logo

Хлебные крошки

Статьи

Русский мир
Культура

Алексей Букалов // ИТАР-ТАСС

Русская вилла в Вечном городе

В Италии вышла первая научная монография об истории римской русской Виллы Абамелек

В Римском университете "Сапьенца" состоялась презентация книги итальянского искусствоведа Карлы Беноччи "Вилла Абамелек", выпущенной массовым тиражом издательством "Мадзотта".

Концерты, музыкальные и литературные вечера, выставки, все чаще проходящие на знаменитой римской Вилле Абамелек, в резиденции российского посла в Италии, знакомят жителей итальянской столицы одним из лучших дворцово-парковых ансамблей Вечного города. Теперь любители старины получили в свое распоряжение первую иллюстрированную научную монографию, посвященную истории этого уникального места, когда-то абсолютно недоступное для простых смертных. 145 страниц текста, планы и карты, полсотни цветных фотографий, отпечатанных на меловой бумаге, погружают читателя в прекрасный мир природы и искусства, раскинувшийся на площади в 33 га в самом центре Рима, в непосредственном соседстве с Ватиканом.

"Вилла Абамелек имеет огромную ценность для российского дипломатического корпуса, многие поколения которого все с большим тщанием сохраняют эту свою резиденцию, заботясь о ее ландшафте и убранстве интерьеров. И это особое отношение к вилле стало не просто исполнением служебного долга, но и сердечным призванием", – пишет в предисловии к монографии министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. Глава МИД России отмечает, что новая книга отражает нераздельность русской и итальянской культур, с давних пор обогащающих общечеловеческую сокровищницу мирового искусства.

История дворца и парка, расположенных вдоль древней Аврелианской дороги, уходит в глубь веков. Созданию пышного комплекса строений и садов в их нынешнем виде способствовал знаменитый русский меценат, князь Семен Абамелек-Лазарев, выходец из знатного грузинско-армянского рода, археолог-любитель, скупивший несколько старинных зданий и часть парка, образовавших затем единую территорию виллы. Князь Абамелек умер от сердечного приступа в Кисловодске в 1916 году и завещал свое имение Российской императорской академии изящных искусств "для последующего создания там Русской академии в Риме". Урожденная княжна Мария Демидова, вдова Абамелека, не сумела выполнить этого завещательного распоряжения мужа и предпочла удалиться в окрестности Флоренции, в свою другую итальянскую усадьбу. И только в 1944 году англо-американские союзники, освободившие Рим от немцев, впустили на пустовавшую виллу советских дипломатов. Это решение затем было утверждено в 1947 году декретом итальянского республиканского правительства, за подписью его министра юстиции Пальмиро Тольятти. С тех пор обширный парк с античными римскими скульптурами, этрусскими гробницами и амфорами, вместе с утопающими в зелени дворцами, наполненными коллекциями старинной живописи и редких гобеленов, стали "экстерриториальной собственностью иностранного государства", и немногие избранные римляне лишь изредка попадают туда, главным образом только на дипломатические приемы.

Десять лет назад была предпринята первая попытка "приоткрыть" ворота Виллы Абамелек, когда итальянское промышленное объединение "Финмекканика" финансировало публикацию художественного альбома, подготовленного Ольгой Адамишиной. И вот, как следующий шаг – издание научной монографии Карлы Беноччи. Ее книга уже переведена на русский язык и скоро будет представлена в Москве российским читателям, сообщил один из главных инициаторов этого проекта, посол России в Италии Николай Спасский.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie