logo

Хлебные крошки

Статьи

Сергей Середенко

Принцип русского омбудсмена - помогать тем, кто помогает другим...

Онлайн-интервью с русским омбудсменом в Эстонии Сергеем Середенко

Досье. Середенко Сергей Николавевич, русский омбудсмен в Эстонии. Родился в 1963 г. в городе Раквере Эстонской ССР. Гражданин Эстонии. Окончил Таллинский Политехнический институт (1985) и Московский государственный индустриальный университет (1999). Бакалавр юриспруденции. Руководитель проекта "Русский омбудсмен" с 2004 по 2009 год. Русский омбудсмен в Эстонии с 2010 года. Беспартийный. Член Союза литераторов России, поэт и публицист. Автор книг "Русская правда об эстонской конституции" и "Компенсация морального ущерба в Эстонской Республике".

***

Сергей Середенко  правозащитник и антифашист. Специалист по конституционному праву. Последовательно разоблачает форматы государственности прибалтийских стран, построенные на теории "оккупации" и "правовой преемственности". Ни одну из идеологий не считает своей. Религиозен, открыто исповедует культ Юстиции.

Год назад в журнале "Стратегия России" опубликовал статью, в которой изложил свой взгляд на генеральные ценности Русского мира, каковыми, по его мнению, являются Zчеловекi, Zрусский языкi, Zсвятость жизниi и ZПобедаi.

В настоящее время на Портале для российских соотечественников "Русский век" ведет цикл публикаций под общим названием "ZПортфель заказовi для Фонда защиты прав соотечественников" с анализом предложений соотечественников в адрес Фонда, который начнет свою работу с января 2012 г.P

СЕРГЕЙ СЕРЕДЕНКО:

Благодарю всех за интересные вопросы!

Сергей: Сергей, добрый день. Как Вы считаете, сможет ли Прибалтика вновь пойти на союз с Россией? И если да, то при каких обстоятельствах?

Вопрос простой, понятный и короткий. А вот ответ… В 1991 году я снял документальный фильм «Позитив» по сценарию датского русского писателя Андрея Назарова, и там был такой фрагмент – священник из православной церкви в Копенгагене, серб по национальности, сколько помню, говорит в кадре о воссоединении русской православной церкви. В «ответ» на это яркое выступления я подмонтировал лишь долгий и тяжкий вздох патриарха Алексия II. Однако же – свершилось, причем как-то даже без внешней натуги.

Если же серьезно, то я во многом разделяю взгляды Вадима Цымбурского на «территории-проливы», и то, что мы называем Прибалтикой, располагается как раз на такой территории. Прибалтика – это «всегда не навсегда»,- вспомним все эти Ливонии, Лифляндии, Курляндии, Ингерманландии… Вспомним то же былое величие ВКЛ.

Поэтому «союз с Россией» - это лишь одна из организующих опций для Прибалтики. На сегодняшний день не нужная ни одной из сторон.

Кроме того, из всех определений государства мне нравится «способ вовлечения нации в исторический процесс». Государства, построенные на русофобии и человеконенавистнической идеологии, можно использовать, но не уважать. А по-другому страны Прибалтики в исторический процесс никак не включены, поэтому с цивилизационной точки зрения они – failed countries. А сейчас к этому состоянию и экономика подошла.

Коллега Владимир Симиндей сказал зимой в эфире Радио России, что страны Прибалтики привыкли решать свои внутренние проблемы «оккупациями». И добавил – «на этот раз не дождетесь». Я думаю, что прибалты за последние 20 лет вполне продемонстрировали свою чуждость Русскому миру, так что в «союз с Россией» я не верю.

Юрий Журавлев: Сергей, приветствую!

Возможна ли Русская община без сильной политической партии, представляющей еf интересы? Какая идея и какая партия могли бы объединить российских соотечественников в Эстонии (и в других странах)?

Успеха в начинании нового проекта, дружище! Всf получится!

Сергей, приветствую! Возможна ли Русская община без сильной политической партии, представляющей еf интересы? Какая идея и какая партия могли бы объединить российских соотечественников в Эстонии (и в других странах)? Успеха в начинании нового проекта, дружище! Всf получится!

 Я уже давно вышел из политики, которую называю «линейной», поэтому в направлении политических партий вообще не думаю. Представь себе, что свершилось чудо, и мы смогли избрать себе 6 своих представителей в эстонском парламенте. 6 из 101. Что они смогут? Ничего. А чего от них будут ждать? Как минимум, изменения всего дебильного законодательства за последние 20 лет. То есть, что бы они ни сделали, они все равно, с точки зрения русского обывателя, не сделают ничего. Эти гипотетические герои – заведомые политические самоубийцы, и во второй раз их уже точно не выберут – зачем?

http://www.baltija.eu:

Кем Вы работаете, уважаемый господин Середенко?

Тут явно два вопроса в одном – что я делаю, и за что мне платят деньги. Делаю я работу русского омбудсмена в Эстонии, и денег мне за это не платят. Формально я безработный с января месяца, так что даже пособие по безработице мне уже не платят. Как безработный, я обязан искать работу, поэтому рассылаю в месяц по два-три десятка бессмысленных заявлений – с тем лишь, чтобы потешить своего инспектора в Кассе по безработице. Это проблема не только моя – практически никто из русских общественных деятелей в Эстонии не может найти себе работу. Такая вот особенная группа риска.

Недавно тут даже посетил рекомендованного Кассой по безработице «консультанта по карьере». Славная тетка, и рекомендации у нее славные были. «А Вы в политику не хотите пойти?». «А Вы художественную литературу писать не пробовали?». И другие, такие же содержательные.

Как я отношусь к своему статусу безработного? Тут для меня свят Луньюй: «В государстве, где царит Дао, стыдно быть бедным и не иметь званий. В государстве, где нет Дао, стыдно быть богатым и знатным».

И еще очень близок «Дух времени»: «Если за работу не платят, то значит ли, что ее не надо делать?».

Валентина Савенко:

В Петербурге прошfл митинг в поддержку Ливии

http://za-kaddafi.ru/node/7485

А в Эстонию едет генсек НАТО, против которго МУС,
собирается возбудить уголовный процесс.

Уважаемый Сергей!
Как Вы считаете, возможен ли СУД над НАТО???
Или всех недовольных фашистской демократией ждfт участь Ливии?

Интересный вопрос. Мечтательный такой… Когда-то и меня такие мечты обуревали, пришлось для осознания разработать целую ценностно-силовую конструкцию… Куда более интересный вопрос – когда и как будем судить МТБЮ?

Что же касается суда над НАТО, то давайте вспомним гораздо более мелкую операцию – иск Грузии против России. Россия просто отказалась признать себя ответчиком, и все. Чтобы судить НАТО, нужна сила, большая, чем НАТО. Она есть?

www.baltija.eu:

Должна ли быть какая-то письменная договоренность между СРШ и центристами по поводу сбора подписей в защиту Русских Школ? Ведь центристы, просто напросто, потом могут воспользоваться подписями доверчивых родителей в своих корыстных целях!

Это вопрос политического опыта. Которым, при реальном отсутствии русских партий, Совету русских школ приходится овладевать. Всегда очень сложно оценить тот политический товар, который у тебя в руках – тут рынок работает, как нигде, эффективно. Обратите внимание на то, что последние годы практически вывели под корень держателей электоральных пакетов – всяких там ветеранов и пр. То, что руководитель ветеранской организации пообещал партии, что члены его организации за них проголосуют, ровным счетом ничего не значит, и партии уже в этом убедились, поэтому перешли к тотальным кампаниям. Выборы, конечно, вздорожали из-за этого донельзя. Кстати, это еще один сигнал к тому, что третий сектор в Эстонии практически полностью огосударствлен, раз перед выборами с ним никто не разговаривает – чего толку говорить с собой?

СРШ как бы восстанавливает эту былую ситуацию, но не рассматривает свой электоральный потенциал как капитал. Ошибка ли это? Думаю, нет, если реализовывать этот капитал, не дожидаясь выборов. Конкретно – предлагая тем же центристам конкретные шаги.

Станислав Гробер:

Сергей, а кто вас назвал Специалист по конституционному праву?
Как понять это Религиозен, открыто исповедует культ Юстиции.
PВы что, идолопоклонник?

А. Как-то я сформулировал, что два извечных русских вопроса в наше время синтезировались в один, звучащий как «А ты кто такой?». Ваш вопрос – из этой оперы. Но так как интервью серьезное, то и отвечу серьезно.

«Специалист по конституционному праву» означает специализацию на конституционном праве. Это – не звание, поэтому «называть» так меня некому. Это тема моего диплома, это тема моей книги «Русская правда об эстонской конституции», мной написаны десятки статей на эту тему, и мной же начаты («возбуждены») десятки процессов по конституционному надзору в Эстонии.

Что же до второго Вашего вопроса, такого же содержательного, как и первый, то помогите мне сами с ответом, если сможете. Юстиция – практически единственная античная богиня (а не идол!), которой во всех христианских странах продолжают ставить статуи. Юстиция – непременный атрибут здания суда, храма правосудия. Однако никаких служб во славу Юстиции в этих храмах не проводится, если не считать таковыми судебные заседания. А если считать, то я в этих службах открыто участвую.

Андрей Лобов: Здравствуйте,

Какие качества по-вашему должны быть у идеальной Конституции?

Уважаемый поэт, возможно ли в принципе, и через что в нашем мире можно определить связь мира духовного и мира материального? Когда духовные ценности становятся "дороже" ценностей материальных?

Ха! Метафизика конституций, особенно конституционных преамбул, занимает меня давно. Есть совершенно отчетливое ощущение, что кто-то там водит рукой творцов конституций, потому что многие вещи просто необъяснимы. Например, почему один народ говорит про себя в конституции «мы», а другой говорит о себе в третьем лице – «он»? А третий народ вообще никак себя не называет? (Пришлось даже выдвинуть теорию по этому поводу).

Почему в российской конституции, например, «человек» - высшая ценность, а в эстонской конституции вообще нет слова «человек»? Почему в одной из первых французских конституций масонская «вера в высшее существо», а в современной российской – «вера в добро и справедливость»? Почему в России есть День конституции, но при этом 100-летие российского конституционализма не праздновалось? Почему сакрализация конституции – это не хорошо, а плохо? Искать ответы на эти вопросы – сущее удовольствие (как и листать какой-либо женский журнал).

Что же до идеальной конституции… Нет такой. Вот сейчас, например, очень интересный эксперимент провели в Исландии, когда 25 избранных представителей писали проект конституции в онлайне. Спасибо коллеге Алексею Димитрову, который поделился ссылкой в Facebook.

Другой пример – конституция Израиля, которую называют неписаной. А я ее называю – непишущейся. Поскольку психов класть на бумагу «еврейское государство» - нет. Это в Эстонии русские съели «эстонское государство», с арабами такой номер вряд ли пройдет.

 А связь мира духовного и материального – перед Вами. Интернет.

Димитрий Кленский: Сергей!
1/Можно ли УЖЕ СЕГОДНЯ узнать, каковы механизмы оказания помощи российским соотечественнкиам за рубежами России? Кто и на что может рассчитывать? И, вообще, в чем выражается помощь - каков перечень, т.н. услуг?
2/Ваш прогноз: какова судьба образования на русском языке в Эстонии? Есть ли смысл бороться?

Никаким обладателем секретного знания о «механизмах оказания помощи» я не являюсь – те механизмы, что есть, все на виду. Если же вопрос касается Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, то тут, насколько мне известно, этап проектирования еще не закончен. С тем, чтобы оказать этому процессу посильную помощь, меня на время «взял в аренду» портал Русский век, но должен признать, что правозащитники оказались в этом смысле тяжелы на подъем, и корпоративного обсуждения, как планировалось, не вышло. Не знаю, почему – то ли сильно неверие в российскую бюрократию, то ли просто идей нет. Последнее, кстати, вполне вероятно. Так что на вопрос о том, как именно будут расходоваться деньги Фонда, начиная с 1 января, у меня нет ответа. Имею лишь представление о бюджете Фонда. Порадовало то, что строка «гранты» - не первая, а то ли четвертая, то ли пятая по важности.

Что же до судьбы русского образования, то в первую очередь я должен отметить перемены, произошедшие в связи с образованием год назад Совета русских школ. В эту работу пришла последовательность. То, чего раньше в республиканском масштабе не было. Не хватает опыта, в том числе политического, иногда не хватает решительности, но это дело наживное. Для меня важно, что это предприятие – не кампанейщина, и я с радостью с ними сотрудничаю. Так что перспективы – есть.

Антон из Копли: Сергей Николаевич, Вам никогда не приходила мысль перебраться в Россию? Конечно, местным чиновникам здесь не нужны соотечественники с такой юридической и политической подготовкой.
А вот самим соотечественникам зарубежья крайне необходимы именно в России такие люди как вы! Что держит Вас в Эстонии? Лапсепыльв? Комфорт? Гордость и востребованность у русских Эстонии?

Прочитал вопрос – и как на приеме у психиатра побывал. И детство (лапсепыльв) копнули, и гордость задели… Да, все это в какой-то мере присутствует – кроме комфорта, разумеется. И мысль перебраться в Россию тоже меня навещает. Но уже сложилась какая-то команда и здесь, и в России, в которой я вроде как на своем месте. Так что в ближайших планах у меня переезда нет.

А вообще на меня очень большое впечатление произвели слова Максима Ревы (который как раз в Россию перебрался) о том, что в России сейчас люди «стоят на земле». И планы строят на пару десятилетий вперед. В отличие от нас, считающих планы на неделю за успех. Интересно, кстати, было бы провести опрос на эту тему.

Петр Ващенко: Уважаемый Сергей, как Вы представляете реальные шаги, которые может предпринять Российская Федерация, чтобы облегчить положение русских жителей Эстонии?

Я бы не сказал, что Россия ничего не делает. Вот недавно мы с Максимом Ревой на Regnum «отмечали» двадцатилетний юбилей кражи у русских в Эстонии гражданства ЭР, так вот Максим не поленился и посчитал, что ГД приняла 12 заявлений по Эстонии. Тот же Фонд защиты соотечественников – большое дело! Как и Фонд «Русский мир». Проблема в противоречивости внешней политики России на прибалтийском направлении. Вот недавно были на Балтийском форуме соотечественников в Пушкине, и вице-губернатор Ленинградской области рассказал о том, что у него прекрасные отношения с прибалтами, и бизнес можно было бы делать, но вот есть нюансы… Соотечественники, которые объективно мешают бизнесу. Впрямую он этого, конечно, не сказал. У нас же, правозащитников и антифашистов, тоже все хорошо, и мФ вот-вот победим, вот только бизнесмены мешают – пытаются договариваться (и договариваются!) там и с теми, где и с кем договариваться просто нельзя. Как тут найти результирующий вектор, устраивающий всех – не знаю. Но это – объективная проблема.

Саркис Татевосян: Уважаемый Сергей Николаевич,в Латвии проводится работа по сбору подписей в поддержку придания русскому языку определfнного статуса.
Кто с Вашей точки зрения способен организовать,аналогичную работу в Эстонии ?
Ведь подобная поддержка не будет лишней для единомышленников из Латвии.

Нам у наших коллег латвийцев – учиться и учиться. В том числе – на их ошибках. Например, стратегической ошибкой Штаба защиты русских школ я считаю то, что они не вовлекли в свое движение русских учителей. Кнутом или пряником – все равно. Наш Совет русских школ делает ту же ошибку, и имеет, по большому счету, пятую (учительскую) колонну. Хотя сейчас ситуация хоть как-то, но начала меняться, а лет пять назад все было совсем кисло.

Отвечая же на Ваш вопрос, скажу, что я не сторонник аналитической стратегии – она в Прибалтике не работает. Работает либо сверханалитическая стратегия, либо стратегия риска. Акция по сбору подписей – аналитическая стратегия. Слежу за ней с интересом, будь латвийцем – обязательно бы пришел проголосовать, но назвать ее талантливой не могу. Скорее это силовая акция. Цель – показать силу.

Сидоров Илья: Уважаемый Сергей Николаевич, в чем причина столь сильной раздробленности русской общины Эстонии? Не является ли одной из причин желание усидеть на двух стульях - остаться русским и российским патриотом и вместе с тем обеспечить себе комфортное и бесконфликтное существование в стране проживания? Такое вообще возможно? Вы сторонник ясного определения русских Эстонии в своей мировоззренческой позиции или пусть мечутся наши соотечественники и дальше - от особых "европейских" русских Эстонии до полного неприятия России или наоборот - репатриации на большую родину?

Ох… (это – вздох, а не оборванное слово). Тема «единства» понимается мной по-своему, и в целом не актуальна для меня. Два года назад на муниципальных выборах я пообещал себе вывернуться наизнанку, но дать избирателю вожделенный «единый список». Вывернулся и сделал. Но за день до окончания регистрации обе «русские» партии, которые перед этим заявляли, что не пойдут на выборы, выдвинули свой список. Совместный, хотя в «мирное время» держатся друг от друга как можно дальше. Какого пинка им для этого должны были дать, и кто именно дал - понятно, так как для них построиться за несколько дней на выборы, – уже организационный подвиг. Тогда я тему «единства» для себя и похоронил.

Принципы моего «омбудсменства» просты – я помогаю тем, кто помогает другим. И не помогаю тем, кто другим не помогает. Хотя очень часто получаю звонки, которые начинаются со слов «Вы обязательно должны заняться моим делом…». Все отмеченные Вами качества русских в Эстонии, что называется, имеют место быть, и я даже как-то пытался себе их объяснить, но ничего инструментального, того, чем можно было бы пользоваться, так и не придумал. А то, что придумал, изложил в тексте «Особенности демографии Эстонии».

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie