Хлебные крошки

Статьи

История
История

По материалам: М.А. Российский "Русское зарубежье на Кубе", Москва, 1998

Игорь Юшкевич – первый солист Национального балета Кубы

Наш соотечественник стоял у истоков развития балетного искусства на острове

Судьба известнейшего на Западе русско-американского танцовщика Игоря Ивановича Юшкевича (1912-1994) оказалась связана с еще не родившимся кубинским балетом уже во второй половине 1920-х годов. В ту пору проживавший в Белграде молодой атлет, чья семья эмигрировала из России после революции 1917 года, начал всерьез заниматься балетом под руководством Е.Д. Поляковой, в частной студии которой он познакомился с Николаем Яворским, будущим преподавателем балетной школы СПАМ (Общество музыкального искусства – Сосьедад Про-Арте Мусикаль) в Гаване. В 1940-х годах Юшкевич, уже известный в мире балета солист многих прославленных трупп – Брониславы Нижинской, Леона Вуйциковского, "Бале рюс де Монте-Карло" – работая в составе нью-йоркского "Бале тиэтр", впервые встретился с кубинской танцовщицей Алисией Алонсо. Возникновение пары Юшкевич-Алонсо, одним из непосредственных создателей которой был русский хореограф Джордж Баланчин, обозначило целую эпоху в истории развития балета на Американском континенте. С первых лет знакомства с Алисией и их плодотворного творческого сотрудничества Юшкевич был в курсе ее намерений развивать искусство классического танца на Кубе. 27 мая 1947 года на сцену театра "Аудиториум" перед эмоциональной гаванской публикой впервые вышел Игорь Юшкевич. В рамках концертной программы фестиваля СПАМ он и Алисия Алонсо два дня подряд выступали в самой популярной на тот период постановке "Кончерто" на музыку А.Вивальди и И.С. Баха. Фестиваль балета СПАМ плавно перешел в гастрольную программу "Америкэн бале тиэтр". До конца сезона кубинская публика имела возможность увидеть пару Юшкевич-Алонсо в принесших им известность в США произведениях: "Аполлоне Мусагете" и "Лебединое озеро". По воспоминаниям очевидцев, особенно ярко блистал артистизм пары в па-де-де из "Щелкунчика". Личное знакомство с реалиями кубинского балета, хореографическим образованием и, конечно же, настроениями кубинской публики стали источником той решимости, с которой Юшкевич и в дальнейшем искренне помогал кубинскому балету встать на ноги. Когда осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный "манифест" Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы, русский танцовщик без промедления присоединился к новому коллективу. 28 октября 1948 года в театре "Аудиториум" состоялись дебютные выступления кубинской труппы. В декабре того же года Юшкевич вместе с кубинскими артистами отправился в первое зарубежное турне "Балета Алисии Алонсо", давшего несколько выступлений в Венесуэле и Пуэрто-Рико. Именно с этого момента можно говорить о начале процесса осознания кубинцами балета как своего национального искусства. Неповторимая работа на сцене русского танцовщика, его элегантная выразительность и безупречная техника были примером для подражания и источником творческого вдохновения для многих начинающих кубинских артистов балета. После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики Кубинского государства. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). В первые послереволюционные годы Игорь Юшкевич активно участвовал в процессах реорганизации культурной жизни страны, вместе с НБК выступал в театрах и на площадях Гаваны, выезжал на гастроли в другие провинции Кубы. Постановки с его участием часто транслировались по кубинскому телевидению. В августе 1959 года, вместе с известными солистками зарубежных русских балетов Александрой Даниловой и Анной Леонтьевой, Юшкевич вошел в жюри международного конкурса по отбору танцовщиков для Национального балета Кубы. В качестве первого солиста и члена худсовета коллектива он сопровождал НБК в его первой послереволюционной гастрольной поездке по странам Латинской Америки, рассматривавшейся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции". Сольные номера русского танцовщика и его выступления в паре с Алисией Алонсо встречали неизменно теплый прием латиноамериканской публики. По завершении гастролей Игорь и Алисия танцевали в балете "Коппелия", поставленном 13 декабря на сцене театра "Аудиториум". Это было последнее выступление Юшкевича на Кубе. После непродолжительной совместной работы в США в составе "Америкэн бале тиэтр" и "Нуво бале рюс де Монте-Карло" в апреле 1960 года обострение кубино-американских политических противоречий положило конец столь плодотворной совместной работе русского танцовщика, бывшего американским гражданином, и кубинской балерины. Юшкевич и Алонсо смогли вновь встретиться лишь 15 лет спустя, во время первой после долгого перерыва гастрольной поездки Национального балета Кубы в США. Тогда же обсуждалась и возможность приезда Юшкевича на Кубу. 2 ноября 1978 года в Большом театре Гаваны Игорь Юшкевич принял участие в праздновании 35-й годовщины дебюта Алисии Алонсо в балете "Жизель". Во время пребывания на Кубе русский танцовщик смог лично убедиться в колоссальном успехе, достигнутом кубинским балетом за прошедшие годы. В интервью, данному кубинскому телевидению в ноябре 1978 года, Юшкевич не скрывал своих впечатлений: "Мне очень приятно осознавать, что после стольких лет меня помнит кубинская публика. Я счастлив от сознания того, что в свое время мне довелось стоять у истоков Национального балета Кубы, и что наша работа принесла такие исключительные плоды". До конца 1970-х Игорь Иванович Юшкевич занимался преподавательской работой в Техасском университете и собственной балетной школе. Он умер 13 июня 1994 года в Нью-Йорке. Незадолго до своей смерти, в ноябре 1993 года, Юшкевич в последний раз посетил Гавану, где присутствовал на торжественных мероприятиях по случаю 50-летия дебюта Алисии Алонсо в партии Жизель, а также 45-летия со дня основания Национального балета Кубы. Для русского танцовщика эти торжества стали прощанием с прекрасным тропическим островом, с которым его столько связывало.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie