Закаев на оперативном просторе
Похоже, что эмиссар чеченских экстремистов может разъезжать по всей Европе, невзирая на действующий международный ордер на его задержание
Появление в Германии в самом конце января эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева не только подвергло определенным испытаниям отношения между Москвой и Берлином, но и стало очередным свидетельством истинного отношения либеральных кругов Западной Европы к проблеме чеченского урегулирования.Закаев приехал в Германию 28 января по приглашению спикера по внешнеполитическим вопросам фракции СДПГ в бундестаге Герда Вайскирхена и его заместителя Маркуса Меккеля "для проведения политических переговоров с представителями всех фракций бундестага", а также с целью "культурных контактов с представителями Кавказа, пропагандой искусства и истории горских народов". Визит в Берлин стал первой международной поездкой Закаева с тех пор, как он получил защиту и покровительство британского правосудия.
Официальные инстанции Германии поспешили заявить, что находящийся в международном розыске по запросу российской Генеральной прокуратуры Закаев не имел приглашения федерального правительства и никаких официальных встреч с ним в Берлине не планировалось. Сам же приезд чеченского эмиссара, согласно официальным разъяснениям МИД ФРГ, стал возможным в связи с получением им в ноябре прошлого года статуса политического беженца в Великобритании.
Имея на руках выданные британскими властями документы политбеженца Закаев, оказывается, теперь имеет возможность свободно передвигаться в границах Европейского Союза. Вместе с тем представитель посольства Германии в Москве подчеркнул, что визит Закаева в Германию "не затрагивает позицию федерального правительства по чеченскому вопросу, она остается неизменной". Суть этой позиции, по словам германских дипломатов, заключается в том, что "Мы всегда выступали за политическое решение конфликта; территориальная целостность РФ не ставится под сомнение; мы осуждаем терроризм в любой его форме; центральное значение имеет обеспечение соблюдения прав человека и улучшение гуманитарной ситуации в Чечне".
Тем не менее, судя по сообщениям западной прессы, Закаев и его гостеприимные германские хозяева максимально использовали все три дня пребывания представителя "президента ЧРИ" Аслана Масхадова в Берлине. Он встретился с целым рядом депутатов бундестага, выступал в политических клубах, участвовал в публичных дискуссиях и дал несколько обширных интервью местной и зарубежной прессе, в том числе и известной российской радиостанции "Эхо Москвы". Естественно, при этом Закаев не скупился на антироссийский пиар и активно пропагандировал идеи и взгляды чеченских экстремистов, которых он собственно и представляет на Западе.
Узнав о приезде Закаева, национальное центральное бюро Интерпола при МВД России немедленно направило в Германию запрос о том, действительно ли он находится в Германии, и в случае, если это так, потребовало от германской стороны выполнить свои международные обязательства. В результате правительство ФРГ оказалось в сложной ситуации, если принять во внимание особый характер российско-германских отношений, а также то обстоятельство, что между двумя странами существует договоренность о взаимной выдаче преступников, находящихся в международном розыске (подобного соглашения между Москвой и Лондоном, например, не существует). Да и инициатива приглашения масхадовского эмиссара принадлежала депутатам от правящей партии СДПГ, чей лидер и нынешний канцлер ФРГ Герхард Шредер широко известен своей личной дружбой с президентом России Владимиром Путиным.
К тому же выяснилось, что Закаев прибыл в Берлин по своим собственным документам (а, не маскируясь под другого человека, как Борис Березовский в ходе своего знаменитого блиц-визита в Грузию). Оказалось также, что министр иностранных дел Германии Йошка Фишер предоставил властям Великобритании письменные гарантии того, что на немецкой земле у Ахмеда Закаева никаких проблем с местными правоохранительными органами не возникнет.
В итоге пребывание Закаева в Германии действительно прошло безо всяких проблем. До этого в Дании и Англии его хотя бы на некоторое время арестовывали для соблюдения внешнего приличия – ведь выданный Россией международный ордер на арест Закаева никто не отменял. Сам же "политбеженец", почувствовав себя в безопасности, заявил в интервью "Эхо Москвы": "У немецкого правительства есть формальный повод арестовать и задержать меня, но у них есть полные правовые основания и не делать этого, и таким образом, проигнорировать действующий ордер международного розыска". Германские власти, похоже, последовали последнему совету.
Несмотря на это официальная Москва проявила выдержку и не стала раздувать большого дипломатического скандала, который, несомненно, не пошел бы на пользу отношениям России и Германии. Зато помощник президента России Сергей Ястржембский подверг резкой критике позицию Интерпола и даже выразил сомнения в целесообразности существования этой организации. Россия устами официального представителя своего МИДа также предложила всем заинтересованным лицам получать информацию о ситуации в Чечне из "первых рук", от законных представителей чеченского народа, а не от таких людей, как находящийся за рубежом эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев.
Как заявил представитель российского дипломатического ведомства Александр Яковенко, "именно открытый диалог, в том числе по межпарламентской линии, дает наилучшие возможности получить информацию из "первых рук" и составить объективное представление о тех непростых процессах, которые развиваются в Чеченской Республике. Представители федеральных органов власти России, законно избранного чеченского руководства открыты для таких контактов с немецкими политиками, будь то в Российской Федерации или в Федеративной Республике Германия".
Между тем, похоже, что история с посещением Закаевым Берлина стала началом очередного информационно-политического наступления "либеральной Европы" на Россию по проблеме Чечни. Для начала, 29 января группа депутатов Европарламента из Франции, Италии и Великобритании во главе с вице-президентом этого органа Катрин Лалумьер обратились с письмом к генеральному секретарю Интерпола Роналду Ноублу. В письме депутаты просили на основе решений судебных и правоохранительных органов Дании и Великобритании аннулировать запрос российского отделения на арест и экстрадицию Ахмеда Закаева. А уже 31 января на сессии Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес в своей речи отнес Чечню к тем регионам, где не соблюдаются положения Европейской конвенции по правам человека.
Конечно, само по себе посещение ФРГ эмиссаром чеченских боевиков хотя и бросило тень на доверительность контактов между Москвой и Берлином, не способно нанести непоправимого урона отношениям между Россией и Германией. В этом смысле значение приезда Закаева в Берлин по приглашению отдельных немецких депутатов не стоит преувеличивать. Другое дело, что предоставленная Закаеву возможность практически беспрепятственно разъезжать по всей Европе свидетельствует о том влиянии, которым пользуются в общеевропейских институтах круги, заинтересованные во всемерном ослаблении России и подрыве ее международного авторитета.
С этой точки зрения германский вояж вырвавшегося на оперативный простор Европы "чеченского волка" Закаева вполне укладывается в планы действий тех сил на Западе, которые всячески пытаются помешать процессу стабилизации в Чеченской Республике.