logo

Хлебные крошки

Статьи

Коллаж - RUSSKIE.ORG
Современная русская идентичность
Политика
Россия
Сергей Пантелеев

Ленин и Вирус. К 150-летию Вождя Русской революции. Часть 1

Россия странно отметила 150-летие Владимира Ильича Ленина. Кто-то скажет, что она вообще его не отмечала, но это не совсем так. Да, по планам во всех отношениях красивая дата 22 апреля 2020 г. должна была стать не днем чествования Вождя мирового пролетариата, а триумфом его тёзки, нынешнего лидера России. Да не срослось.

Коронавирус спутал все планы. И вместо всенародного голосования по поправкам к Конституции, закрепляющих итоги 20-летнего правления Владимира Владимировича и, идя навстречу коренным чаяниям народных масс, выстраивающих контуры «долгого государства Путина», апрельский день с красивой датой стал очередным будним днем карантина с двусмысленными историческими отсылками.

Центральное российское телевидение, по завету Ильича «коллективный пропагандист, коллективный агитатор, а также коллективный организатор» нашего времени, эту двусмысленность попросту решило минимизировать. Не то, чтобы не заметить, нет. «Народ не поймет». Но – минимизировать. Вечер с Владимиром (опять) Соловьевым прошел? Прошел. Ленина обсудили? Обсудили. Дань отдали? Отдали. И даже уважаемый Вячеслав Никонов рассказал о своей новой толстой книжке о Ленине. Да и на других каналах – грех почитателям Ильича жаловаться. На НТВ в 00.00 – документальный фильм Владимира (опять же) Чернышова «Ленин. Красный император», «попытка взглянуть на эту фигуру без лишних эмоций»… На «Культуре» в 00:05 – «Ленин. Живая хроника», передача с редкими кадрами ленинской кинохроники с комментариями экспертов, в том числе режиссера Владимира (снова) Хотиненко, создавшего наиболее характерное воплощение Вождя на современном киноэкране (о чем – чуть позже). А то, что некоторых смущают нули и позднее время эфиров – так обнуление у нас нынче в моде и на карантине всё равно не спится, так что тоже зря это вы.

Lenin_1.jpg

А если серьезно, то всё это, конечно, из той же серии, что и ежегодная драпировка мавзолея к 9 мая – все знают, что там, за фанеркой, но – «не формат», для современного официоза.

Причина очевидна – Ленин со своим Мавзолеем на Красной площади, Алтаре Отечества, является самодовлеющим, смыслообразующим, преображающим пространство под себя.

Представить Путина, стоящего на трибуне Мавзолея и приветствующего Парад Победы – невозможно, это вызывает неприемлемые аналогии с вождями политической системы, основателем которой является Ленин. Стоять на параде у подножия Мавзолея, на его фоне – признать свою вторичность, подчиненность, отдать пальму первенства Ленину. Тогда он здесь главный, он принимает парад и ему отдают честь войска…

Нужно признать, что Ленина до сих пор очень много в России. И это тоже не нравится. Автор статьи, конечно, специально не подбирал по именам вышеупомянутых Владимиров… Вряд ли в советские времена родители сознательно и однозначно называли так часто своих сыновей в честь Святого Равноапостольного Крестителя Руси. К тому же, у нас есть Владимир Владимирович. Ну, вы понимаете…

Доказательством того, как много до сих пор Ленина в России и во всем необъятном Русском мире, стал 22 апреля 2020 г. русский сегмент Интернета. За редким исключением, как известно подтверждающим обычно правило, большинство продвинутых информационных ресурсов, блогеров и юзеров, отметились по поводу 150-летия Ленина. Но сам характер этих откликов, обсуждений и дискуссий показателен настолько, что доходчиво по-своему объясняет и ту самую фанерку перед Мавзолеем и эфирные ленинские 0.00 на российском ТВ.

Stalin.jpg

В моей френд-ленте в Facebook, состоящей преимущественно из вполне себе патриотически настроенных государственников, четко произошло размежевание на условных, а иногда и вполне себе безусловных, «красных» и «белых». Первые утверждали, что «Ленин – величайший русский политик, политический мыслитель и практик». Вторые – что «Ленин - богоборец, ненавистник Исторической России, расчленитель русского народа». В принципе, по мне обе точки зрения имеют право на существование и по-своему отражают всю широту ленинского феномена, но вопрос даже не в этом. А в том, что, фейсбучные страсти, и так достигшие предельного драматизма из-за коронаврируса, радикально скатывались либо к «за», либо к «против», обрушиваясь с особым гневом на тех, кто пытался рефлексировать и прибегать не только к черным и белым краскам.

Три года назад, в год 100-летия Революции, я очень переживал по этому поводу и, признаться, значительную долю ответственности за обострение противостояния «белых» и «красных» возлагал на власть… Сейчас, следя за происходящим, я думаю, что проблема сложнее.

Современная российская политическая система, ее создатель и его окружение, кто бы что о них ни говорил, не приемлет радикализма. Ни идейного, ни экономического, ни организационного. Выдержка, балансирование, идейная размытость, технократичность и, увы, инерционность – это про нее. Даже те эпизоды, которые противники этого моего тезиса готовы мне предъявить, вмещающиеся на пальцах одной руки с запасом – скорее подтверждают это, нежели опровергают. Иначе бы не было разговоров про «хитропланы», да требований «Путин введи войска!».

Putin.jpg

Ленин и его энергетика – прямая противоположность. Пожалуй, даже Сталин с его «красным термидором» и «бонапартизмом» ближе власти. Ленин же – чистый революционер, разрушитель старого, создатель нового, сторонник конечных решений без сантиментов. И эта его энергетика радикализирует как сторонников, так и противников. И с этой ленинской революционностью, возбуждающей радикализм, надо что-то делать.

Самое действенное – самому в определенной мере стать Лениным, ответив на тот социальный запрос, которым сегодня буквально питается ленинская радикальная энергетика – идею социальной справедливости.

Идеи, которую Путин четко артикулировал в Послании, запустившем Конституционную реформу, которая должна была получить всенародное одобрение 22 апреля 2020 года. Но вирус помешал.

***

Удивительно, но еще недавно казалось, что Ильич окончательно ушел в архив, в подвалы немногочисленных, пахнущих старостью и нафталином партийных ячеек, на пустынные площади заброшенных заводов, теснимых новыми жилкомплексами бизнес-класса, превратился в смешного картавого старичка в кепке, за деньги предлагающего сфотографироваться с ним туристам у Кремля. Еще недавно казалось, что образ Ленина, старательно выхолощенный адептами и высмеянный ниспровергателями, неопасен. Но он проявил удивительные чудеса приспособляемости к внешним условиям.

 

Продолжение следует

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie