logo

Хлебные крошки

Новости

Белорусский форпост
Общество
Белоруссия

Минск отказывается восстанавливать памятник Александру II Освободителю, но чтит польского интервента

В апреле текущего года в минском Дворце искусств, в рамках православной духовно-просветительной выставки состоялась публичная конференция, посвященная 400-летию Дома Романовых и их исторической роли для Белоруссии. Итогом конференции стало составление коллективного обращения ряда белорусских общественных деятелей и организаций к властям города Минска с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении памятника Александру Второму на его прежнем месте (на площади Свободы). В июне по данному запросу Мингорисполком дал отрицательный ответ. Тогда ряд белорусских историков и представителей творческой интеллигенции адресовали свою просьбу Председателю Минского городского исполнительного комитета Н.А Ладутько. В письме была озвучена просьба повторно рассмотреть вопрос о восстановлении исторического для белорусской столицы памятника, и создания для этой цели расширенной комиссии с участием общественных представителей. В результате этого обращения подписанты получили ответы сразу. Мингорисполком, в частности, главное Управление идеологической работы культуры по делам молодёжи, ссылаясь на мнение Института истории НАН Беларуси и комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома, идею восстановить памятник не поддерживает. В свою очередь, комитет архитектуры и градостроительства ответил официальным отказом на предложение об установке памятника государю-освободителю на основании того, что в «облике города произошли значительные изменения», в частности, на месте памятника в сквере стоит «большой световой фонарь». Учитывая эти обстоятельства, комитет архитектуры считает нужным «запросить мнение Министерства культуры РБ». Самый откровенный ответ на вопрос: почему в современной Беларуси невозможно восстановить памятник императору Александру II — дал Институт истории НАН Беларуси: «Чествование исторической памяти белорусского народа в монументальном искусстве заслуживает серьезного внимания. Считаем целесообразным в первую очередь увековечивать исторические фигуры, которые внесли наиболее значительный вклад в становление и формирование белорусской государственности. Это должны быть представители белорусского народа, которые своей деятельностью способствовали укреплению государственности и единства народа, развитию культурно-исторических традиций и духовных ценностей. Памятник российскому императору Александру II (время правления 1855 — 1881) действительно существовал в Минске на Соборной площади (сегодня площадь Свободы) в 1901-1917 г.г. Однако идейное наполнение его установки в Минске в 1901 г. отличалось от увековечивания памяти российского императора в Хельсинки и Софии. В столице Финляндии памятник Александру II (1894 г.) был установлен в честь предоставления автономии Финляндии в 1863 году и возобновления деятельности парламента. В столице Болгарии памятник Александру II (1903 г.) был установлен в честь освобождения Болгарии из-под власти Османской империи. В первом и во втором случае деятельность Александра II способствовала возрождению государственности этих стран. Роль Александра II в истории Беларуси противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе. Окончательное решение вопроса должно происходить в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь». Следовательно, Институт истории Национальной Академии наук Беларуси всерьез считает, что деятельность Освободителя белорусского крестьянства (по сути всего населения Беларуси) из крепостного рабства, в которое их загнали и заложили государству польские паны, может быть воспринято неоднозначно в белорусском обществе? Народ освободили из рабства, а ему пришлось это не по душе? Касательно целесообразности увековечивания исторической памяти белорусского народа в монументальном искусстве, которое, по словам историков НАН, «заслуживает большого внимания», дела их говорят сами за себя. Судите сами. Сперва, именно в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, чиновники Института Истории НАН посчитали, что термин «отечественная» для белорусской историографии «представляется необоснованным». Далее, в год юбилея польского восстания 1863 года чиновники из Института истории НАН сочли нужным почтить памятной табличкой, восстановленной на историческом месте, память польского мучителя, называвшего оплот духовности нашего народа – православие – «собачьей верой», повесившего более 600 белорусских крестьян и священников и боровшегося исключительно за восстановление Польши. Стоит обратить внимание на то, каким образом была восстановлена табличка «исторической фигуре, которая внесла наиболее значительный вклад в становление и формирование белорусской государственности, представителю «белорусского» (настоящее имя Wincenty Konstanty Kalinowski — польское), который своей деятельностью способствовал «укреплению государственности и единства народа» (стремился разобщить), «развитию культурно-исторических традиций и духовных ценностей» (хулил веру и вешал священников). Напомним, табличку восстановили в тайне от всех, видимо ночью, чем вызвали негодование не только представителей общественности, но и собственно главы центра олимпийского резерва по борьбе Александра Медведя, который, кстати, понимает лучше историков из НАН, кто такой «Яська гаспадар з-пад Вiльнi». Он готов бороться за то, чтобы позорную доску убрали со стен его школы. Вопреки мнениям молодых белорусских ученых, становление которых проходило во всевозможных центрах «этнокосмологии», справедливо отнесенных СМИ к сектам, четкая гражданская позиция уважаемых в Беларуси людей должна способствовать восстановлению справедливости в рассматриваемом нами вопросе. Общество не должно позволить горстке людей переписывать историю, вести откровенную политику «двойных стандартов» и самостоятельно решать там, наверху, кто олицетворяет собой символизм российского самодержавия, кто борец за права белорусского народа и кто олицетворяет собой попытку польской колонизации наших земель. А сегодня, как бы там ни было, есть ли памятник царю-Освободителю на прежнем месте, или его нет – народ хранит ему благодарность за то, что снял с него цепи рабства, в своём сердце. Сергей Смирнов

Новости по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie