logo

Хлебные крошки

Статьи

Белорусский форпост
Политика
Белоруссия
Валерий Мошев

Общее будущее Белоруссии и России не может быть заложником узкой группы лиц

Союзное государство

Своим мнением о текущем состоянии российско-белорусских отношений и нашем союзном единстве с проектом «Окно в Россию» поделился белорусский публицист, политолог, заместитель председателя Белорусского общественного объединения "Русь" Николай Сергеев

- Николай Максимович, начать хотелось бы с того, что называется, «горячо» в российско-белорусских отношениях. Как Вы считаете, случайно ли очередное обострение российско-белорусских отношений в связи с задержанием в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, произошло как раз в момент окончательного сжигания мостов в ТС украинским руководством? Или все же – это чисто экономическое и уголовное дело, не имеющее отношения к политической атмосфере в Союзном государстве России и Белоруссии?

- С моей точки зрения, говорить о каком-то обострении белорусско-российских отношений в связи с делом группы управляющих «Уралкалия» не совсем корректно. Я вижу это так. Речь идет о крупном мошенничестве, нанесшем существенный экономический ущерб как Белоруссии, так и Российской Федерации. Я считаю, что благодаря «управленческим решениям» главного собственника «Уралкалия» Белорусская калийная компания (БКК, совместное предприятие «Уралкалия» и «Беларуськалия») утратила первенство на мировом калийном рынке, уступив позиции американской «Canpotex». И, по-видимому, не случайно Керимов разорвал партнерские отношения с БКК (30 июля) в момент, когда руководство Российской Федерации сосредоточило усилия на вопросе возможного ассоциированного членства Украины в Евросоюзе. Ведь речь, по сути, идет об окончательном отрыве Украины от России, и в это время искусственно создается конфликт Москвы с Минском. Что это как не игра в пользу геополитических противников России? Если есть другие версии – я готов их выслушать.



Дело «Уралкалия» – это, конечно, непростая, но текущая проблема, и она не способна остановить естественный ход развития белорусско-российских отношений. Убедительным свидетельством прочности нашего Союза является недавнее назначение командующего Единой региональной системы ПВО Союзного государства генерал-майора Олега Двигалева, а также предстоящие 20-26 сентября стратегические учения «Запад-2013», которые будут проходить под руководством министра обороны Республики Беларусь и начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В стратегических вопросах Белоруссия и Россия занимают единую позицию, а дело «Уралкалия» – это преходящий эпизод и не способно внести какой-то разлад в наши отношения.



Что касается непосредственно дела группы управляющих «Уралкалия», то, думаю, следственные органы смогут разобраться в его хитросплетениях и дать должную правовую оценку деяниям его фигурантов.



– Николай Максимович, я никогда не забуду, как у меня наконец-то прояснились в голове и встали на свое место запутанные и противоречивые сведения об истории западнорусских земель. Это случилось после прочтения вашей статьи «Русские на Белой Руси: взгляд в прошлое и современность». Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. В российских СМИ обычно вспоминают про Белоруссию в моменты каких-либо торгово-экономических обострений в наших союзных отношениях. Между тем, куда важнее и интереснее наша тысячелетняя совместная история – история одного великого народа и одной великой русской государственности, – и, конечно, наше совместное будущее. Это, как мне представляется, – основная тема ваших раздумий, исследований, вашей журналистской, издательской и общественной работы. На каком этапе мы находимся сегодня? Как бы Вы охарактеризовали настоящее Союзного государства России и Белоруссии?



- С моей точки зрения строительство Союзного государства чрезмерно затянулось. И дело даже не в том, что Договор о создании Союзного государства (подписан 8 декабря 1999 г.) за прошедшее время в определенной степени устарел и требует совершенствования. Загвоздка в том, что прекращена работа над Конституционным Актом и даже не обсуждается вопрос о возможных путях политического становления Союзного государства.



Возможно, модель белорусско-российского единства, предусмотренная действующим союзным договором, не соответствует современным реалиям, но для того, чтобы появилась жизнеспособная конструкция, необходимо над ней работать, причем не келейно в узких чиновничьих кругах, а гласно – с самым широким участием специалистов и общественности. Общее будущее Белоруссии и России не может быть заложником некоей узкой группы, пусть и высокопоставленных лиц.



Необходимо ясное понимание того, что речь идет не об объединении каких-то разнородных субъектов, которые строят союз, исходя исключительно из экономической, геополитической и прочей выгоды, т.е. из сугубо корыстных интересов, а о воссоединении одного народа. Причем формы этого воссоединения могут быть различными, но зиждиться оно должно на общерусском национально-культурном единстве.



И в нашей истории имеются необходимые примеры. Ведь что такое Русь в средние века? Это была страна-цивилизация. В разные периоды на Руси одновременно существовали и великие княжества, и вечевые республики (Господин Великий Новгород, Господарь Псков, Хлыновская земля), т.е., применяя современные понятия, различные суверенные государства, но все это было Русская земля, один народ и одна культура.



Нечто подобное мы имеем и в настоящее время. На территории исторической Русской земли находятся три восточнославянских государства – Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина. И это все Русь. Отрадно, что осознание этого, несмотря ни на что, живет в народе, что вылилось недавно во всенародные торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Русь жива и не надо бояться открыто говорить об этом, в том числе и на самом высоком уровне.



Что касается Союзного государства, то для придания необходимого движения делу почти застывшего союзного строительства необходимо добиться предусмотренных Договором о строительстве Союзного государства выборов в союзный парламент. Вначале он может быть и без особых полномочий, но зато это будет то всенародно избранное общесоюзное учреждение, которое не даст спать должностным лицам.



– Мне очень импонирует дата, выбранная в 1996 году на всенародном референдуме в качестве Дня независимости Республики Беларусь. Это 3 июля – день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. В этой дате нет двусмысленности и отголоска Беловежских соглашений – это очень мудрое решение, на мой взгляд. Такое же, как придание русскому языку статуса государственного. Насколько я знаю, Вы принимали прямое участие в подготовке вышеупомянутых решений, расскажите, как это было?



- Накануне развала СССР еще избранный в советское время Верховный Совет БССР принял закон о языках, согласно которому русский язык был лишен официально-государственного статуса. Объявлен был государственным только один язык, который официально именуется белорусской «мовой». Это была абсолютно несправедливая, антиисторическая, да и антибелорусская акция, свидетельствующая в лучшем случае о дремучем невежестве тогдашних белорусских законодателей. Ведь достаточно даже самым поверхностным образом ознакомиться с историческими документами, чтобы убедиться, что русский язык в литературной форме на Западной Руси (территория нынешней Белоруссии) имел государственно-официальный статус со времени появления на Руси в X-XI столетиях церковной литературы на церковнославянском языке. При этом, в отличие от произведений церковных писателей, государственные акты и деловая переписка велись на характерном для того времени русском языке.



После включения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) русский язык (в западнорусском варианте) был официальным и письменно-литературным языком ВКЛР (XIV в.–1696 г.) и русских земель Речи Посполитой (1569–1696 г.г.), что было юридически закреплено в третьем Статуте Литовско-Русского государства от 1588 года (разд. IV, арт. I): «А писаръ земъский маеть по-руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншимъ езыкомъ и словы». На западнорусском языке была создана обширная православная и светская литература, являющаяся неотъемлемой частью общерусской культуры.



Положение русского языка и в целом русской культуры на Западной Руси резко ухудшилось после заключения в 1569 году Люблинской унии и образования Речи Посполитой. В результате этого ВКЛР не только утратило южнорусские земли (совр. Украина), переданные непосредственно под власть Короны Польской, но и оказалось под нарастающим польско-католическим религиозно-культурным господством, в насаждении которого особенно усердствовали поддерживаемые королями Речи Посполитой иезуиты.



Формально ВКЛР сохраняло свое законодательство, органы власти и войско. На деле же литовско-русская знать утратила свое политическое верховенство в собственно Литве и на Западной Руси, т.к. согласно Люблинской унии был упразднен сейм Великого княжества Литовского и Русского, а в общем сейме Речи Посполитой большинство мест было за поляками. ВКЛР попало в полную зависимость от Короны Польской, в интересах которой и строилась вся внутренняя политика Речи Посполитой, направленная на насаждение «польщизны» и католицизма на подвластных ей русских землях. В итоге большинство западнорусской знати приняло католичество и перешло на польский язык с последующей утратой русского самосознания.



Одновременно на русских землях Речи Посполитой происходило вытеснение русского языка из официального государственного оборота и судебно-административной практики. Процесс дерусификации Великого княжества Литовского и Русского продолжался более сотни лет и завершился полным запретом официального использования русского языка в государственной жизни Речи Посполитой.



В 1696 году сейм Речи Посполитой принял соответствующее запрещающее решение: «pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать»).



Таким образом, последний советский Верховный Совет Белоруссии фактически повторил в отношении русского языка деяния сейма Речи Посполитой конца XVII столетия. Естественно, что такой разворот событий не мог устраивать патриотически настроенную белорусскую общественность. Поэтому ряд общественных объединений и политических партий – Славянский Собор «Белая Русь», Народное движение Белоруссии, Движение за социальный прогресс и справедливость и другие, выступили с требованием провести всенародное голосование по языковому вопросу. Помимо этого, общественностью был создан Комитет за свободный выбор языка обучения, который объединил учителей и родителей учащихся школ с естественнонаучным уклоном. Все эти организации проводили широкую разъяснительную работу среди населения республики.



В то же время, тогдашние власти, занимавшие антирусскую позицию и намеревавшиеся интегрироваться с Польшей, крайне отрицательно относились к идее государственного двуязычия. Более того, был принят специальный закон, запрещавший выносить языковой вопрос на референдум.



Когда же в 1994 г. началась первая президентская предвыборная кампания, то из всех кандидатов в президенты, пожалуй, только Александр Лукашенко (в то время депутат Верховного Совета Республики Беларусь) выдвинул ясные и недвусмысленные предвыборные задачи – государственное белорусско-русское двуязычие и союз с Россией. Остальные, даже если и высказывались по этому поводу, то очень неконкретно.



После победы на президентских выборах Александру Лукашенко было не просто выполнить свои обещания относительно двуязычия, т.к. этому всячески препятствовала позиция тогдашнего Верховного Совета РБ и существовавшее в то время законодательство. Поэтому государственное двуязычие в Белоруссии утверждалось с помощью двух референдумов. На первом референдуме в мае 1995 г. русскому языку был придан «статус равного с белорусским» и, наконец, в результате конституционного референдума в ноябре 1996 г. ст. 17 Конституции Республики Беларусь стала гласить – «государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки».



При этом решающую роль в утверждении двуязычия сыграло первое Всебелорусское народное собрание, которое состоялось накануне референдума и окончательно утвердило проект новой редакции конституции РБ, который выносился на всенародное голосование. Дело в том, что противникам государственного двуязычия во властных кругах удалось включить в проект новой редакции конституции расплывчатый и двусмысленный статус русского языка, что лишь усугубляло ущемленное положение русского языка.



И тогда, выступая на пленарном заседании Всебелорусского народного собрания, председатель Белорусского профессорского собрания Валерий Аркадьевич Чердынцев предложил убрать из языковой статьи всякие двусмысленности и четко зафиксировать, что в республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Это предложение было встречено аплодисментами всего пятитысячного зала минского Дворца спорта, где проходил форум.



– После революции 1917 года на пространстве так называемой Большой России появилось много новых, чисто политически обусловленных наций. В связи с распадом Советского Союза этот процесс вступил в очередную фазу – многие народы юридически оформились как независимые государства, признанные международным сообществом. Вы досконально изучали этот вопрос в связи с историей Западной Руси. Как примирить противоречия между одним фактически народом, проживающим сегодня в трех разных государствах? Мне иногда кажется, что русские, украинцы и белорусы – это не три разных народа, а три разных политических партии одного русского корня. Не слишком ли много политики вмешалось между нами в 20-м веке?



- Распад и гибель Советского Союза президентами Белоруссии и Российской Федерации однозначно определены как крупнейшая геополитическая катастрофа XX века. Но мало дать точное определение этому трагическому событию, необходимо понять причины случившегося. Ведь погибло государство, которое имело колоссальные достижения в науке, экономике и социальной сфере. И почему советские граждане, о которых советское государство всемерно заботилось, а молодежь буквально пестовало, не смогли защитить и свою страну, и свое фактически безмятежное (по сравнению с нынешним положением дел) будущее?



Ответ лежит буквально на поверхности. Советский Союз при всех его достижениях не был государством русского народа. Более того, в СССР от русского народа были искусственно отделены его белорусская и малорусская (украинская) ветви. СССР был государством одной политической партии, и когда верхушка КПСС отказалась от собственной партии и статья о руководящей роли КПСС была убрана из советской конституции, то государство рухнуло, т.к. другой опоры, кроме партии, у него не было.



Так называемое постсоветское пространство – это пепелище Советского Союза. И чтобы выжить и создать на этом пространстве что-то устойчивое и жизнеспособное необходимо не прекращать усилия, направленные, в первую очередь, на национально-культурное воссоединение всех ветвей русского народа. И эта задача требует не только усердной работы, но и ясного понимания целей, к которым надо стремиться.



– Мы познакомились с Вами на цикле семинаров, которые проводила в Минске молодежная организация российских соотечественников «Русь молодая», вместе читали лекции нашей молодежи. Вы заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь». Как живется российским соотечественникам в Белоруссии, что радует, что волнует, что тревожит? Ваше положение уникальное среди организаций российских соотечественников за рубежом – ведь мы Союзное государство! Но, наверное, в такой особенности есть и свои плюсы, и свои минусы?



- Особенностью Белоруссии является то обстоятельство, что в соответствии с российским законодательством под понятие «российский соотечественник» подпадают все граждане Республики Беларусь, если они сами себя к таковым относят. Поэтому основной задачей белорусских организаций обшерусской направленности является пробуждение у восточнославянского населения современной Белоруссии (а это белорусы, великороссы и украинцы) осознания своего национально-культурного единства с русским народом и принадлежности к великой Русской цивилизации. Союзное государство мы рассматриваем как одну из возможных форм государственно-политического единства двух русских (восточнославянских) государств.



– Николай Максимович, в октябре в Минске состоится международный форум «Лидер XXI века», который проводят Координационный Совет российских соотечественников Республики Беларусь, посольство России и представительство Россотрудничества. Надеюсь, что мы вместе примем участие в этом мероприятии, и оно будет действительно важным и полезным. Какие формы работы с соотечественниками, на Ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны? Что востребовано российскими соотечественниками в самом близком России государстве – Белоруссии?



У белорусских организаций российских соотечественников сложились деловые и плодотворные отношения с Представительством Россотрудничества в Белоруссии и Посольством Российской Федерации в Республике Беларусь. В то же время, работа по укреплению белорусско-российского культурно-цивилизационного единства была бы значительно плодотворней, если бы этому не препятствовало (как это ни странно) текущее российское законодательство, которое фактически не позволяет приглашать Посольству РФ в РБ и Представительству Россотрудничества в Белоруссии российских ученых и деятелей культуры для участия в мероприятиях, проводимых организациями российских соотечественников.



Из форм работы, наиболее перспективными представляются белорусско-российские проекты в области культуры и просветительства, направленные на укрепление общерусского единства.



Валерий Мошев

«Окно в Россию»

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie