logo

Хлебные крошки

Статьи

Заседание Ассамблеи народов Казахстана
Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Игорь Курбатов

В Казахстане нацменьшинства упразднили

но в парламенте «посидеть» разрешили

Вообще, среди государств СНГ власти Астаны выделяются тем, что умеют себя пропиарить. И в этом отношении Казахстану нет равных. Многочисленные проекты, программы и инициативы, регулярно выдаваемые «на гора» руководством страны и сопровождаемые информационным треском, дают нужный пропагандистский эффект. И потому в формальный список постсоветских режимных этнократий Казахстан не входит и даже числится в ряду «развивающихся демократий».

Более того, республика с подачи российских политологов считается чуть ли не образцом гармонии межнациональных отношений для всех других государств СНГ. А чисто казахстанское изобретение – нелегитимная Ассамблея народов Казахстана успешно позиционируется как некий орган волеизъявления нацменьшинств и служит примером для подражания. При этом мало кто знает, что этот псевдонациональный «представительный» орган рекрутируется снизу доверху исполнительной властью.

В связи с этим стоит напомнить, что из Казахстана 90-х гг. выехало около 2 млн. русских, а казахские власти без лишнего шума по сей день проводят политику ассимиляции «некоренного» населения. При наличии 40% русскоязычного населения - с поправкой на многолетние минусовые манипуляции со статистикой - нацменьшинства и, прежде всего, самая большая группа – этнические русские, практически отчуждены от участия в управлении государством.

Можно также заметить, как из новейшей истории Казахстана исключалось упоминание о многонациональном характере республики. По Конституции 1993 г. Казахстан объявляется "формой государственности самоопределившейся казахской нации", и в это же время руководство страны берёт курс на построение казахского государства. Тогда же началось и массовое вытеснение русских из государственных структур по всей вертикали власти.

Логичным в этом отношении выглядит то, что на днях Ассамблею народов Казахстана казахские власти переименовали в Ассамблею народа. Таким образом, даже в названии этого «потешного» органа исчезло понятие многонациональности. Взамен этого самодеятельные представители 130 нацменьшинств получили возможность поделить …15 парламентских мест (из 154-х), брошенных щедрой рукой казахских реформаторов для 6 млн. неказахского населения.

В связи с этим между членами упразднённой Ассамблеи народов разгорелась нешуточная дискуссия за право посидеть в депутатских креслах. Солидные люди, не очень-то понимая свои настоящие роль и место в играх астанинских манипуляторов, попытались совершить заведомо невозможное. Причём, в полной уверенности в том, что от их воли хоть что-то зависит в стране «эволюционизирующей» казахской этнократии.

«Руководители одних этнических групп предлагают выдвигать кандидатов от каждого крупного национально-культурного центра. Другие выбирать депутатов от всей Ассамблеи, по примеру сената - путем тайного голосования. Третьи, чтобы не было обидно всем нациям и народностям, внедрить периодическую ротацию депутатов», - сообщает 31-й канал в материале «Ассамблея не народов».

Позволим себе ещё одну цитату из того же источника. На наш взгляд, она лучше всего характеризует фарсовый характер казахстанского «нацстроительства». Особо следует обратить внимание на то, что вся эта «политическая полемика» тиражируется известными СМИ и не предполагает даже малейшего намёка на улыбку.

Как заявил Мусанип Увайсов, руководитель дагестанского национально-культурного центра: «Учитывая то, что мест 15, а народностей более 130-ти, надо ввести ротацию депутатов. Чтобы не засиживались одни и те же лица, надо менять их через год - полтора. Чтобы за один срок успели посидеть депутатами люди разных этносов».

Из этого следует, что даже австралийский абориген, будучи гражданином Казахстана и представителем 131-ой народности, может на равных конкурировать с крупнейшими этносами республики за право «посидеть» в казахстанском парламенте.

Понятен интерес казахских властей – не допустить сколько-нибудь консолидированного присутствия во власти русских. В этих целях продолжается запущенный ещё в начале 90-х процесс фрагментации этносов, проживающих на территории республики, чтобы не дать им объединится вокруг русского ядра на основе общих интересов. И в этом смысле вышеописанная трагикомическая ситуация с дележом парламентских кресел – конечный результат такого дробления.

Пока «вожди» дерутся за крохи властных привилегий, нацменьшинства теряют политическую статусность, превращаясь в самодеятельные фольклорные группы на государственных праздниках «самоопределившейся казахской нации». Свидетельством этому – официальное переименование «потешной» Ассамблеи народов в ещё более одиозное образование – Ассамблею «не народов» республики Казахстан.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie