«Такой театр эстонскому государству ни к чему!»
Русский театр Эстонии переживает самый трудный период в своей жизни
Хотя не трудных периодов в жизни театра и не было, но нынешний – особенный. Из труппы «сокращены» многие, в том числе ведущие, актеры и режиссеры. А те, что остались, пребывают в состоянии перманентного стресса, как в анекдоте про картошку: если зимой не съедят, то весной обязательно посадят… Иными словами: если тебя не уволят, то создадут такую обстановку, что сам рад будешь уйти. Только вот идти-то некуда. Если у их эстонских коллег есть достаточно широкий выбор (в стране несколько десятков профессиональных театров, играющих спектакли на эстонском языке), то у русских такого выбора нет: Русский драматический театр – единственный в Эстонии.
Есть еще пара коллективов – в Кохтла-Ярве и Нарве, но они, во-первых, не имеют стационарных сцен и ведут кочевой образ жизни, репетируя в арендованных помещениях и играя на свободных в данный момент площадках. А во-вторых, у обеих этих трупп – свои немалые проблемы (в первую очередь, естественно, финансовые), и взять на работу новых артистов, а тем более – предложить им сравнительно приличные условия оплаты они не в состоянии. Вот и согласились оставшиеся в театре с фактически навязанными им администрацией условиями: работать по так называемым «ролевым договорам». То есть на принципах сдельной оплаты труда: сыграл роль – получи гонорар, не сыграл – извини!..
Трагедия не на сцене25 апреля произошло событие, положившее начало цепи действий, результатом которых и стал нынешний кризис Русского театра. Поздним вечером группа артистов (по неподтвержденным, но и неопровергнутым сведениям – находящихся под воздействием алкоголя) оказалась на крыше театрального здания, чтобы «полюбоваться закатом». Один из них – 30-летний Андрей Зубков – сорвался и погиб… Как выяснилось, в этой же группе находилась художественный руководитель театра Наталия Лапина (не путать с известной российской актрисой и певицей Натальей Лапиной, снимавшейся в фильмах «Собачье сердце» и «Дон Сезар де Базан»).
Десять дней коллектив театра пребывал в ожидании разъяснений со стороны руководства. Но их так и не последовало, и тогда появилось на свет коллективное письмо, 42 автора которого (в том числе 21 актер) обвиняли худрука в пусть косвенной, но тем не менее реальной причастности к этой трагедии и выражали Лапиной «вотум недоверия», потребовав, чтобы она ушла из театра. Лапина по горячим следам событий выступила с заявлением, в котором как руководитель коллектива фактически признала свою ответственность за случившееся и сообщала о намерении подать в отставку по окончании театрального сезона (хотя срок ее контракта истекает только через год).
Казалось, что инцидент исчерпан. Но спустя всего несколько недель та же Лапина сообщила, что она передумала и решила остаться. Тогда те же работники театра (а среди них не только актеры, но и режиссеры, и технический персонал) обратились в министерство культуры Эстонии с ультиматумом: или мы, или Лапина! Чем это закончилось, мы уже знаем…
«…поливать из леечки и светить солнышком»Собственно, гибель Андрея Зубкова стала лишь поводом, последним толчком для этого демарша отчаявшихся членов труппы. Подлинные причины гораздо глубже и их гораздо больше. Это и пренебрежительное отношение худрука и директора к подчиненным; и недостаточный, по мнению многих артистов и режиссеров, профессиональный уровень их творческого лидера; и беспомощная репертуарная политика; и многое, многое другое.
…Ровно три года назад эстонская газета Postimees на русском языке опубликовала интервью с 28-летней петербурженкой Наталией Лапиной, которая должна была с весны 2009-го стать худруком Русского театра. В этом интервью будущий лидер труппы говорила: «Для того чтобы получился настоящий театр (…) им надо заниматься круглосуточно – растить, беречь, поливать из леечки, светить солнышком, и чтобы в это дело была так же полностью включена команда единомышленников!»
А весной 2011-го члены «команды» написали в своем письме: «Большая часть творческого коллектива считает невозможным продолжать работать в театре под Вашим руководством. Ваше поведение мы считаем несовместимым с высоким и ответственным званием художественного руководителя театра».
Справка «Н» 2008 году тогдашний советник директора Русского театра по художественным вопросам Светлана Янчек предложила молодому режиссеру питерского ТЮЗа Наталии Лапиной поставить на таллинской сцене спектакль для детей и взрослых «Остров сокровищ». Тогда же, собственно, и было принято решение пригласить Лапину на должность художественного руководителя театра. В мае 2011 года та же Янчек, но уже в должности директора Русского театра Эстонии, убедила свою протеже дезавуировать ее заявление о добровольной отставке. Мотивация: если уйдет Лапина, то должна будет уйти и Янчек. А без этих двух руководителей министерство культуры Эстонии просто вынуждено будет закрыть театр!
Русский театр нужен!В результате на своих местах остались и худрук, и директор. Но это мало отразилось на отношении к театру со стороны вышестоящих инстанций. 12 сентября с. г. министр культуры Эстонии Рейн Ланг в передаче «Час репортера» на канале Vikerraadio высказался о ситуации в Русском театре следующим образом: «Такой театр, который занимается внутренними разборками и «падением с крыш», эстонскому государству, конечно, ни к чему!»
По счастью, позиция министра не совпадает с мнением большинства деятелей эстонской культуры. Сразу же после этой передачи несколько русскоязычных массмедиа опубликовали высказывания наиболее авторитетных в этой области персон. Кинорежиссер, автор совместного эстонско-российского фильма «Крысоловка» Андрес Пуустусмаа; три бывших министра культуры, а ныне депутаты рийгикогу – эстонского парламента – Яак Аллик (известный также в качестве театрального режиссера), Лайне Рандъярв и Райво Пальмару; бывший председатель совета Русского театра Марика Валк, депутат рийгикогу Урве Палу, певица Анне Вески, актриса Эстонского драматического театра Мария Авдюшко, директор культурного центра Lindakivi Катрин Сиска и другие деятели культуры и политики едины: Русский театр – нормальная и естественная составляющая эстонской культуры в целом, и его закрытие нанесет ущерб общему культурному пространству Эстонии!
Но, пожалуй, самое точное определение ситуации дал известный журналист еженедельника Eesti Ekspress Прийт Хыбемяги, который в своей публикации определил положение афористично: «Русский театр на коленях перед властью».
Обозреватель считает, что поведение нынешних руководителей театра дает представителям власти повод не считаться ни с ними, ни с труппой в целом. А одну из главных причин такого отношения журналист видит в том, что «…Русский театр не социален. Он не вмешивается в важные для своих зрителей общественные проблемы, не ищет ответов на вопросы, не будоражит и не требует/предлагает решений».
Слова Прийта Хыбемяги легко подтверждаются при взгляде на репертуарный лист Русского театра. «Три мушкетера» (широко разрекламированная премьера нового сезона – в постановке самой Наталии Лапиной), уже упоминавшийся «Остров сокровищ», «Лес», «Три толстяка», «Тартюф», «ЛИСная сказка», «Король Дроздобород», «Приключения Чиполлино и его друзей»…
Ни одного спектакля, который бы «искал ответы на вопросы, будоражил и требовал ответов». И дело даже не в почти полном отсутствии современной и злободневной драматургии (из которой театр предлагает лишь комедию «Алло, Евросоюз» по пьесе «Да здравствует Бушон!» французских драматургов Ж. Делля и Ж. Сиблейраса). В 1994 году московский режиссер Юрий Еремин на сцене Русского театра Эстонии поставил спектакль по классической пьесе А. П. Чехова «В Москву, в Москву!» («Три сестры»).
Это был звездный час театра, зрители чуть не с боем «брали» кассу, а во время спектакля действие то и дело прерывалось овациями, зал вставал и долгими аплодисментами выражал свое отношение к тому, что происходило на сцене. И все потому, что постановщик сумел нащупать нерв момента, практически ничего не изменив в тексте. Он только сделал одну из главных героинь, которая вынуждала насельников дворянского гнезда покинуть родные стены, эстонкой, а присутствовавшие на сцене военные были одеты в форму Военно-морского флота СССР (к тому времени уже Российской Федерации). И именно в этом году российские войска покидали Эстонскую Республику… Но тогда ни у кого даже мысли не возникло – закрыть Русский театр.
Прямая речьЭдуард Томан, актер и режиссер (ушел из театра в знак протеста):
– Мне кажется, что это завуалированная акция по претворению давней мечты, видимо, и министерства культуры, и других структур, – по превращению Русского театра в проектный театр, где нет труппы, но есть «разовики», которых всегда можно собрать и сделать с ними спектакль, чтобы играли наряду с остальными гастролями, которые будут устраиваться. Может быть, это и не так, но в те слова, когда говорят, что все только на благо, чтобы Русский театр процветал, я не верю ни на один процент.