logo

Хлебные крошки

Новости

Традиции
Вера
Россия

Православная церковь отмечает сегодня перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя

Этот праздник связан с преданием о чудесном исцелении царя Авгаря, правившего во времена земной жизни Спасителя в Сирии. Царя исцелил Нерукотворный Образ Христа, отпечатлевшийся на полотенце, которым отер свое лицо Спаситель. Отсюда и название праздника - Спас Нерукотворный. Святыня неоднократно спасала Едессу в моменты нашествий неприятеля, пока в 944 году император Константин Багрянородный (912-959) не пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя был перенесен духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднество Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». В народе третий Спас называли ореховым, потому что к этому дню обычно созревают орехи. В народе Спас праздновался как начало молодого Бабьего лета (до 14 сентября). Хозяйки провожали мужей на поля сеять озимые, провожали с хлебом и солью, отсюда и старинное название - хлебный день. В народе в день третьего Спаса святили воду в колодцах, чистили целебные источники. Сегодня впервые начинают печь пироги из муки нового урожая. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего уже начинали продавать на ярмарках. Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. На Руси иконы Спаса Нерукотворного известны с 12 века. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Новости по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie