logo

Хлебные крошки

Новости

Выступление Сергея Пантелеева на конференции в Тирасполе "Война и мир на Днестре: 25 лет миротворческой операции в Приднестровье"
Непризнанные республики
Политика
Молдова и ПМР

Сергей Пантелеев: Формат урегулирования молдо-приднестровского конфликта «5+2» не работает, но не исчерпан

Существующий миротворческий формат урегулирования молдо-приднестровского конфликта «5+2» не работает, но не исчерпан. Об этом заявил директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, выступая в Тирасполе на международной научной конференции «Война и мир на Днестре: 25 лет миротворческой операции в Приднестровье».

По словам Сергея Пантелеева, «анализ геополитических устремлений государств и организаций, представленных в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье – стороны, Россия и Украина – гаранты и посредники, ОБСЕ – посредник, ЕС и США – наблюдатели) на данный момент говорит о принципиальной разнице позиций с одной стороны – России и Приднестровья, с другой – Молдовы, Украины, ЕС, США, да и ОБСЕ, к сожалению не выполняющей самостоятельной роли и идущей в фарватере Соединенных Штатов».

«Означает ли эта констатация исчерпанности данного формата?» - задается вопросом эксперт и отмечает, что «с точки зрения дипломатии – конечно же, нет», проводя при этом прямую аналогию с «Минским процессом» по урегулированию ситуации на Донбассе, который также признается безальтернативным.

По мнению политолога, украинский фактор сегодня стал ключевым с точки зрения дальнейших перспектив развития ситуации в зоне молдо-приднестровского конфликта и во многом определяет радикальные реваншистские устремления в Молдове.

Сергей Пантелеев отмечает, что «для Приднестровья Украина всегда была значимым фактором, в какой-то степени – более значимым, чем Молдова… И события, произошедшие там в последние годы, не могли не сказаться на положении Республики».

Он обратил внимание на то, что «суть происходящего на Украине до боли напоминает то, что происходило с Молдовой 25 лет назад и даже возникновение украинского аналога Приднестровья – народных республик Донбасса, свидетельствует о том, что эти процессы имеют одну природу».

Принципиальное же отличие событий в Приднестровье и на Донбассе, по словам политолога, связано с разницей во времени и в роли, которую выполняли и выполняют сегодня геополитические акторы, втянутые в конфликт и влияющие на него.

Если во время горячей стадии молдо-приднестровского конфликта, несмотря на слабость и непоследовательность России (и в значительной степени из-за этого), ведущие международные игроки признавали за ней право на миротворчество как правопреемника СССР, то после Мюнхенской речи В.Путина и укрепления российской государственности любая геополитическая активность Москвы воспринимается как «агрессия» и «империализм».

По словам политолога, возникновение ПМР является уникальным примером роли «опорных точек» в геополитике: «Примером того, как опорная точка» в виде 14 армии несуществующего государства и живущий на небольшом участке земли многонациональный народ Приднестровья, несмотря на неоднозначную и уклончивую на тот момент позицию Москвы, смогли «удержать» данную территорию, внеся значительный вклад в дело грядущего возрождения ослабевшей и кризисной «метрополии».

В нынешней ситуации, подчеркивает Сергей Пантелеев, лишь нахождение российских миротворцев в Приднестровье способно сохранить мир на Днестре. Несмотря на то, что эффективность российской миротворческой миссии признают все объективные зарубежные эксперты, Запад стремится к выдавливанию России из региона, расценивая любой «пророссийский режим» как «антидемократичный» и «авторитарный», а любой «проевропейский режим» как «демократический» и нуждающийся в поддержке.

Россия не может отказаться от формата «5+2», так как он является единственным механизмом урегулирования конфликта, признаваемый сегодня международным сообществом. Вместе с тем, подчеркивает эксперт, России необходимо рассматривать различные варианты развития ситуации, так как, по сути, статус-кво со стороны Запада уже нарушен.

В завершение политолог подчеркнул принципиальное значение Приднестровья для современной России. «Необходимо признать, что на самом деле ПМР - это Россия, а Россия - это ПМР. Именно на этом нужно стоять и строить отношения с республикой, исходя из наших национальных интересов, которые здесь представлены, - подчеркнул Сергей Пантелеев.

Новости по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie