Расслабляться нельзя!
Трагические события в Тушино еще раз показали, что террористическая угроза в России остается крайне высокой
Очередной теракт в Москве, осуществленный террористками-смертницами по печально известному "палестинскому сценарию", показал, что "шахиды"-самоубийцы уже стали неотъемлемой частью арсенала чеченских экстремистов. Последняя волна самоубийственных актов террора, начавшаяся 5 июня с.г. взрывом чеченской "шахидкой" военного автобуса в Моздоке, ровно через месяц докатилась до столицы России.Трагедия в Тушино еще раз подтвердила, что Москва, как и любой многомиллионный мегаполис, чрезвычайно уязвима для терактов именно такого рода. Как свидетельствует пример Израиля, бороться с террористами-самоубийцами исключительно трудно, особенно если это явление принимает массовый характер. Особую горечь вызывает то, что большинство погибших и раненых в Тушино – это совсем молодые люди, в основном девушки, ровесницы такой же молодой 20-летней чеченки, замкнувшей провода адского "пояса шахида" на своем теле.
Произошедшее можно оценивать по-разному, как это уже и делают в различных российских политических кругах и СМИ. Одни считают, что произошедшее – признак "предсмертных судорог", загнанных в угол чеченских экстремистов и международных террористов. Другие же полагают, что все дело в ожесточении и отчаянии чеченцев, и особенно чеченок, потерявших своих близких от рук российских военных и потому де готовых мстить за это даже ценою своей жизни.
Однако объективный анализ деятельности современных террористов, в т.ч. и в Чечне, показывает, что на самом деле это явление имеет гораздо более сложный характер. Причины возникновения феномена "шахидов" в Чечне, как уже не раз указывали многие эксперты, обусловлены целым рядом социальных, политических и психологических факторов. С одной стороны, это, несомненно, следствие значительного усиления влияния радикальных исламистов в среде чеченских боевиков после 2000 г. и прямое включение Чечни в орбиту деятельности международных террористических центров. С другой стороны, на этот фактор накладываются сложная социальная и экономическая ситуация в ЧР, нерешенность многих острых проблем, просчеты и ошибки федеральных и республиканских структур в урегулировании чеченской проблемы, злоупотребления и противозаконные действия отдельных должностных лиц и т.д.
Нельзя не отметить, что теракт в Тушино произошел сразу же после подписания президентом В.Путиным указа о проведении 5 октября с.г. выборов президента Чечни, а также объявлении о переходе руководства силовыми операциями в Чечне от ФСБ к МВД. Не исключено, что вожаки действующих в Чеченской республике террористических группировок на фоне идущей в Чечне амнистии и подготовки к октябрьским выборам таким образом захотели вновь громко заявить о себе.
Очевидными целями организаторов теракта в Тушино является дестабилизация обстановки в России и срыв мирного процесса в самой Чечне, дискредитация руководства страны, нагнетание среди населения страха и паники, провоцирование в российском обществе национальной и религиозной нетерпимости. Главари чеченских террористов и их зарубежные спонсоры, убедившись в бесперспективности вооруженного противостояния федеральным силам в самой республике, стремятся перенести "военные действия" за пределы Чечни, в первую очередь в Москву и другие российские города. При этом ставка цинично делается на нанесение ударов по ни в чем не повинным гражданским лицам, местам скопления людей, зрелищным мероприятиям и т.д.
К сожалению, организаторам террора удается находить в Чечне нужный для их целей "человеческий материал", в т.ч. среди овдовевших женщин и безработной молодежи. Помимо интенсивной "промывки мозгов" в духе радикального исламизма и ваххабизма, в ход идут и "материальные стимулы" – выплата крупных денежных сумм семьям погибших "шахидов". В свое время Шамиль Басаев похвалялся, что сумел сформировать два "батальона" смертников-"шахидов" численностью 500 человек. По утверждению пропагандистских структур чеченских сепаратистов, женщины и девушки из этих батальонов приняли участие в прошлогоднем теракте бандгруппы Бараева в концертном зале мюзикла "Норд-Ост" и самоубийственных терактах в Чечне и Северной Осетии в нынешнем году.
Все это свидетельствует о сохранении высокого уровня и возможно даже нарастании террористической угрозы в России. К сожалению, приходится констатировать, что как на государственном уровне, так и в обществе в целом все еще наблюдается недооценка угрозы терроризма. Нельзя не видеть и того, что определенные круги пытаются использовать тему терроризма в своих узких политических интересах и предвыборных кампаниях. Ну а "либеральные" и "правозащитные" организации открыто используют каждый очередной теракт для давления на власть с целью заставить Кремль сесть за стол переговоров с лидерами чеченских террористов и сепаратистов.
Несмотря на известную бдительность, проявленную сотрудниками милиции Москвы, не допустившими террористок-смертниц на поле рок-концерта в Тушино, к сожалению, необходимо отметить, что в деятельности административных и правоохранительных структур России в начале лета с.г. отмечалась определенная расслабленность. Например, те, кто путешествовал поездами южного направления отмечали, что контроль со стороны сотрудников железнодорожного ведомства и транспортной милиции за ситуацией в поездах и пассажирами нередко практически отсутствовал. Проводники на вокзалах юга России часто не утруждают себя проверкой документов у садящихся в поезда пассажиров, а милицейского сопровождения в вагонах также зачастую просто не наблюдалось. Немногим лучше обстоит дело и на авиационном транспорте, которым, кстати, и прибыла в Москву из Тбилиси одна из "шахидок".
Как это часто бывает в России, "креститься" по-настоящему стали только после прогремевшего "грома" в Тушино, когда меры безопасности в Москве и в южных регионах России были резко ужесточены. Не исключено, что некоторые должностные лица, видимо успокоенные тем, что после прошлогоднего теракта на Дубровке в Москве долго не отмечалось "террористических проявлений", не приняли накануне летнего сезона всех необходимых мер по предотвращению возможных терактов в столице. Можно отметить и то, что в сознании многих россиян чеченский терроризм стал чем-то обыденным, а гибель людей в результате террористических актов уже не вызывает былых эмоций. Подобная безучастность общества вряд ли способствует повышению эффективности усилий государственных структур по борьбе с террористической угрозой.
Что же нужно сделать, чтобы по возможности предотвратить или хотя бы минимизировать в будущем подобные теракту в Тушино трагедии? Думается здесь, увы, нет простых и быстрых решений. Печальный опыт Израиля, Северной Ирландии и т.д. показывает, что решить эту проблему чисто силовыми и административными методами невозможно. Видимо, российскому правительству необходимо выработать четкую, хорошо продуманную долгосрочную программу действий в этой области, предусматривающую сбалансированное сочетание силовых мер с политическим решениями по ликвидации социально-экономических корней терроризма в Чечне. В сложившихся условиях видимо есть явная потребность в поиске неординарных и гибких мер по активизации и укреплению мирного процесса в ЧР. Надо активнее использовать и возможности работы с чеченскими диаспорами в Москве и других городах России.
Теракт в Тушино также показал, что в деятельности спецслужб и правоохранительных органов не может быть периодов расслабленности и отдыха. Бдительность и готовность к немедленным действиям очевидно должна быть абсолютной, а конкретные должностные лица обязаны нести персональную ответственность за это. Очевидно также, что необходимо существенно повышать эффективность работы российских силовых структур, в которых количество сотрудников далеко не всегда переходит в качество.
Наконец необходимые выводы надо сделать и всему российскому обществу. Сегодня от активной позиции и бдительности простых граждан в вопросе противостояния терроризму зависит немало. В стране должно возобладать понимание, что эта проблема касается каждого из нас и решать ее надо сообща, всем миром. Особая ответственность в этой связи ложится на российские СМИ.
До победы в войне с терроризмом еще далеко и расслабляться здесь никак нельзя. Новые теракты и новые жертвы, к сожалению, вполне вероятны. В подобной ситуации как никогда необходимо сплочение общества и активная поддержка им принимаемых руководством страны мер по борьбе с террором. Как мудро указал патриарх Алексий II в связи с терактом в Тушине, надо отринуть страх и смятение и пусть остается твердой и мирной воля нашего народа. Бог да хранит Россию, ограждая ее сынов и дочерей от всякого зла.