание ожиданий меньше.

Шеварднадзе был приглашен во власть силами, свергнувшими первого президента Звиада Гамсахурдиа. Он прибыл в страну разоренную, не понимавшую по большому счету сути происходящих постсоветских процессов, ментально не готовую к независимости, искренне полагавшую, что за один только выход из состава СССР ей обеспечено мировое поклонение с проистекающим отсюда изобилием, и недоумевающую оттого, что это не происходит. Отрезвление, однако, наступило достаточно быстро. И также быстро возникло понимание колоссальных проблем, ставших перед Грузией. И народ готов был ждать. И, возможно, ждал бы до сих пор, если бы в последние годы правления Шеварднадзе ощущал хоть малейший прогресс. Но его не было. Группа чиновников и верхушка правящей партии – "Союз граждан", мало того, что неуклонно богатела, растаскивая то, что еще можно было, так еще и стала позволять себе вопиющие по цинизму комментарии.

У сменившего Шеварднадзе Саакашвили, исходя опять же из принципа "небезграничного терпения", времени на строительство государства было меньше. Но народ опять же понимал проблемы революционной власти, которая расчищала авгиевы конюшни застоя последних лет и одновременно пыталась тащить страну вперед. Народ терпел бы "Единое национальное движение" (ЕНД) и выслушивал бы обещания и сегодня, поскольку результаты его правления, особенно на первых порах, были ошеломляющими.

Но блестяще начавшее ЕНД стало быстро "бронзоветь". Жестокое подавление оппозиционного движения осенью 2007 года, война 2008 года, оторвавшая от Грузии пятую часть территорий, нивелировали достижения. Страна при этом внешне продолжала хорошеть, но все большее количество людей задавалось вопросами о смысле строительства эффектных зданий или о целях в целом трудно воспринимаемых реформ, которые не отражались на уровне жизни подавляющего большинства. Горькая реклама последних лет – снадобье для 20-летнего анабиоза. Именно столько в своих выступлениях лидеры ЕНД отводили на полноценную раскрутку и отдачу от затеянных туристических или иных проектов.

Коммуникация властей и общества и в лучшие времена была совсем не идеальной, а теперь фактически обрубилась. По провластным телеканалам говорилось одно, в повседневной жизни царило другое, а оппозиционные СМИ от робкой критики властей переключились на реальные разоблачения безобразий вперемешку с маловероятными сплетнями и скандалами.

В таких условиях Грузия (понятно, что подразумевается большая часть населения, проголосовавшая за "Грузинскую мечту"), еще со времен Гамсахурдиа одержимая ожиданием мессии, не могла не поверить более чем успешному бизнесмену Бидзине Иванишвили, в его обещания "очень скоро почувствовать улучшение" в случае его победы. Победа случилась. Есть ли "очень скорые улучшения"? Тут, конечно, впору задаться вопросом, а что подразумевалось под "скорым"? Год или два? Или три?.. Ответа пока нет. Но теперь понятно, что точно не один месяц, уже проведенный во власти.

После объявления ЦИКом победы "Грузинской мечты" неторопливость, с какой лидер коалиции стал объявлять состав кабинета министров, вызвала подозрение: а готов ли был он сам к этой победе? Политики, пребывая в оппозиции, вообще-то любят виртуальные игры, создавая некие "теневые" парламент или правительство. А тут комплектация кабмина растянулась почти на две недели.

Общество ожидало услышать какие-то конкретные цифры, даты в плане реализации проектов, которые "скоро улучшат жизнь". Но нет этого. И программа развития страны, представленная правительством в парламенте на одном из его первых заседаний, ясности никакой не внесла. Она, как и выступления лидеров "Грузинской мечты" в ходе избирательной кампании, исполнена с сильно гуманитарным уклоном. Единственная озвученная цифра касается сельского хозяйства. 1 миллиард долларов – такой фонд будет создан или уже создается для поддержки аграриев. Когда завершится его формирование, на что именно будут расходоваться средства – непонятно.

Можно, конечно, по пунктам извлечь все обещания "Грузинской мечты" и начать присматриваться, что делается для их реализации. Но насколько это целесообразно сейчас, по прошествии одного неполного месяца пребывания во власти? Ограничусь лишь констатацией фактов.

Моментального снижения тарифов ЖКХ не произошло и не произойдет – новые власти только отменили совершенно абсурдную привязку платы за мусор к количеству потребленной отдельной семьей электроэнергии. Повышения пенсий в одночасье тоже не произошло. И других бюджетных социальных выплат тоже. Руководители сфер здравоохранения и образования продолжают что-то обещать, перемежая обещания с сетованиями о сложностях систем, в которых еще надо разобраться (т.е. получается, что видения пути реформ у них не было, и пока еще, похоже, нет). С Россией отношения не улучшились, есть только обоюдные декларации о намерениях. Но, если поднапрячься, то можно вспомнить, что они были и у правившего ЕНД, и у "Роспотребнадзора", еще до выборов в Грузии выражавшего готовность командировать экспертов для изучения состояния виноделия и вообще сельского хозяйства. С Абхазией и Южной Осетией – просвета нет. Правда, его никто и не обещал. Объявленные приоритетными отношения с НАТО и ЕС за последние недели заметно ухудшились. И причиной этого стало интенсивное выполнение "Мечтой" одного из предвыборных обещаний – восстановить справедливость.

По этой "программе" за решеткой оказалась целая группа высокопоставленных сотрудников МВД и министерства обороны. Статьи обвинения в целом схожие – превышение полномочий, злоупотребление служебным положением, подавление прав и свобод граждан и т.п. Однако Запад, возможно, не без подачи ЕНД волну арестов силовиков склонен расценивать как сведение счетов по политическим мотивам. И хотя Иванишвили лично, и его министры категорически не согласились с упреками генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, чиновников ЕС, и представителя госдепа США Филиппа Гордона, не похоже, что им удалось переубедить своих визави. Те дежурно улыбались, вежливо выслушивали опровержения и с той же улыбкой настойчиво повторяли: нельзя преследовать по политическим мотивам, НАТО и ЕС могут позволить себе роскошь не развивать отношения с недемократическими странами.

Однако такое предупреждение порыв "Грузинской мечты" восстановить справедливость не охладило. В русле этого процесса министр юстиции Тея Цулукиани не исключила новых резонансных арестов. Главный прокурор Арчил Кбилашвили на частых брифингах называет все новые и новые фамилии высокопоставленных чиновников, всплывающие в ходе допросов уже арестованных. Вектор правосудия стремится к самой верхушке недавней партии власти – ЕНД.

Новые аресты, если они, конечно, последуют, отношений с Западом точно не улучшат. Особенно в отсутствие должной информационной поддержки, которой "Грузинская мечта", судя по всему, большого значения не придает. В том же формате "восстановления справедливости" власти параллельно с арестами готовят крупномасштабную амнистию. О ее последствиях можно догадываться. Уже сейчас в стране заметно повышение криминогенного фона, а что будет с выходом на свободу нескольких тысяч человек, разумеется, не имеющих работы, большинство семей которых не занимает высокое место в социальной иерархии страны, – одному Всевышнему известно.

Если социальные сети рассматривать как лакмусовую бумажку, то для "Грузинской мечты" она постепенно приобретает тревожный пока не окрас, но оттенок. Пользователи уже и из числа ее сторонников начинают задаваться вопросом: а куда, собственно, все движется? Сторонники "Единого национального движения" уже злословят: то ли еще будет!

Выводов за неполный месяц пребывания "Мечты" во власти делать никак нельзя, но отрезвление у электората, похоже, может наступить быстрее, чем пройдет эйфория у новых властей. И времени для действий, для выполнения розданных громких обещаний, для улучшения качества жизни у них немного. Во всяком случае меньше, чем у предшественников. Потому что Шеварднадзе пришлось выстраивать государственные институты с нуля. Саакашвили приводить их в порядок фактически тоже с нуля. А Иванишвили, как ни крути и ни критикуй "Единое национальное движение", достается "хозяйство", нуждающееся в каком-то ремонте, возможно, отдельные его части – даже в капитальном, но в целом функционирующее, как минимум, в сносном режиме.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie