Эксперты о заседании Высшего Евразийского экономического совета: «Каждый выплывает, как может»
19 мая в режиме видеоконференции состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главы государств, входящих в ЕАЭС, должны были принять Стратегию развития Союза до 2025 года.
В итоговых документах заседания говорится, что Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года «была в целом одобрена», однако отмечается, что «при этом правительствам стран Союза поручено доработать документ к следующему заседанию Высшего Евразийского экономического совета, которое планируется провести очно».
СМИ отмечают, что этот центральный документ не был утвержден из-за несогласия Белоруссии и Армении с российскими тарифами на газ.
Президент Путин по поводу позиции Белоруссии и Армении отметил: «Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения».
Эксперты, как в России, так и в Белоруссии, называют состоявшийся саммит неудачным и обращают внимание на то, что противоречия между производителями и потребителями энергоресурсов внутри ЕАЭС могут поставить под вопрос будущее самой интеграции.
По мнению эксперта РСМД Александра Гущина, заседание Высшего совета ЕАЭС «показывает как продолжение противоречий между производственным и энергетическим началом, так и то, что на данном этапе в целом достигнут предел интеграции, через который нужно либо переходить через «не могу», либо останавливаться на достигнутом и осознавать, что суверенитеты, разница потенциалов, слабые экономики ряда стран - непреодолимый якорь дальнейшей интеграции».
Белорусский политолог Алексей Дзермант, отмечая, что «камнем преткновения» опять стали углеводороды, задается вопросом «смогут ли стороны, которые явно делятся на два лагеря: производителей и потребителей энергоресурсов вообще договориться или придется изымать эту проблему надолго с соответствующим понижением внимания к самой интеграции?».
По его мнению, «очевидное торможение интеграции в ЕАЭС и неусиление евразийского полюса усилят многовекторность и фронтирность в каждой из стран», при этом «еще более вырастет влияние Китая, с которым будут стремиться договориться единолично, а не сообща». «В общем, каждый выплывает, как может», - резюмирует эксперт.