На хуторе работы не будет
Латвия не представляет для России особого экономического или политического интереса
Если Латвия хочет оставаться бедной резервацией, пусть продолжает разжигать страх и ненависть к России. Тогда национальная идентичность сохранится — но об экономическом благополучии можно будет забыть, убежден экономист Михаил Делягин.
Кризис — это не конец света и даже не катастрофа, а лишь переход в новое состояние организации общества, убежден директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. И страны Балтии займут свое место в новом глобальном мире.
Мировая система будет меняться радикально, подчеркнул Делягин, выступая недавно на заседании Международного медиа-клуба "Формат A-3" в Риге. Промежуточным равновесием станет формирование биполярной системы с центрами в США и Китае при их очень большой экономической взаимозависимости. По-новому будет формироваться валютная финансовая система: появится несколько валютных зон, отношения между ними будут очень непростыми. Противовесом США на Востоке будут Китай и Индия. Основными резервными валютами станут евро, доллар и юань.
Страны ЕС уже сейчас делятся на три класса. Первый — это "старая" Европа, второй — крупные страны, вступившие в ЕС позднее (Испания, Португалия, Греция), третий — "новички", среди которых есть крупные страны типа Польши, есть высокоразвитые типа Венгрии и Чехии. С ними приходится считаться — чего нельзя сказать о странах Балтии.
Прибалтика была самой цивилизованной частью одного мира, но в итоге превратилась в задворки другого, полагает Делягин. Страны Балтии могли стать мостом между двумя мирами, но, отпилив один край моста, они превратилась в окраину. Безусловно, они будут участвовать в новом разделении труда, но не очень успешно.
Несмотря на то, что национально настроенные латвийские партии продолжают пугать угрозой со стороны России и ее особыми интересами на территории Латвии, Делягин убежден, что оснований для обеспокоенности нет. Сегодня Латвия не представляет для России особого экономического или политического интереса. О том, что страна входит в НАТО, сегодня вообще никто не вспоминает. Совместных масштабных экономических проектов у России и Латвии тоже нет. Поэтому для многих россиян Латвия – всего лишь территория соседнего государства.
"Латвия не является зоной, интересной в экономическом плане. Китай – понятно. Все производство уходит туда, там низкие издержки. Белоруссия – понятно, это территория порядка. На Украине есть демократия, и вообще это очень близкая страна по духу. Где кончается российская экономика и начинается казахская, вообще не знает никто. А с Латвией есть граница, есть обособленность. Внутреннего спроса нет, уникальные природные ресурсы также отсутствуют, транспортные пути в силу политики соответствующих правительств уже пошли в обход", — пояснил эксперт.
По его мнению, Латвии нужно определиться с выбором и начать путь исправления ошибок.
"Чем нынешнее руководство Латвии хуже советской власти? И чем оно хуже президента Улманиса, который руководил страной перед Второй мировой (в 34-40-х годах)? Тем, что оно даже не попыталось сохранить рабочие места. Они хотели создать историческую общность людей – латышский народ, который не говорит по-русски и считает, что в России живут люди "с песьими головами", — сказал Делягин в интервью газете "Телеграф". — А значит, надо максимально рвать связи с Россией. Мысль о том, что для Латвии в Европе рынков нет, они все давно и плотно заняты, ни в чью умную голову не приходила. Соответственно здесь уничтожили всю промышленность, наследие Союза…
Часть рынков отпала объективно, но часть Латвия закрыла себе сама. И вернуть их уже не сможет. "Рижский бальзам" в советское время был маркой, сейчас каждая российская область делает свои бальзамы. И народ привык пить свое. Были шпроты, но изменились представления о здоровой пище: лично я шпроты есть не рискну..."
"Что еще? Транзит? Лавочка закрылась. Он пошел через Питер, Белоруссию. Перетащить часть транзита обратно в Латвию – чудовищная работа, на которую ваше правительство вряд ли способно, потому что смысл его существования – разжигание страха и ненависти перед Россией. Свежий пример – истерика, развернутая в Латвии по поводу согласованного пролета российских военных самолетов над вашей территорией. Когда руководство Латвии хочет отгородится от России, это не есть проблема России", — отмечает экономист.
Единственное хорошее, что удалось сделать некоторым странам ЕС, в том числе и Латвии, по мнению Делягина, — это предоставление вида на жительства в обмен на инвестиции. "Хороший бизнес наладили Литва, Латвия и Мальта – они занимаются продажей, если называть слова своими именами, права постоянного жительства в Шенгенской зоне. Ход хорош тем, что человек привезет деньги, какое-то время будет тут жить и тратить. На несколько лет хватит. Но этим не прокормить страну. Когда убегут все россияне, кто хочет убежать, вы лишитесь этого бизнеса. Если политика страны не повернется лицом к России, и этот источник дохода может иссякнуть. В Финляндии и Германии по-русски говорят меньше, зато там спокойно", — подчеркивает экономист.
Что остается Латвии в создавшейся ситуации? Можно зарабатывать туризмом. Пограничное состояние между Россией и ЕС таит в себе множество выгод, но надо понимать, что граница России с ЕС – довольно длинная, и чтобы воспользоваться этими преимуществами, надо отказаться от идеи разжигания страха и ненависти.
"Надо избавиться от имиджа русофобов, — поясняет Делягин. — Классический пример — Финляндия. 88% финнов на вопрос, "кого вы ненавидите?", отвечают: русских. А деньги в Финляндии — все из России, включаю продажи Nokia. У вас же ненависти нет на самом деле, но она демонстрируется на государственном уровне с удручающей интенсивностью. То есть ваше государство уничтожает возможность зарабатывать деньги".
Кроме того, у Латвии все еще есть российский рынок, хотя бы потому, что прибалтийские менеджеры в России ценятся высоко. Но чтобы работать на этот рынок – нельзя его отрезать. Иначе Латвия может и не пережить новый виток экономической депрессии.
"Если предпочитаете русофобию – перед вами вся Европа и должность посудомойки в любом трехзвездочном отеле. И жесточайшая конкуренция с другими приезжими посудомойками – поляками, румынами, болгарами. Ваши менеджеры им не нужны. Вас позвали в ЕС, чтобы не отдать России. Это важно — пометить территорию. Но это не значит, что они будут помогать вам зарабатывать", — констатирует Делягин.
Если Латвия хочет стать обособленной территорией, то есть большим хутором, тогда нужно проводить политику разжигания страха и ненависти к России. Национальная идентичность сохранится. Вот только работы не будет.
Подготовила Ольга Соколова