logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия и Русский мир
Политика
Россия

Александр Мащенко

Ливадийский клуб объединил сторонников Русского мира

В России стало одним интеллектуальным клубом больше. К Валдайскому, Изборскому, Зиновьевскому добавился Ливадийский. Как ясно уже из названия, создан новый клуб в Крыму и будет собираться в стенах знаменитого Ливадийского дворца, где не раз решались судьбы не только России, но и мира.

Летом с Пушкиным, а зимой с Данилевским

«Ливадийский клуб — это неформальное объединение сторонников идеи Русского мира, — говорится в решении о его создании. — Название клуба и место проведения его ежегодных заседаний в Ливадийском дворце символизирует преемственное единство между имперской, советской и современной эпохами развития Русского мира».

Среди тех, кто поставил свои подписи под резолюцией об учреждении клуба, — историки и политологи Сергей Киселёв и Андрей Никифоров, генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, президент Фонда развития институтов гражданского общества Алексей Кочетков, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев, директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, философы и публицисты Борис Межуев и Дмитрий Выдрин и многие другие, включая автора этих строк.

Ливадийский клуб был создан во время зимней сессии IV Ливадийского форум. По традиции его летняя сессия проходит под патронатом Совета Федерации и председателя палаты Валентины Матвиенко и приурочена ко дню рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ну а зимой такой символической фигурой, объединяющей участников мероприятия, становится философ Николай Яковлевич Данилевский. Его книга «Россия и Европа» хоть и написана в XIX веке, но удивительно точно отражает многие современные политические реалии.

Livad_1.jpg

Почему Европа враждебна России?

Не случайно Дмитрий Выдрин вспомнил о том, как в начале нулевых в Гарварде известный американский философ Самуэль Хантингтон предсказал ему скорую войну на Украине. «Меня это тогда не столько заинтриговало, сколько рассмешило. Такой прогноз казался бредом. Я спросил у Хантингтона, на чём он основывается? И американец ответил:«На теории Данилевского», — рассказал Выдрин.

«Почему Европа враждебна России?» — называется одна из глав сочинения Данилевского. «Взгляните на карту, — говорил мне один иностранец, — разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар? — пишет философ. — Россия, не устают кричать на все лады, колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы».

Однако на самом деле, доказывает Данилевский, русский народ занял это огромное пространство путём свободного расселения, а не завоевания. «Воздвигнутое им государственное здание не основано на костях попранных народностей, — констатирует философ. — Много ли государств, которые могут сказать про себя то же самое? Англия у себя под боком завоевала независимое Кельтское государств — и как завоевала! — отняла у народа право собственности на его родную землю, голодом заставила его выселяться в Америку, а на расстоянии чуть не полуокружности земли покорила царства и народы Индии в числе почти двухсот миллионов душ; отняла Гибралтар у Испании, Канаду у Франции, мыс Доброй Надежды у Голландии и т. д. Франция отняла у Германии Эльзас, Лотарингию, Франш-Конте, у Италии — Корсику и Ниццу; за морем покорила Алжир. А сколько было ею завоевано и опять от неё отнято! Пруссия округлила и соединила свои разбросанные члены на счёт Польши, на которую не имела никакого права… Откуда же и за что же, спрашиваю, недоверие, несправедливость, ненависть к России со стороны правительств и общественного мнения Европы?»

Русский проект будущего

«Актуальный Данилевский: место России в новом миропорядке». Так была сформулирована тема первой части Ливадийского форума, в ходе которой её участники искали ответы на вопросы: неизбежно ли столкновение России и Запада? Каковы варианты участия России в «глобальном умиротворении»? Что Россия предлагает миру? Кем мы хотим стать: «мировым смутьяном», «мировым жандармом» или «мировым медиатором»?

Во второй части участники зимней сессии форума по традиции возложили цветы к могиле Данилевского, после чего в Белом зале Ливадийского дворца прошла научно-практическая конференция «Русский опыт завершения глобальных конфликтов: место России в новом миропорядке».

Один из источников русофобии — страх «маленькой культурной Европы» перед нависающей над ней огромной Россией, отметил в ходе дискуссии Сергей Пантелеев. Восприятие России Западом не меняется со времён Крымской войны 1853-1856 годов. При этом сегодня накал русофобии там достиг, пожалуй, наивысшего градуса за весь исторический период. «Даже на пике холодной войны не происходило такого расчеловечивания русских, как сейчас. Сейчас сам факт того, что ты русский, делает тебя преступником», — отметил, в частности, Алексей Кочетков.

О том, что сегодня противостояние России и Запада острее, чем при холодной войне, говорил и директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий. «Если бы не было ядерного оружия, уже давно была бы горячая война», — считает эксперт. При этом, увы, современный мир находится в стадии неопределённости, нет ни одного работающего «проекта будущего».

Если бы не было ядерного оружия, уже давно была бы горячая война.

Нет на сегодняшний день и внятного, сформулированного проекта Русского мира, отметил Андрей Никифоров. Однако он, этот проект, реализуется, если можно так выразиться, стихийно. Лучшая иллюстрация этого — воссоединение Крыма с Россией, которое дало пример остальным нашим соотечественникам, рассеянным на постсоветском пространстве после распада СССР.

Россия и… Америка

«Россия и Европа» — действительно хорошая основа для размышления о сегодняшнем мире. Единственное, более актуальным выглядело бы название «Россия и Америка». А впрочем, Америка — и есть… Европа, просто переселившаяся за океан. «Овладения морскими берегами или даже одним только Крымом было бы достаточно, чтобы нанести России существеннейший вред, парализировать её силы», — объясняет Данилевский из прошлого упорство, с которым Запад отказывается признавать воссоединение полуострова с Россией.

«Всякое преуспеяние России, всякое развитие её внутренних сил, увеличение её благоденствия и могущества есть общественное бедствие, несчастье для всего человечества», — писал философ полтора века назад. Неправда ли, очень похоже на современную ситуацию? Стоило России после безвременья девяностых набраться экономических и военных сил, как на неё снова ополчился весь так называемый «цивилизованный мир».

А вот ещё фрагмент: «Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идёт о защите русской народности…»

Философ называет европейничанье, заискивание милости Европы «русской болезнью». «Смешны эти ухаживания за иностранцами с целью показать им Русь лицом, а через их посредство просветить и заставить прозреть заблуждающееся и ослеплённое общественное мнение Европы, — пишет он. — Нечего снимать бельмо тому, кто имеет очи и не видит; нечего лечить от глухоты того, кто имеет уши и не слышит… Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему…»

Лекарством от этой болезни западничества может служить, по мнению Данилевского, только целебная сила исторических событий, которая одна только и может поднять дух нашего общества. Таких исторических событий, как воссоединение Крыма с Россией, добавим мы из настоящего.

Парламентская газета

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie