Хлебные крошки

Статьи

Сергей Латышев,корреспондент ИТАР-ТАСС в Афинах

Понтийские греки - наши в Греции?

Греки-понтийцы – потомки эллинов, заселявших территории вокруг Черного моря

Иногда с юмором, иногда с печалью греки-понтийцы (как "наши" немцы в Германии и "наши" евреи в Израиле) говорят о себе, что их считали греками в России, а в Греции они стали русскими. Так получилось, что этот уникальный двуязычный народ, часть души которого всегда принадлежала Греции, а другая – уже давно и еще надолго – России, является ныне самым прочным "человеческим мостом", соединяющим наши страны. Греки-понтийцы – потомки эллинов, заселявших территории вокруг Черного моря. В результате политики насильственной исламизации и геноцида, проводившегося младотурками против многих меньшинств турецкой империи, с 1914 по 1923 г. погибло свыше 350 тыс. понтийцев. 19 мая Греция, и прежде всего сами понтийцы, отмечает установленный греческим парламентом в 1994 году День памяти геноцида против понтийских греков, хотя Турция, естественно, отрицает, что он имел место, как, впрочем, и в случае с армянами, когда резня шла еще в более широких масштабах. От преследований в Турции понтийцы бежали на запад и на восток. До и сразу после так называемой малоазиатской катастрофы 1922 года сотни тысяч понтийцев попали в Грецию и еще столько же – в Россию-СССР. И в нашей стране их судьба сложилась не просто. Выселения причерноморских греков начались с 30-х годов. Годы 1937-й, 1942-й, 1944-й, 1946-й, 1947-й, 1949-й – вот вехи этого скорбного пути. Вместе с другими народами СССР понтийцы испытали расстрелы, ссылки, лагеря и рабский труд на необъятных просторах Казахстана, частично Узбекистана, Киргизии и Сибири, где с тех пор появились греческие диаспоры. Понимая, что стали жертвой наднационального режима, а не русского народа и не питая к нему зла (в отличие от некоторых других выселявшихся народов), эти люди и их дети, несмотря на улучшение жизни в постсталинской России и даже спокойствие 70-х-80-х годов, о котором с тоской вспоминают теперь многие перебравшиеся сюда понтийцы, они начали постепенно уезжать в Грецию, всегда открытую для греков. Для обладателей греческих паспортов этот процесс начался еще в 30-е годы, в разгар ежовского террора. Следующий всплеск иммиграции имел место в середине 60-х годов, потом – с 1986 года. Задержавшимся в бывшем СССР грекам Сухуми пришлось бежать, бросив все, зачастую даже самые важные документы, просто чтобы спасти свои жизни. Их эвакуировали морем из объятого пожарами города в 1993 году. Всего за все это время в Грецию перебралось, по различным данным, от 180 до 300 тыс. советских греков-понтийцев. Сегодня греки-понтийцы проживают на всей территории Греции. У понтийцев есть своя религиозная святыня – Панагия Сумела. К святой иконе, написанной евангелистом Лукой и спасенной в 20-е годы XX века из одноименного монастыря в Малой Азии, теперь находящейся в храме в божественно красивом месте на севере Греции, раз в году устраивается грандиозное паломничество. В стране имеются понтийские театральные коллективы, музыканты, поэты, публицисты, политики и, разумеется, бизнесмены. Конечно же и такие, кто не в ладах с законом. Так, например, Илья Иванович Метикидис, репатриант из России, генеральный директор фирмы "Русвуд" и президент греко-российской компании "Лесной терминал", не только успешно действует в Греции, но и инвестировал в Россию 3 млн. долларов. В Греции принят и действует закон об обустройстве греков-репатриантов из стран бывшего СССР, существует Национальный Фонд по приему и обустройству греков зарубежья. Репатриантам выделяются земельные участки, выдаются займы на покупку домов и даже продовольственная помощь. Процесс "приземления" на новой-старой родине не может быть гладким по определению хотя бы из-за мировоззренческих, психологических и культурных различий между вновь прибывшими и коренным населением, а также обычных для Греции бюрократических рогаток и препон. Так, примерно 50 тыс. греков-понтийцев еще живут здесь по туристическим визам и до сих пор не могут получить греческого гражданства. К тому же не всегда эти меры достаточно продуманны. Например, идея заселить понтийцами территорию Фракии с ее постоянно увеличивающимся мусульманским населением, которое считает себя турками, чтобы "исправить" этнический баланс в регионе, фактически провалилась, поскольку в регионе нет работы, и люди, покрутившись там, быстро уезжают в большие города — Салоники или Афины, где поселяются обычно в "своих" районах. Подводит многих понтийцев и неважное знание новогреческого языка, что является жизненно важным для любой деятельности в Греции. Что же касается детей, то некоторые из них, опасаясь травли со стороны одноклассников, нередко избегают русского языка. У них куда больше шансов интегрироваться в современное греческое общество, и они не хотят, чтобы к ним приклеилось прозвище "руссо-пондий". Для того чтобы облегчить понтийским детям учебу в школе, для них организуются факультативные занятия и даже отдельные классы. Так, в Салониках в 2000 году были открыты 4 начальные школы для обучения 6 тыс. учащихся из бывшего Советского Союза. Согласно опросам, основные проблемы, которые волнуют сегодня понтийцев: безработица – 58,1%, отсутствие собственного жилья (за аренду квартиры приходится отдавать значительную часть заработка) – 25,3%, трудности с получением греческого гражданства – 10,4%. Конечно, работа, на которую могут рассчитывать вновь прибывшие – это прежде всего та, за которую уже не хотят браться коренные жители, – "грязная", непрестижная, малооплачиваемая. К интеллектуальному труду удается пробиться немногим, хотя таких примеров становится все больше. И все же грек-понтиец сегодня – это скорее торговец на рынке, чем врач или университетский преподаватель. Кстати, дипломы и научные степени МГУ здесь признаются без проблем, сложнее – с дипломами провинциальных советских и российских вузов. К числу русскоговорящих греков можно отнести так называемых "партизан". Это греческие коммунисты, бежавшие в 1949 году в СССР после поражения в гражданской войне, и их дети, вернувшиеся сюда, как правило, вскоре после падения режима "черных полковников". Эти люди привезли с собой на родину хорошее образование, которое их теперь кормит, и русский язык, который они также с удовольствием употребляют. В СССР они не только освоили русский, но и не забыли свой родной, греческий. У них есть в Греции родственники, и имеется возможность получить наследство – важный фактор благосостояния в Греции. Эта категория русскоговорящих греков имеет большие привилегии и социальные блага, о которых позаботилось управляющее долгое время Грецией правительство социалистов. Естественно, понтийцы и "коммунисты" с настороженностью и плохо скрываемой неприязнью относятся друг к другу. Как видим, русскоговорящая Греция фрагментарна и раздроблена, и ей совершенно не "грозит" ситуация, созданная в Израиле нашими бывшими русскоговорящими соотечественниками. Русской партии к Греции нет и не будет, по крайней мере, в обозримом будущем.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie