logo

Хлебные крошки

Статьи

В.И.Ленин в эмиграции
Россия и Русский мир
История
Россия
Сергей Пантелеев

Русское зарубежье и образ России: от Гоголя до Революции

Часть 1: Русское зарубежье и образ России: от Курбского до Русской идеи

Интенсивный культурный обмен между Россией и Европой в ХIХ в. в целом оказывал существенное положительное влияние на гуманитарный образ России за рубежом. Особое место здесь, бесспорно, принадлежит великой русской литературе.

Н.В.Гоголь около десяти лет своей жизни, с перерывами, провел за границей, обожая Рим и называя Италию своей второй родиной. «Она моя! Никто в мире её не отнимет у меня! Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр - всё мне снилось!...» [1] - предавал писатель свои свежие впечатления об Италии В.А. Жуковскому в 1837 году. Здесь были написаны «Мертвые души», на которые, по признанию самого Гоголя, оказала влияние итальянская атмосфера. При этом собственно европейская жизнь, с ее общественно-политической спецификой, Гоголя фактически не интересовала – великий русский писатель черпал вдохновение в природе, памятниках истории, произведениях искусства. Не случайно самым близким его другом в Риме стал русский художник Александр Иванов, автор картины «Явления Христа народу». При этом первоначальное очарование Гоголя Италией и Римом тоже постепенно ушло. «Для меня, все до последних мелочей, что ни делается на Руси, теперь стало необыкновенно дорого, близко. Малина и попы интереснее всяких колисеев» [2], - пишет Гоголь из Рима в 1943 г. «Сказать правду, для меня давно мертво все, что окружает меня здесь, и глаза мои всего чаще смотрят только в Россию и нет меры любви к ней» [3], - так русский гений, по сути, формулирует славянофильский подход к проблеме «Россия и Европа».

Gogol_Roma_1845.jpg

Значительную часть своей жизни за рубежом прожил И.С.Тургенев, внеся большой вклад в популяризацию русской культуры в Европе и европейской – в России. Благодаря Тургеневу русский читатель познакомился с творчеством Флобера, Золя, Мопассана, западноевропейский – с книгами Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.И. Островского. С целью сплочения и взаимопомощи большой колонии русских художников в Париже, а также с целью популяризации во Франции русского искусства в 1877 году в Париже с участием И.С. Тургенева было основано «Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже». Также с именем Тургенева связана крупнейшая русская библиотека в Париже, сыгравшая важную роль в жизни русских эмигрантов уже после Октябрьской революции.

Turgenev_Flober.jpg

Знакомство с действительной стороной европейской жизни оказало знаковое влияние на творчество Ф.М. Достоевского – русского писателя, ставшего культовым среди западных интеллектуалов и значительно повлиявшего на их трактовки образа России. Для Достоевского как мыслителя проблема взаимоотношений России и Запада была одной из центральных. Причем, трактовки этих взаимоотношений часто были абсолютно парадоксальны. От «у нас — русских — Две родины: наша Русь и Европа» [4], до «О, если бы Вы понятие имели об гадости жить за границей на месте... Я ужасаюсь; я бы захохотал в глаза, если б мне сказали это прежде про европейцев» [5], и наконец ««Россия, положим, в Европе, а главное в Азии. В Азию! в Азию!!!» [6].

В этих парадоксах гениальный русский писатель поразительным образом наметил путь «на Восток», которым пройдет русская мысль (а под ее влиянием и часть западноевропейской) в ХХ в., фактически предвосхитив рождение цивилизационной теории и концепции «евразийства».

Роль Достоевского в формировании западного образа мессианской России трудно переоценить. И если русский писатель в 1876 г. пророчествовал, что «будущность Европы принадлежит России» [7], то Освальд Шпенглер в начале 20-х гг. ХХ века утверждал, что «христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию» [8].

Dostoevskiy_BadenBaden.jpg

Свой вклад в формирование мессианского образа России на Западе удивительным образом внес один из самых известных русских политических эмигрантов XIX века А.И. Герцен. Достаточно быстро разочаровавшись в западном буржуазном укладе, Герцен все свои надежды на будущее социалистическое спасение человечества начал связывать с русской крестьянской общиной, значительно повлияв на европейские интеллектуальные дискуссии на эту тему, особенно в «левой» среде. Так, вдохновленный работами Герцена, французский коммунист-анархист Эрнест Кёрдеруа в 1854 г. опубликовал работу «Ура!!! или Революция от казаков» в которой пророчествовал, что русская армия, воплощение здорового социального духа, свободная от «гнилого духа Запада», стремления к наживе и узурпаторству, войдет в Европу и очистит ее от «скверны западной культуры». После этого в Европе, разумеется, воцарится социализм [9].

Gercen.jpg

Между тем, вторая половина XIX столетия была отмечена постоянным ростом «русских революционных колоний за рубежом как в количественном, так и в качественном отношении… произошло расширение социального состава российской политической эмиграции – к дворянству добавились мещане, разночинцы, интеллигенция» [10]. К этому же времени относится появление в эмигрантской среде профессиональных революционеров. В отличие от А.И. Герцена, новое поколение революционеров уже на уровне «методологии» несло в себе до боли знакомый образ России, ярко обозначенный в следующих словах Карла Маркса: «В кровавом болоте московского рабства, а не в суровой славе норманской эпохи стоит колыбель России… Россия порождена и воспитана в противной и униженной школе монгольского рабства. Сильной она стала лишь потому, что в мастерстве рабства была непревзойденной. Даже и тогда, когда Россия стала независимой, она и далее осталась страной рабов…» [11].

Важно отметить, что численность русской революционной эмиграции была несопоставима ее все увеличивающемуся значению в воздействии на умы и будущей роли в ниспровержении государственного строя России.

Так, по сведениям заграничной агентуры охранного отделения, на 1 января 1886 г. общее число русских революционеров-эмигрантов составило около 200 человек. Из них примерно 50 проживали в Швейцарии, 80 – в Париже, 10-15 человек – в Лондоне, около 15 – в США и др [12].

Lenin_Kapri_1909.jpeg

В 1900 г. в Швейцарию эмигрировал будущий вождь пролетарской революции В.И. Ульянов (Ленин). Через три года в Брюсселе и Лондоне состоялся знаменитый Второй съезде РСДРП, на котором родилась «пролетарская партия нового типа» — партия большевиков. Между первой русской революцией 1905-1907 гг. и Февральской революцией 1917 г., по данным Большой советской энциклопедии, численность революционной эмиграции достигла нескольких десятков тыс. человек. Из них в 1917 г. фактически все вернулись в Россию.

Таким образом, со времен Петровских реформ западный образ России постепенно становится определяющим в среде наиболее политически активной части зарубежных русских.

При этом не столько русские эмигранты формировали гуманитарный образ России, сколько воспринятые ими западные архетипы оказывали воздействие на их мировоззрение, в котором Россия в лучшем случае выступала как объект приложения рациональных западных теорий во имя абстрактных светлых идеалов.

В наиболее законченном виде эта тенденция получила воплощение в русском марксизме, рассматривавшем Россию лишь как плацдарм для разжигания мировой революции. Приход к власти большевиков обернулся началом массовой эмиграции, масштабов которого еще не знала русская история

1.      Гоголь Н. В. - Жуковскому В. А., 30 октября (н. ст.) 1837 г. // http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-328.htm

2.      Гоголь Н. В. - Данилевскому А. С., 26/14 февраля 1843 г. // http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-600.htm

3.      Гоголь Н.В – Шевыреву С.П., 28 февраля н. ст. 1843 г. // http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-601.htm

4.      Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л. 1972-1990. Т. 23. С. 30.

5.      Там же. Т. 28. Кн. II. С. 303.

6.      Там же. Т. 27. С. 62.

7.      Там же. Т. 22. С. 122.

8.      Шпенглер Освальд. Закат Европы: в 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 200.

9.      См.: Гро Дитер. Россия глазами Европы // Отечественные записки. 2007. № 5.

10. Пивовар Е.И. Российское зарубежье. М. 2008. С. 69.

11. Маркс Карл. Разоблачения дипломатической истории XVIII века // http://scepsis.ru/library/id_883.html

12. Пивовар Е.И…. С. 82.  

Продолжение следует...                                                                                                         

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie