Валерий Мошев и понимание русских как разделенного народа
Портал RUSSKIE.ORG начинает публикацию материалов чтений «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению», посвященных памяти писателя, поэта, публициста, общественного деятеля, долгие годы бессменного шеф-редактора нашего информационного ресурса Валерия Ивановича Мошева (22.01.1960 - 02.10.2014), трагически ушедшего из жизни 10 лет назад. Предлагаем вашему вниманию текст выступления директора Института Русского зарубежья Пантелеева Сергея Юрьевича.
Десять лет назад Валерий Иванович трагически ушел из жизни. Я очень хорошо помню этот день. Мы тогда проводили мероприятие в Хабаровске, занимаясь информационной поддержкой программы переселения соотечественников. Сели в самолет лететь обратно в Москву, во время взлета я получил сообщение от Елены Борисовны Ефимовой, жены Валерия Ивановича, с коротким сообщением «Сережа, Валера умер». И после этого пропала связь. С тех пор я живу под этим впечатлением, потому что никаких подробностей у меня не было, я в течение восьмичасового перелета из Хабаровска в Москву не понимал, что произошло. При этом вся широта России, над которой я летел тогда с этой мыслью, вот с этой страшной мыслью, она, полностью соответствовала масштабу человека, который ушёл… Для Мошева, конечно, вопросы репатриации, «русский вопрос» были в жизни основополагающими. За эти десять лет, которые прошли с момента ухода Валерия Ивановича, конечно, в положении русских и в России, и за рубежом очень многое изменилось. Где-то появилась надежда, где-то появились еще большие вопросы. На наших чтениях присутствуют друзья и коллеги, которые с Валерием Ивановичем работали лично, есть те, кто занимается профессионально «русским вопросом», вопросом о разделенном состоянии русского народа, те, кто, наверное, на личной судьбе, в силу самых разных обстоятельств, вполне мог быть героем статей, публикаций и книг Валерия Ивановича.
Среди нас есть киевляне, которые стали ополченцами в 2014 году, и люди, которые переселились в Россию из стран своего проживания для того, чтобы сохранить свою русскость. Есть люди, которые просто русские душой, и понимают, что только в России русский человек может оставаться русским. Это было убеждение Валерия Ивановича. Очень важно, что Приднестровье с нами. Я очень рад, что присутствуют также друзья из академического, университетского, научного сообщества, потому что я абсолютно убежден в том, что работы Валерия Ивановича, его книги, написанные в очень интересном жанре, статьи – они должны входить и в научный оборот. Многие идеи по положению зарубежных соотечественников, по отношениям России и Запада, по переселению и репатриации, которые в своё время Валерий Иванович высказывал, за которые боролся, либо уже реализовались, либо продолжают сохранять свою актуальность, стали еще более острыми. В то время, когда мы начинали, создавали портал RUSSKIE.ORG, Институт Русского зарубежья в 2005 году, всё это казалось многим достаточно дискуссионным.
Поэтому сегодня мы хотели бы в этом нашем кругу обсудить три момента, связанные с проблематикой русских как разделенного народа. Это, во-первых, концептуальное развитие проблемы разделенного русского народа. Второе – то, как преодоление разделенного состояния реализуется на практике. И третье – это вопрос, связанный, собственно говоря, с использованием творческого наследия Валерия Ивановича Мошева, как мы это можем использовать, как мы можем сделать его имя известным. Так, чтобы не только на портале RUSSKIE.ORG висел портрет Валерия Ивановича, но и многие идеи, которые были высказаны ранее, которые уже воплотились где-то на практике, связывались с именем Валерия Ивановича в том числе.
Я помню, как мы в году 2004 набрасывали схемы создания организации и портала. Всё это живет, развивается. Круг друзей и партнёров расширяется постоянно, и я хочу, чтобы мы помнили Валерия Ивановича. Ведь только мы это знание можем дальше нести, его развивать и воплощать какие-то новые проекты.
***
Сила России в том, что мы – огромная континентальная цивилизация, которая является одной из наиболее крупных в истории человечества. Как бы там кто-то не хотел Россию и русских вычеркнуть из истории – это в принципе невозможно. Сегодня мы собрались, чтобы обозначить видение самой проблематики, которой Валерий Иванович занимался всю жизнь, и как человек, с точки зрения судьбы, и как публицист, писатель, журналист, эксперт по этому вопросу.
Я родился на Донбассе, семья для меня лично была абсолютно русская: мама украинка, папа – русский родом из Белоруссии. Украину я тогда воспринимал как малую родину, как и Донбасс, Луганщину. Я помню первый раз, когда я приезжал в Россию, в РСФСР, в подростковом возрасте. Это было для меня как приобщение к чему-то абсолютно родному, глубинному. Само слово Россия – это вот Родина, настоящая. Советский Союз и Россия – это было фактически одно и то же. А потом случился развал всего этого, и мы вдруг оказались за границей Родины.
Помню, как в 1992 году я, пытаясь поступить в российский региональный вуз, вдруг услышал, что я «украинец»... Услышал это от российского «чиновника» от образования на основании последнего места прописки в Луганской обл. Украинской ССР. Через это всё так или иначе люди, которые родились за пределами Российской Федерации, проходили. А потом, в том же 1992 году я, сын шахтера, поступил на бюджетное место в Московский государственный университет, за что буду всегда благодарен все еще продолжавшей работать советской образовательной системе, родному университету и России. Среди моих университетских учителей на истфаке были люди, которые, по сути дела, могут считаться авторами постановки «русского вопроса» как научной проблемы. Это, прежде всего, Александр Сергеевич Барсенков и Александр Иванович Вдовин. Где-то начиная с 1993 г. у нас на истфаке стали появляться научные работы, стали выходить сборники статей по это теме. Так получилось, что я начал специализироваться на этой проблематике, интересоваться проблемой разделенного русского народа как научной, экспертной проблемой, которая, конечно, связана с особенностями ленинской национальной политики и государственного устройства СССР, предопределившими катастрофические последствия распада единого государства в 1991 г.
При этом в девяностые годы в социально-политическом пространстве русская тема находилась в абсолютно маргинальном измерении. Тогда преимущественно говорили о «русском фашизме», о «новых русских», о «русской мафии» и так далее. Тема мифического «русского фашизма» использовалась как средство для очернения политических оппонентов. Эту тему разыгрывали, соответственно, и в отношении к соотечественникам. В девяностые годы тема зарубежных русских являлась в лучшем случае неким политическим капиталом, к которому различные политические силы, преимущественно оппозиционные властям, прибегали для того, чтобы поиграть в политику в своих интересах. В реальности работа по этому направлению была абсолютно провальна.
Только с приходом к власти Владимира Владимировича Путина ситуация стала меняться. Помню, как Путин среди первых своих поездок отправился в Казахстан и встретился с представителями русской общины Казахстана. Такого вообще раньше не было никогда. Далее в 2001 г. проходит I Всемирный конгресс соотечественников, на котором В.В. Путин впервые говорит о Русском мире, который выходит за границы русского этноса, за границы нынешней Российской Федерации. В 2007 г. в интервью журналу «Тайм» Путин фактически впервые назвал русских разделенным народом. Помню, как Валерий Иванович в своей статье это отметил. Когда мы говорили о русских как о разделенном народе, к нам относились как к каким-то непонятным радикалам. Но вот Владимира Путина в 2007 г. американский журналист спросил, что он имел в виду, когда назвал распад СССР «великой геополитической катастрофой». И Президент России тогда ответил, что это действительно трагедия, так как двадцать пять миллионов русских людей оказались за границами Российской Федерации, были разорваны семьи, люди оказались вообще без помощи, на обочине жизни. Это разве не катастрофа? Конечно, катастрофа. Но наша либеральная пресса все равно продолжала на эту тему закрывать глаза. И только в 2014 году после знаменитой «Крымской речи» ситуация начала меняться. В итоге мы сегодня пришли к тому, что помощь соотечественникам в сохранении их этнокультурной идентичности зафиксирована в Конституции Российской Федерации. У нас русские, наконец-то, пусть и со ссылкой на русский язык, в Конституции обозначены в качестве государствообразующего народа. А Русский мир как культурно-цивилизационный феномен упоминается в новой Концепции внешней политики России. Мы видим сложные и противоречивые, но последовательные шаги, направленные на то, чтобы так или иначе преодолеть разделенное состояние русского народа.
Помню, как я дискутировал в феврале 2022 года по этой части с точки зрения восприятия СВО. Абсолютно убежден, что этот момент здесь тоже присутствует, пусть и в очень противоречивом измерении. В свое время велись споры по поводу ирреденты. Есть теория, а есть живая жизнь, которая сама, не используя слово «ирредента», просто делает так, чтобы восстановить разорванные связи. Иногда приходится это делать через ведение боевых действия. Именно по этой причине среди нас есть и те, кто с 2014-го года воюет на Донбассе. Валерий Иванович в свое время говорил о том (и я абсолютно с ним соглашался) что на Украине сознательно из русских делают нерусских. Это происходило не только на Украине, но и в других государствах, в Прибалтике, которую он вообще блестяще знал. Думаю, сейчас мы видим начало обратного процесса.
Нам необходимо и дальше развивать русскую проблематику именно как русскую, причем, избегая неких кренов в сторону этнического национализма, который является губительным для России. При этом понимая, что русский народ является основой русской цивилизации, основой России, наш великий народ должен испытывать чувство социальной солидарности, которое, к сожалению, в советский период и в девяностые годы, было ослаблено. Валерий Иванович был среди тех, кто об этом говорил, очень громко и очень ярко. И во многом то, что мы сегодня собрались, это тоже его заслуга, он продолжает нам помогать и нас направлять на то, чтобы мы вместе делали одно большое русское дело.
Сегодня, по сравнению с поздней перестройкой и началом девяностых, Россия и русское общество совершили очень большой шаг в сторону возвращения к своему русскому самосознанию, к возвращению к себе. Но это все очень противоречиво и связано с большими издержками. На Украине фактически идет гражданская война внутри большого разделенного русского народа. Наверное, это тоже объяснимо– за прошлые ошибки приходится расплачиваться порой страшной ценой.
Но только мы, русские люди, которые борются за свою русскость, в том числе часто внутри собственной системы, только общие усилия могут привезти нас к большему единству и преодолению разделенного состояния. Надеюсь, этому будет содействовать и традиция, которую мы сегодня совместно закладываем, по проведению чтений, посвященных памяти и развитию творческого наследия Валерия Ивановича Мошева.
Сергей Пантелеев, 2 октября 2024 г.