"Пережить ночь"
"Травка", "кокс" и героин угрожают сегодня всему человечеству
Способность наркотических препаратов влиять на душевное состояние индивида люди издавна используют для поиска новых "ощущений", стремясь достичь обманчивого подъема, состояния эйфории. Особенно охотно подвержены этому представители творческой богемы.В этом кроется самая главная ошибка людей, употребляющих наркотики. Наркотики ничего не дают, а лишь сжигают внутренний ресурс, действуя как спички. Правда о наркотиках состоит в том, что они вызывают приятные эмоции за счет внутренних физических и психических резервов человека. Употребляя наркотики, человек не развивает свой потенциал, а истощает себя с каждым разом все больше и больше. Положительная энергия, которой хватило бы на месяцы и годы, спрессовывается в один момент. Расплата за это – депрессии и болезни. Получается, что крадешь свою радость у самого себя. Хуже всего то, что это понимание возникает слишком поздно.
Когда появляется "ломка" (нестерпимые болевые ощущения) или сильная подавленность, депрессия без наркотика, то уже понятно, что дело плохо, и тут-то обнаруживается, что "мышеловка захлопнулась". Человек не может управлять своими мыслями, действиями, потому что наркотик управляет им. Без наркотика он чувствует себя настолько невыносимо, что любой ценой пытается раздобыть новую дозу. Это уже несвобода. Наркотикам нужны рабы, они подчиняют себе человека полностью, и власть их очень сильна.
"Современное зло", "бич общества", "коллективное самоубийство", "тяжелый социальный недуг" – журналисты, политики и ученые, всякий раз подыскивают достойный эпитет для одной из самых страшных социальных кар, поразивших современное общество – наркомании. "Травяной" дурман сегодня уверенно "стоит на ногах" в цивилизованном мире, заставляя в бессилии опускать руки тех, кто по роду службы должен бороться с ним. Власти тратят гигантские суммы на борьбу с " белой смертью ", вырабатывают бесчисленные конвенции и соглашения о сотрудничестве в этой борьбе, милиция, полиция и даже военные (российские пограничники в Таджикистане, армия в Колумбии) сбиваются с ног, отлавливая наркодилеров и их клиентов. Переполненные тюрьмы, реабилитационные центры не отпугивают потенциальных жертв смертоносного дурмана, наркотики и связанные с их употреблением беды и не думают отступать.
В наши дни бич наркомании поразил практически все страны мира. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ООН, количество потребляющих наркотики на планете превысило 48 миллионов человек. Во многих странах, в том числе и России, проблема наркомании стала национальным бедствием. Только за последние 10 лет количество наркоманов в России увеличилось более чем в девять раз и составило около четырех миллионов человек. По данным же Международной Ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, около 6 миллионов россиян страдают от наркозависимости, и еще около 20 миллионов человек хотя бы раз пробовали наркотическое "зелье". При этом, подавляющему большинству больных наркоманией – не более 30 лет. 20 процентов российских наркоманов – школьники. Треть из них употребляют героин. Самое страшное, что приобщение к наркотикам в России происходит в основном в возрасте 15-17 лет. Многие полагают, что причина роста наркомании в России – результат провальных реформ 1990-х. Однако проблема наркомании сегодня актуальна и для более благополучных стран мира. 25 миллионов американцев признают, что хотя бы раз в жизни пробовали кокаин, 60 миллионов – марихуану. Из тех граждан США, кто решил попробовать больше одного раза, около двух миллионов стали обреченными наркоманами, причем героин – один из самых страшных натуральных наркотиков, вызывающий 100%-ное привыкание – регулярно употребляют 750 тысяч человек. В странах ЕС число больных наркоманией колеблется от 630 до 740 тысяч человек. На героине "сидят" около 1,5 миллиона человек.
Понятно, что грандиозный спрос создает достойное предложение. Несмотря на все препоны, преступный бизнес процветает. В 1990 году оборот наркотиков на "черном рынке" оценивался в 300-500 миллиардов долларов ежегодно, что вполне сопоставимо, например, с ВНП среднего по экономическим показателям государства. Огромные "отмытые" суммы опять-таки идут на "подпитку" организованной преступности и расширение сферы ее деятельности – покупку оружия, подкуп должностных лиц и государственных чиновников и прочее.
Социально-экономический и нравственный ущерб от правонарушений и злодеяний, связанных со всеми аспектами проблемы незаконного оборота и употребления наркотиков, вообще не поддается оценке. Наркомания, таким образом, являет собой реальную угрозу здоровью и безопасности всех жителей нашей планеты.
В этих условиях особенно остро встает вечный вопрос: что делать? Как остановить распространение наркомании? Как обеспечить эффективный контроль за наркотическими средствами и психотропными веществами?
Наркополитика европейских стран расколола "Старый Свет" на два противоположных лагеря: в одних странах (Швеция, Германия) наркотики полностью запрещены, в других (Дания и особенно Голландия) правительства пошли на эксперимент с частичной легализацией так называемых "легких" наркотиков, например, марихуаны. Раскол на уровне стратегии произошел в начале 1970-х годов. Тогда голландское правительство легализовало марихуану, что противоречило всем международным конвенциям по наркотикам. Сегодня голландцы по-прежнему считают, что поступили правильно, узаконив с определенными ограничениями торговлю наркотическими веществами в их знаменитых кафе и проводя мягкую политику в отношении всех форм потребления наркотиков, что базируется, по их мнению, на принципе "уменьшения зла".
В Германии же смерть ежегодно уносит около двух тысяч жизней наркоманов. Ее причины могут быть самыми разными, будь то передозировка, несчастный случай, связанный с расстройством психики и неадекватным поведением, или просто длительное употребление отравы. Финал всегда одинаков и закономерен: гибель, как правило, в расцвете сил, поскольку главными "клиентами" наркодилеров являются подростки и молодые люди. Всего же в этой, одной из самых благополучных европейских стран около 150 тысяч человек подвержены наркомании, ежегодный улов наркодельцов составляет почти 3 миллиарда евро.
Запретительная модель контроля в Соединенных Штатах основывается на принципе уничтожения предложения (война с "черным" рынком) наркотиков. В этой борьбе, однако, перевес пока явно не на стороне закона. К такому выводу приводят цифры: в США нелегальный оборот наркотиков официально оценивается в 110 миллиардов долларов, а на борьбу с ними государство может выделять ежегодно только 9,4 миллиарда. Видимо, Ирак сегодня поважнее будет для политического истеблишмента в Вашингтоне, чем нравственное и физическое здоровье собственной нации.
Поэтому в последнее время запретительная концепция международного контроля над наркотиками (где главенствуют как раз США), ориентированная на уничтожение предложения, все чаще подвергается критике. Очевидно, что результаты "войны с наркотиками" в международном масштабе далеки от удовлетворительных. Десятилетия репрессий против наркоманов и борьбы с подпольным наркобизнесом ничуть не улучшили ситуацию, явившись причиной расширения подпольного наркобизнеса, фактором роста насилия и преступности и отрицательно повлияв на народное здоровье. Наркотики продолжают распространяться, и наркомания становится все более серьезной угрозой для здоровья человечества.
Правительства западных стран считают виновниками наркомании третий мир, в котором выращиваются наркосодержащие растения. Только в Афганистане, например, опийный мак выращивается на площади от 45 до 65 тысяч гектаров, что приносит наркомафии около 1 миллиарда долларов (почти 2/3 общемирового опиумного рынка). Однако некоторые специалисты полагают, что направляя гнев общественности и средств массовой информации на развивающиеся страны, западные политики сознательно не хотят упоминать о том, что с Севера на Юг движется поток куда более опасной синтетической "дряни".
Таким образом, проблема выработки эффективной концепции борьбы с одной из величайших бед современного общества – наркоманией, в основе которой лежит принцип реального саморазрушения человеческой психики, является, пожалуй, главной заботой политиков, писателей, ученых, врачей, общественных деятелей и всех тех, кому не безразлична судьба будущих поколений на нашей планете.
Вместе с тем, если обобщить мировой опыт, то можно сделать вывод о том, что борьба с наркоманией требует прежде всего комплексного подхода. Она должна вестись в тесном взаимодействии между государством и обществом. Победить это зло можно только всем миром. Очень важны профилактические мероприятия, и здесь в век информации одна из ключевых ролей должна принадлежать СМИ. Учитывая "молодое лицо" наркомании (значительный процент т.н. подростковой наркомании), без помощи школы и родителей будет практически невозможно справиться с таким злом. При этом, папы и мамы попавших в наркотическую зависимость детей, объединившись вместе, могут представлять реальную силу, способную если не прекратить наркоманию вообще, то приостановить бешеные темпы ее роста. К сожалению, большинство родителей стараются не думать об этой проблеме, пока им, наконец, не приходится с ней столкнуться "в лоб", когда у их умного и послушного ребенка начинаются наркотические ломки. Вся сложность ситуации заключается в том, что наркоманию легче предупредить, чем излечить от нее. Поэтому лучше объединиться всем вместе до того, как в дом пришла беда.
Как представляется, немаловажная здесь роль и собственно государства. Если говорить о России, то учитывая национально-психологические особенности ее жителей, можно вести речь о серьезном ужесточении законодательства в отношении наркоторговцев вплоть до введения пожизненного заключения или смертной казни. Конечно, нетрудно предвидеть гневные возгласы т.н. правозащитников как доморощенных, так и западных. Не останется в стороне от критики подобных шагов, безусловно, и Европа. Но стоит ли на кого-то оглядываться, когда речь идет в прямом смысле слова о национальной безопасности России?