"Пентагонизация" Голливуда
Военное ведомство США и короли "фабрики грез" усиливают сотрудничество в деле воспитания "американского патриотизма"
После событий 11 сентября 2001 года и начала "крестового похода" против международного терроризма, военно-политическое руководство США рассматривает поддержание "патриотического духа" нации, как одну из своих первейших задач. В этих целях широко используются все каналы информационно-психологического влияния. Однако, киноиндустрия США – Голливуд, несомненно, стоит здесь вне конкуренции, ибо кино традиционно занимает совершенно особое место в жизни американского общества. В Америке давно и хорошо усвоили знаменитый ленинский постулат, гласящий, что из всех искусств важнейшим является именно кино. Как известно, Ленин имел в виду, что кино, как самое доступное широким слоям населения зрелище, может быть эффективно использовано в интересах пропаганды. Учитывая особую популярность кино среди американцев, администрация Дж. Буша и Пентагон всячески активизируют свое взаимодействие с боссами киноиндустрии и крупнейшими режиссерами США, рассчитывая на их помощь в деле воспитания "американского патриотизма" и "мобилизации всей нации на борьбу с врагами Америки". Не случайно, уже в ноябре 2001 г. один из советников президента Карл Роув созвал в Белый Дом известных режиссеров и продюсеров с целью обмена мнениями относительно возможного вклада Голливуда в "войну с международным терроризмом". Кинодеятелям было высказано пожелание активнее эксплуатировать военную тематику, формировать "правильный" имидж американских вооруженных сил и постоянно "подогревать" своей продукцией патриотические настроения в американском обществе. Было обещано также и самое широкое содействие военного ведомства США в съемках фильмов "патриотической направленности". В свою очередь, большинство королей "фабрики грез" выразили готовность активно поддержать действия нынешней вашингтонской администрации, тем более что это вполне отвечает интересам их бизнеса. После 11 сентября 2001 г. и всплеска патриотизма среди американцев фильмы на военную тему идут в США "на ура". Голливуд и Пентагон сегодня переживают период бурного симбиоза, какого не было, наверное, со времени второй мировой войны, когда всемирно известные режиссеры Джон Хьюстон, Фрэнк Капра или Уильям Уайлер вносили свой вклад в воспитание военного патриотизма. Стоит напомнить, что Голливуд начал активно помогать Пентагону в избавлении американского общества от "вьетнамского синдрома" еще задолго до событий 11 сентября 2001 года. Такие известные ленты, как "Рэмбо", "Лучший стрелок", "Джи-Ай Джейн", "Мужество под огнем", "Правила боя", "Ю-571", "В тылу врага" и прочие с участием ведущих звезд Голливуда во многом способствовали популяризации военной службы среди молодежи и формированию "привлекательного имиджа" американского военнослужащего в глазах общества. Но главное, конечно, это коммерческий, "кассовый" рейтинг, являющийся высшим критерием успеха в Голливуде. Так, знаменитый фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана" (1998 г.) принес 216 млн. долларов. За ним следует "Перл-Харбор" (198 млн.долларов), широко прошедшийся по российским кинотеатрам. Некоторые последние фильмы, хотя и были сняты до терактов в Нью-Йорке, вышли в прокат уже после 11 сентября, что также заметно повысило их "кассовость". Так, фильм "Черный ястреб" сбит" собрал свыше 108 млн. долларов, "Мы были солдатами" с Мелом Гибсоном – 79 млн., "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем – 27 млн. только за первые 10 дней проката, "Все страхи мира" - 97 млн. и т.д. В нынешних условиях любой американский режиссер или продюсер, если он хочет снять действительно зрелищный и прибыльный военный фильм, вынужден обращаться за помощью к Пентагону. Ибо только военное ведомство может предоставить в аренду за символическую плату или даже вообще бесплатно авианосец, стратегический бомбардировщик или, например, целую вертолетную эскадрилью, а также "настоящих" солдат, которые будут управлять всей военной техникой и изображать "массовку". Максимальный реализм и соответствие действительности, во всяком случае, в том виде, как это понимается в Голливуде, являются сегодня непреложным законом "фабрики грез". Ради этого киностудии готовы идти на многомиллионные издержки. В обмен на свои услуги Пентагон требует права на внесение корректив в создаваемую кинопродукцию и даже цензуру сценариев. Согласно существующим в министерстве обороны США правилам, кинокомпании, продюсеры или режиссеры, желающие воспользоваться помощью американских военных, должны представить сценарий фильма в специальный отдел Пентагона по делам кино и телевидения, который возглавляет некий Фил Страб. Этот чиновник и его аппарат изучают все поступающие сценарии на предмет того, как будущий фильм повлияет на имидж вооруженных сил США. Отделу Страба также административно подчинены соответствующие подразделения по работе с киноиндустрией в штабах видов вооруженных сил. По мнению германского журнала "Шпигель", недавно взявшего интервью у господина Страба, роль этого деятеля в нынешних условиях пожалуй не менее важна, чем самого шефа Пентагона Дональда Рамсфельда. Фил Страб является своего рода идеологическим цензором Пентагона в американском кинематографе. Он также играет активную роль в принятии решений внутри министерства обороны США по вопросам "правильной" подачи общественности фактов о деятельности вооруженных сил. Подразделение господина Страба обязано добиваться, чтобы продукция Голливуда на военную тему максимально отвечала интересам национальной безопасности. В его кабине нередко можно увидеть Стивена Спилберга, Ридли Скотта и других всемирно известных режиссеров, представляющих ему сценарии своих фильмов для вынесения "компетентного вердикта". На рабочем столе Страба всегда лежит внушительная стопка новых сценариев. По прочтении он составляет список недостатков и предлагает авторам исправить вызвавшие сомнения места. Пентагоновский "киноцензор" любит продемонстрировать мэтрам кино собственную осведомленность в военных вопросах. Например, в первоначальном варианте сценария фильма "Все страхи мира" с Морганом Фримэном и Беном Эффлеком в главных ролях "недругам Америки" понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский авианосец. Страб, в свое время воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС, объяснил режиссеру Филу Робинсону, что, во-первых, необходимо как минимум на пару ракет больше, а во-вторых, даже сильно поврежденный авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария обошлась создателям фильма в лишних 9 млн. долларов. Но зато им разрешили использовать в съемках среди прочего два настоящих бомбардировщика-"невидимки" Би-2 и специальный Боинг-747 американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента США на случай ядерной войны. "Корректировке" в подразделении Страба подверглись и некоторые эпизоды фильма "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем в главной роли. По настоянию военной "киноцензуры" из фильма, рассказывающего об использовании в период второй мировой войны на Тихом океане индейцев племени навахо в качестве носителей не поддающегося расшифровке противником кода военной связи – своего языка, были изъяты моменты, "бросающие тень" на образ американского солдата. Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев выламывает штыком золотые коронки из ртов убитых японских солдат, а также эпизод, где герой Кейджа – морской пехотинец сжигает из огнемета сдавшегося в плен японца. Кроме того, по требованиям "политкорректности", авторов фильма убедили не фокусировать внимание на том факте, что у солдат, приставленных в качестве охранников к индейцам, был приказ убивать своих подопечных в случае возникновения угрозы захвата их в плен противником. Однако, в некоторых случаях, несмотря на все усилия команды Страба, не обходится и без громких скандалов. Так случилось, например, с блокбастером режиссера Ридли Скотта и продюсера Джефри Брукхаймера "Черный ястреб" сбит". Лента вышла в свет в декабре 2001 г. под шумную пиаровскую кампанию. Однако подтасовка реальных событий в картине в свете ура-патриотизма приняла настолько чудовищные формы, что это вызвало острые дебаты в СМИ, а также негативную реакцию в других странах. Фильм основан на реальных событиях октября 1993 г., когда в ходе неудачной операции спецвойск США против боевиков "генерала" Мохаммеда Айдида в столице Сомали Могадишо были сбиты два вертолета и погибли 18 американских десантников. Последовавший затем показ по телевидению торжествующих сомалийцев, таскающих трупы убитых американцев по улицам Могадишо, настолько потряс общественное мнение в США, что президент Клинтон принял решение о выводе американского контингента из Сомали. Однако авторы фильма попытались представить свое "детище" не как повесть об унизительном для сверхдержавы провале карательной операции, а как героическую сагу об американских солдатах, жертвующих своими жизнями ради продвижения идеалов свободы и демократии во всем мире. Лейтмотив этой киноленты формулируется примерно так: сегодня американцы в Афганистане выполняют ту же благородную миссию, которую они выполняли в 1993 г. в Сомали. А война с "врагами свободы", конечно, грязная и ужасная вещь, но оправданная и необходимая. Пентагон, оценив по рекомендации Страба все достоинства этой картины, щедро предоставил в распоряжение съемочной группы вертолеты и необходимое количество военнослужащих. Благодаря помощи военных картина получилась весьма зрелищной и впечатляет реализмом боевых эпизодов. Но, еще не успев выйти на большой экран, "Черный ястреб" сбит" попал под огонь критиков не только в США, но и в других странах мира. Они считают, что режиссер весьма своевольно подошел к истории инцидента, в результате которого погибли не только американские солдаты, но и около 500 сомалийцев. Режиссера обвиняют в чрезмерной героизации американских военных, а также в показе всех неамериканцев в весьма негативном и карикатурном виде. Это касается как изображения сомалийцев, которых играют представители совсем других национальностей, так и военнослужащих Малайзии, участвовавших в операции по спасению попавших в засаду американских десантников. В интервью агентству "Франс пресс" бригадный генерал в отставке Абдул Латиф Ахмад, командовавший малазийским контингентом в составе международных сил в Сомали, заявил, что после просмотра "Черного ястреба" у зрителей создается искаженное представление о событиях 1993 года. Ведь из фильма вытекает, что единственными героями боя в Могадишо были американцы, а малазийцы, в лучшем случае, выступали в роли водителей автобусов, вывозивших раненых с поля боя. Сомалийцы же в этой ленте естественно показаны исключительно как нецивилизованные дикари и жестокие фанатики. Кстати, примерно также представлены и боснийские сербы в другом голливудском шедевре "В тылу врага", в котором в роли кровожадного сербского полевого командира снялся российский актер Владимир Машков. За прошедший с начала военных операций в Афганистане год Пентагон вновь продемонстрировал свое виртуозное мастерство представлять войну "нужным" боком, сглаживать ее "шероховатости" и утверждать в глазах общественности ее "позитивное значение". Как долго заставит себя ждать новая порция голливудских супербоевиков про Афганистан, сделанная с помощью военного ведомства, и как сильно пострадает при этом истина, пока неизвестно. Думается, что всплывшие недавно факты участия американцев в расстрелах пленных талибов (уже есть подтверждающая это документальная лента, снятая ирландской киногруппой), также как и факты массовой гибели мирных афганцев от рук "освободителей" не сильно заинтересуют "фабрику грез". Пока же "пентагонизация" Голливуда приобретает все большие масштабы. А впереди уже маячит перспектива очередной "войны за свободу" против Ирака, обещающая дать массу свежих идей для сценариев будущих голливудских блокбастеров. Конечно, есть в Голливуде и люди, которым претит нынешние милитаристские веяния в американском кинобизнесе, например режиссер Оливер Стоун и актер Роберт Редфорд. А известный и уважаемый в мире кинобизнеса США человек Дэн Ретер, с возмущением говорит о "голливудизации" американских военных. Ведь никто пока не может опровергнуть общеизвестный факт: все действительно великие ленты Голливуда о войне – "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Копполы, "Взвод" Оливера Стоуна, "Цельнометаллический жакет" Стэнли Кубрика и другие были сняты без помощи Пентагона и даже вопреки его желанию.