logo

Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Алексей Букалов // ИТАР-ТАСС

Вечера Игоря Стравинского

Показал Римский оперный театр

"Вечера Игоря Стравинского", состоящие из одноактных балетов великого русского композитора, прошли в Римском оперном театре. Были показаны шедевры Стравинского "Петрушка" (оформление и костюмы Александра Бенуа в реконструкции Анны и Анатолия Нежных) и "Жар-птица" (художники Александр Головин и Леон Бакст). Хореография обоих балетов Михаила Фокина восстановлена Андрисом Лиепой. Спектакль осуществлен балетной труппой римской оперы под руководством выдающейся балерины Карлы Фраччи в содружестве с Латвийским национальным театром оперы и балета. В "Жар-птице" заглавную партию танцевала солистка балета Мариинского театра Ирма Ньорадзе, ученица великого Вахтанга Чебукиани. Музыкальный руководитель постановки – венгерский дирижер Золтан Пешко.

Показ двух прославленных балетов Стравинского стал заметным событием в культурной жизни итальянской столицы. Критика восторженно отметила изящное возвращение "русских сезонов" на римскую сцену. Ровно год назад в оперном театре прошли "Вечера Фокина и Нижинского", посвященные памяти двух выдающихся мастеров русского балета "серебряного века". В программу тех вечеров были включены балеты "Шехерезада" Николая Римского-Корсакова, "Игры" Клода Дебюсси и "Весна священная" Игоря Стравинского (в декорациях Николая Рериха). Они также были поставлены Фраччи, Лиепой и Пешко, бережно сохранившими стилистику и колорит парижских "русских сезонов" Сергея Дягилева. Печать отметила, что русский балет на протяжении столетий продолжает оставаться визитной карточкой российской культуры. Римский оперный театр видел на своей сцене и Рудольфа Нуриева (в его честь даже установлена мемориальная доска на здании Оперы), и спектакли Большого театра, и гастроли Кремлевского балета.

Творчество и жизненный путь Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971) множественными нитями связаны с Италией. В 1923 году он познакомился в Милане с Артуро Тосканини, который дирижировал его балетом "Петрушка" и оперой "Соловей" (по сказке Андерсена). Вскоре Стравинский заменил заболевшего Тосканини и сам стоял за дирижерским пультом в театре "Ла Скала". Тогда же Стравинский был приглашен на открытие королевской оперы в Рим. Он много раз выступал на итальянских сценах, в частности, в той же "Ла Скале" под его управлением с большим успехом шел балет "Поцелуй феи". Стравинский дружил с итальянскими музыкантами Бузони, Казеллой, Молинари, Риетти, Чекетти и другими, бывал в Генуе, Турине, Флоренции, но его любимым итальянским городом стала Венеция. Там он неоднократно принимал участие в музыкальных фестивалях, на одном из них (1951) прошла мировая премьера оперы Стравинского "Похождения повесы". В 1934 году он посвятил этому городу сочинения "Аве Мария" и "Итальянская сюита", а в 1956 году в Венеции состоялось первое исполнение "Священного песнопения" Стравинского под управлением автора. В 1929 году в городе на лагуне был похоронен близкий друг Стравинского знаменитый русский балетмейстер Сергей Дягилев. На могильном памятнике Дягилеву выбиты слова: "Венеция – постоянная вдохновительница наших успокоений". Спустя много лет судьба вновь, на сей раз навсегда, соединила друзей у красной кладбищенской стены.

Известный артист и хореограф Андрис Лиепа, президент Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы, находившийся здесь в связи с премьерой, передал от имени своей семьи старинную русскую икону в дар сооружаемому в Риме православному храму Святой Великомученицы Екатерины.

Статьи по теме

Партнеры