Националисты на подъёме
Visu Latvijai может удвоить свое представительство в сейме
Visu Latvijai вполне может удвоить свое представительство в сейме. Прошли те времена, когда можно было не обращать внимания на Райвиса Дзинтарса и Ко, считая их маргиналами. "Школьники"–националы выросли и весьма успешно заменили надоевших даже своим преданным избирателям ветеранов национального фронта."Свежая кровь" стала действовать более энергично, более агрессивно, и сами их инициативы стали куда как радикальнее. К тому же в отличие от своих предшественников молодые националы не боятся окрика со стороны Европы — у них нет опыта общения с эмиссарами международных организаций.
Непуганные молодые националы очень быстро заняли свою нишу и для первого раза весьма неплохо стартовали на выборах в октябре минувшего года. Им повезло еще и в том, что "Единство" под напором союзников решило все–таки оставить VL в оппозиции — тем самым, во–первых, националам развязали руки в национальных вопросах (они могли выдвигать самые умопомрачительные идеи), а во–вторых, VL оказалась как бы над схваткой и тоже могла присоединиться к популярному нынче лозунгу "Долой олигархов!".
Правы те эксперты, которые говорят, что роспуск парламента и внеочередные выборы больше всего на руку именно националам. Прежде всего потому, что на внеочередных выборах обычно очень много протестного голосования, а VL умеет играть на чувствах протеста. Кроме того, многие избиратели, разочаровавшись в "Единстве" и "зеленых крестьянах", могут действительно отдать предпочтение патриотической молодежи, которая еще и выступает с симпатичной для провинциального электората социальной программой.
Нужно признать, что националам удалось почти невозможное — раскачать и вовлечь в политический процесс молодежь, прежде всего тех молодых латвийцев, которые родились и выросли в провинции. Они использовали их недовольство ситуацией в Латвии, когда для провинциальных латышей в Риге и других крупных городах просто нет работы — и из–за того, что эти ребята не имеют опыта и квалификации, и из–за того, что они практически не знают русского языка. VL объявила себя защитником интересов латышской молодежи и даже добилась принятия в первом чтении законопроекта, который запрещает работодателям требовать от работников владение иностранными языками, если это не входит в должностные обязанности этих работников. Конечно, это весьма декларативная норма и вряд ли будет работать, но нужный пиаровский эффект создан, и избиратели это наверняка оценят.
Можно предположить, что при удачной предвыборной кампании VL почти удвоит свое представительство в сейме — вместо нынешних 8 мандатов националы получат 14–16 мандатов. Столько было у их партнеров–"тевземцев" в середине 90–х, в разгар национального мракобесия.
Отметим, что во время недавней акции за облатышивание школ нацменьшинств удалось собрать более 110 000 подписей. За "ТБ”–VL на выборах в сейм голосовали 70 000 человек. Если предположить, что на внеочередных выборах за VL проголосуют эти 110 000 человек, то это уже дополнительные 6 мандатов.
Можно ли отсюда сделать вывод, что общество в Латвии стало более националистическим, нетерпимым к "инородцам"? Отчасти да — опять–таки из–за того, что в силу социально–экономических проблем радикализовалась часть латышской молодежи. Но о драматическом росте национализма говорить преждевременно — пока выглядит так, что число национально–радикальных латвийцев колеблется в пределах 10–15% населения. Просто на грядущих выборах пройдет очередное перераспределение этого национально озабоченного электората — часть избирателей уйдет от "Единства" и Союза зеленых и крестьян в национальное объединение.
Так или иначе, но русскоязычным избирателям расслабляться никак нельзя — чем больше голосов получит та сила, которая представляет интересы нацменьшинств, тем меньше шансов слиться в экстазе и создать коалицию у трех правых сил ("Единства", партии Затлерса и Visu Latvijai).
Создание подобной правонациональной коалиции может и впрямь вернуть Латвию в атмосферу середины 90–х годов. А этого бы очень не хотелось!