logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Феликс Станевский,заведующий отделом КавказаИнститута стран СНГ

Баланс сил и конфликт интересов

После распада СССР для стран Закавказья появились новые мощные полюсы притяжения – США, Турция, НАТО, Евросоюз

Несметное число факторов определяют развитие обстановки в Закавказье. Нестабильность в регионе – непреложный факт. После распада СССР для стран Закавказья появились новые мощные полюсы притяжения – США, Турция, НАТО, Евросоюз. Очевидна в целом профилирующая тенденция к укреплению позиций Соединённых Штатов. Однако США до сих пор не сумели показать, что их появление в регионе сопровождается стабилизацией и улучшением условий жизни населения. Более того, складывается противоположное впечатление.

Ставка США на демократизацию стран региона по своим образцам грешит противоречивостью, недоучётом региональной специфики. Яркий пример дает американская проповедь свободы совести, которая уже привела к распространению сектантства на Южном Кавказе, проникновению сект даже в мусульманский Азербайджан. Это ослабляет традиционные конфессии, а вместе с тем подрывает основы становления новых государств, поскольку традиционное христианство и сотрудничающий с властью ислам представляют собой редкий для региона фактор, цементирующий общество.

Сложный комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, определяющий баланс сил на Кавказе, неизбежно нарушается в результате всё более массированного проникновения в регион посторонних ему сил. Закавказье привлекает Соединенные Штаты и географическим положением, т.е. с геополитической точки зрения, и как мост для транспортировки центральноазиатских и каспийских природных ресурсов, в первую очередь углеводородных.

Азербайджан как нефтедобывающая страна и Грузия как страна нефтяного транзита становятся объектом столь пристального внимания администрации США, что стирается грань между вниманием и давлением. Это касается весьма существенной темы – предстоящей смены власти в Азербайджане и Грузии. Большой вопрос, насколько для США приемлема та замена, которую готовит себе Гейдар Алиев. Самое главное – какие шаги могут предпринять США, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для себя вариант.

В Грузии американская администрация, вряд ли удовлетворённая способностью Эдуарда Шеварднадзе решать внутренние проблемы, похоже, после некоторых колебаний решила утихомирить правую, проамерикански настроенную оппозицию президенту. Вашингтонская ставка на Э.Шеварднадзе остаётся центральной. Но до 2005 года, когда нынешний президент должен будет покинуть свой пост, остается немного времени. Кого в США захотят видеть его преемником, учитывая, что Грузия – ключевая для них страна на Южном Кавказе, где, однако, весьма трудно удержать власть? С американской стороны уже делались заявления насчёт помощи официальному Тбилиси в проведении выборов. А что предпримет Россия? Ничего, как в 2000 году? Как в предвыборную пору будет выглядеть треугольник США – Грузия – Россия?

Эти же вопросы возникают и применительно к Турции. При всех внешне весьма доброжелательных отношениях между нынешним руководством Азербайджана и властями Турции проблемы между ними были и остаются. Все началось с поддержки Турцией Абульфаза Эльчи-бея при некоторой подозрительности к Гейдару Алиеву. Ныне очевидно недовольство Анкары укрепляющимися связями Азербайджана и России, среди прочего, фактом российско-азербайджанского соглашения по Габалинской РЛС.

Конфликт интересов между Турцией и Азербайджаном заметен в первую очередь в том, что касается отношений с Россией. Но существенны и возможности Турции воздействовать на развитие обстановки в Азербайджане. Они могут возрасти в случае отхода Г.Алиева от руководства страной. Предпосылки были созданы в предшествующий, период, когда Турция де-факто получила доступ к контролю над азербайджанскими вооруженными силами.

Трудно просматриваются возможности Ирана в Азербайджане. Но то, что они есть, не вызывает сомнения. Тегеран активно использует иранских азербайджанцев в дипломатии на Южном Кавказе. Тем более логично ожидать их использования по другим направлениям – по линии спецслужб, общественных и религиозных связей. Любого рода нестабильность в стране откроет новые люки, через которые туда устремятся носители как иранских, так и турецких интересов, силы, представляющие экстремистские тенденции ислама, способные шире раскачать противоречия сегодняшнего Азербайджана.

Несколько устойчивее выглядит перспектива внутреннего развития Армении. Оппозиция президенту Роберту Кочаряну раздроблена. При всей своей в целом довольно ограниченной популярности он пока имеет наибольшие шансы выиграть предстоящие через год президентские выборы. Очевидна активизация США на армянском направлении, интенсивная работа Вашингтона с официальным Ереваном, в том числе через влиятельную армянскую диаспору в Соединённых Штатах. Вопрос во многом в том, сумеют ли американские политики и дипломаты убедить армянских руководителей, что именно США способны гарантировать безопасность Армении перед лицом Турции. Это лукавство: ни США, ни НАТО не создали особых гарантий безопасности для Греции, и именно Турция – центральная американская опора в регионе.

Что означает внедрение в Закавказье нерегиональных государств, более всего иллюстрирует быстрое сближение Грузии, в том числе военное, с Турцией и Соединёнными Штатами. В целом политика Э.Шеварднадзе, публично назвавшего Грузию северной частью ареала Турции и НАТО, стала одним из серьёзных дестабилизирующих факторов на Южном Кавказе. По сути, Грузия при нынешнем руководстве подталкивает и Азербайджан, и Армению в сторону от России.

Грузинскому лидеру принадлежит также гипотеза отдельного от РФ южнокавказского пространства, смыкающего воедино для США и Турции Закавказье и Центральную Азию. В таком контексте становится понятной линия грузинского руководства на сотрудничество с полевыми командирами из Чечни. Если Россия не сумеет воздействовать на Грузию так, чтобы она вернулась к дружественной политике в отношении РФ, то становится проблематичным успех любых наших усилий по укреплению связей не только с Азербайджаном, но и с Арменией.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie