logo

Хлебные крошки

Статьи

Переселение соотечественников
Общество
Россия
Валерий Мошев

Как русские с россиянами встретились

Переселение - это не машина времени

В то время как размышления на тему адаптации мигрантов в российском обществе уже стали общим местом, мало кто задумывается, а каково русским, вернувшимся в Россию?

Руководитель ФМС России Константин Ромодановский недавно выразил сожаление по поводу недостаточной активности трудовых мигрантов в деле интеграции их в российское общество: «Приходится сталкиваться с низкой мотивацией мигрантов адаптироваться в наше общество. Есть случаи, когда бесплатные курсы по изучению русского языка для них приходится закрывать из-за отсутствия желающих посещать эти курсы», – сказал Ромодановский в ходе круглого стола по вопросам миграционной политики и роли институтов гражданского общества в ее реализации.


Высокому начальству вторят и сообщения с мест: «Мигранты приспосабливаются к русским «правилам жизни», а не принимают их, — поясняет аспирантка УрГПУ, исследующая межнациональные отношения в трудовых коллективах, Александра Степанова. — На работе они ведут себя в соответствии с требованиями работодателя, это нормально. Но после окончания трудового дня они живут по своим законам. И эта «двойная жизнь» сильно влияет на их внутреннее самоощущение».


Я, слава Богу, не трудовой мигрант, я давно уже, еще до появления госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, «самоходом» переехал в Россию из Риги. При первой появившейся возможности. Правда, появилась она у меня ох как не скоро – 15 лет пришлось прожить в независимой Латвии, а потом уже и в Евросоюзе. Вся семья переехала, – жена, родители, теща, тетка жены и два кота. Так вот, о проблемах интеграции в российское общество и о мотивации к ней мне тоже есть что вспомнить, спустя уж восемь лет после возвращения на историческую Родину.


Должен сказать, что разницы никакой, на самом-то деле, между нами – «самоходчиками» и трудовыми мигрантами вроде бы и нет. У нас был серьезный плюс – российское гражданство, полученное нами, негражданами Латвии, прямо в российском посольстве в Риге, согласно облегченной для уникальной категории неграждан прибалтийских государств процедуре. А в остальном – все сами. И разница в мотивации к интеграции у нас с трудовыми мигрантами только в том и состоит, что нас никакие представители диаспоры на вокзале не встречали и работы и жилья не предлагали, даже в кредит. На нас просто никто не обратил внимания, с некоторой задержкой мы получили внутренние российские паспорта, и больше никого не интересовали и не интересуем. И это нам даже нравится. Потому что у нас был свой интерес – вернуться на Родину и стать обыкновенными ее гражданами, такими же, как и все.


Адаптироваться, конечно, пришлось. Не к языку – в Риге до сих пор большинство говорит по-русски. Не к правилам общежития – в России они давно обыкновенные среднеевропейские, чтобы там не выдумывали ни разу не бывавшие за границей, кроме как по турпутевке, российские «поравалильщики». К вере православной тоже нам не привыкать – в Латвии православные самая большая, пожалуй, религиозная конфессия. К русской культуре? Ну, тут скорее, пришлось привыкать к табличкам с надписью «российская поэзия» в Доме книги на Невском и словам о «российской культуре» из уст телеведущих и политиков самого разного ранга.


Но куда больше было того, во что мы с радостью интегрировались, приходя в радостный восторг при виде крестного хода на Пасху вокруг Казанского собора (мы на Пасху как раз переехали) или при виде (по телевизору, конечно) военного парада на Красной площади в Москве – был 2005 год. Да и видеть в петербургском метро суворовцев, курсантов военных училищ и даже омоновцев – тоже доставляет куда больше радости, чем встреча в Риге с полицейскими или земессаргами. Потому что это были (и есть) наши защитники, а не наши противники. Казалось бы, ерунда, а на самом деле совсем не ерунда.


Пришлось привыкать к тому, что, в отличие от национально озабоченной Латвии, в России никому дела нет до того, что ты русский. Никто тебя за это не шпыняет, никто тебе за это никаких преференций не дает. Толерантность и политкорректность в России на самом деле зашкаливают, со стороны это трудно не увидеть. Но и к этому мы быстро привыкли. Трудовые мигранты, те самые, южные лица, которых в то время в Латвии было практически не увидеть, поначалу были непривычны. Потом их стало все больше и больше, и обращать внимание на них и мы перестали.


Зато первое время мы накидывались на российские продукты – разительно отличающиеся натуральным качеством от того, чем стали питаться в ЕС, да и в той же Латвии, потерявшей собственное сельское хозяйство и перешедшей на евростандарты. Сейчас, правда, Россия во многом догнала Европу в худших ее проявлениях, и покупаем мы все больше белорусское. Вообще, к чему не хотелось бы адаптироваться в России русскому переселенцу, так это к сближению России с Западом. Не для того мы уезжали на Родину из Евросоюза, чтобы здесь на наших глазах хорошее русское менялось на плохое европейское. От счетчиков воды и стоимости коммунальных услуг – до гей-парадов и тотального запрета на курение. Да и тотальная пошлость на ТВ и в других СМИ, ужасающее падение качества образования и многие другие приметы «свободного мира», который большинству из нас, русских переселенцев, не по нутру – разочаровывают, конечно. Но зато мы – дома.


Соседи наши – и в городе, и на даче – обыкновенные люди, с которыми мы очень быстро стали родными и близкими, и ничто нас не разделяет. И радости, и проблемы у нас одни на всех. И самое главное, – не сразу, через несколько лет только, но пропало удушающее чувство ощущения себя чужим, которое постоянно присутствовало в Латвии после 1991 года. Стали ли мы своими для российской власти? Не знаю, скорее, мы ей просто безразличны, но и это лучше, чем пристальное внимание и практически – де-юре оформленная русофобия в Прибалтике.


Конечно, поначалу мы радовались тому, что в России не развито потребительское кредитование и ипотека, что практически все здесь принадлежит людям, а не банкам. К сожалению, здесь тоже радоваться пришлось недолго. Устроились на работу и увидели, что в большинстве фирм порядки уже куда более западные, чем в Латвии. И опять перенято не самое лучшее, а наоборот, особенно, в стиле отношений работодателя к сотрудникам. Но и этому не удивились, приняли все таким, как есть.


Адаптироваться пришлось к многому, например к тому, что можно зарегистрировать Индивидуальное Предприятие (ИП) и вести небольшой бизнес, уплачивая в качестве налогов 6 процентов от дохода, не заморачиваясь особенно никакой больше бухгалтерией. После Латвии это показалось фантастикой. Да и в других европейских странах приходилось работать до переезда в Россию – там это тоже звучало бы сказкой. В России вообще лучшие в мире условия для бизнеса и возможности уникальные – лишь бы не пил, да работал.


Герман Клименко: Методы ведения бизнеса в России изменились за 15 лет кардинально


Отношение к работе в некоторых сферах удивляло поначалу, конечно… Никогда не забуду диалог по телефону с менеджером риэлтерской компании, в которой я пытался договориться о покупке квартиры и дачи взамен проданных в Латвии. Да еще квартир для родителей и тещи в таком же порядке.


– Да, конечно, мы с удовольствием поможем вам приобрести все, что вы хотите, – мурлычет мне обаятельный женский голос. – А откуда вы переезжаете?


– Из Риги.


– Откуда?!!


– Из Риги.


– Вы с ума сошли? Вы хотите из Евросоюза переехать в нашу страшную грязную Россию?!!


– Простите, я не понимаю, вашему агентству нужны несколько заказов сразу?


– Нет, это я не понимаю, как вы можете менять Ригу на Питер?!


– Послушайте, вы что, отговариваете меня, что ли?


– Конечно! Вы совершаете ужасную ошибку!


– А вы понимаете, что в Евросоюзе вы бы уже давно сидели без работы?!


– Это почему???!!!


Я положил трубку…


- "Не дай Бог россиянам оказаться в экономических условиях Латвии"


Есть, есть в России вещи, к которым приходится адаптироваться русским переселенцам – соотечественникам. К стремлению россиян прибедняться и при каждом удобном случае пнуть свою собственную Родину. К наивной вере в то, что на Западе все хорошо, в России – все плохо. К тому, что прибалты по сравнению с русскими высококультурный народ, грузины – благородный, таджики – трудолюбивый, украинцы – древний… Ну, ничего, привыкли и к этому, хотя сами такими быть так и не научились.


Но самое главное, к чему действительно необходимо адаптироваться русскому, вернувшемуся в Россию из-за границ ближнего, постсоветского зарубежья, так это к тому, что возвращаешься ты вовсе не в Советский Союз, который для многих миллионов русских, оставленных новой Россией за своими пределами, на долгие годы остался некоей моделью Родины, которую все мы потеряли. Ты возвращаешься в Российскую Федерацию выпуска 1991 года, друг. Это ни хорошо, ни плохо, просто это ТАК. ЭТО твоя историческая Родина, соотечественник! И другой нет. И здесь ставят памятники Ельцину и называют его именем библиотеки и возлагают венки на его могилу. Здесь награждают орденами Горбачева, хвалят Гайдара и здесь Чубайс руководит очередной госкопорацией. Здесь чиновники имеют особняки в Лондоне и держат там свои семьи, здесь олигархи покупают английские футбольные команды.


Здесь запрещена любая государственная идеология, до сих пор нет национальной идеи и нет внятного проекта будущего. Это ни хорошо, ни плохо, скажу я тебе, соотечественник. Просто это ТАК. Ты возвращаешься в лучшую страну мира, на единственную для тебя Родину, но не на машине времени. Просто помни об этом. Это единственное, к чему предстоит адаптироваться русскому из-за рубежа, чтобы полноценно интегрироваться в российское общество. Адаптироваться, кстати, вовсе не значит – согласиться.


Не верь, не бойся, не проси, или Как правильно возвращаться в Россию.


Но знать это и понимать ты обязан, дорогой друг. Я, русский, родившийся в Туркмении, потом живший в Эстонии и Латвии, много поездивший по всему свету, ни на минуту не пожалел о возвращении на Родину, потому что другой у меня нет, только Россия. Я интегрировался. Я обычный российский гражданин, живу, как все. Но я могу хоть что-то сделать для того, чтобы Россия стала такой, о какой мы мечтаем. Просто надо понять, что настоящая Россия – не в прошлом. А в настоящем и будущем. И от того, КТО будет строить это будущее, на 100 процентов зависит то, каким оно будет.


А чтобы поменьше брюзжать и стонать, и плакать – оглянись туда, откуда ты уехал или посмотри на братскую Украину… Там сейчас как раз пытаются интегрироваться. Только не знают куда. А нам выбирать не из чего – мы уже дома.

Валерий Мошев

"Окно в Россию"

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie