logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая Отечественная
История

Артем Федоров

9 апреля 2025 года исполняется 80 лет со дня взятия Кёнигсберга

9 апреля 2025 года исполняется 80 лет со дня взятия Кёнигсберга. В этот день хочется вспомнить не только громкие победы, но и личные судьбы таких людей, как наш прадедушка – Туренко Михаил Григорьевич (21.04.1911 – 25.01.1999 г. Константиновка Украинской ССР), участвовавший в Восточно-Прусской операции и отмеченный медалью «За взятие Кёнигсберга». 

По его воспоминаниям, после ожесточённых боёв город лежал в руинах. По улицам лежали груды кирпича, железа, мебели и другого хлама. Уцелевших зданий почти не было. 

5452043563446694308.jpg


 С началом Великой Отечественной войны Михаил Григорьевич был назначен заместителем командира батальона 86-го отдельного полка связи. За время службы прошёл тяжелейшие бои на Сталинградском и 3-м Белорусском фронтах, выполняя обязанности офицера связи и обеспечивая бесперебойную работу линий связи армии. Войну на Западном фронте завершил в звании капитана, отличившись в ходе взятия Кёнигсберга в апреле 1945 года. 

После победы над Германией Михаил Григорьевич вместе с другими бойцами был переброшен на Дальний Восток, где в составе Забайкальского фронта принимал участие в Хингано-Мукденской наступательной операции против японских войск. Тяжёлая служба была отмечена высокими государственными наградами: орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Японией».

5452043563446694304.jpg

Особым образом в его памяти отпечатались события Сталинградской битвы. По его рассказам, штаб 57-й армии, в которой он тогда служил, находился в вырытой на берегу Волги штольне. Офицеры связи днём и ночью принимали звонки «кремлёвской» линии. Особенно тяжёлым испытанием для Михаила Григорьевича стало переплывать Волгу под пулемётным огнём. В те минуты жизнь была на волоске — а сам он потом не уставал повторять, что выжил чудом.

Воспоминания о войне: Сталинградская битва


«Во второй половине июля 1942 года в состав Сталинградского фронта была включена 57-ая армия, которая развернулась и заняла оборону на южных подступах к городу. К стенам Сталинграда подходил сильный враг, оснащённый превосходной военной техникой. Под мощными ударами противника наши части, оказывая ожесточённое сопротивление, медленно отходили к Сталинграду. Перед войсками фронта была поставлена задача: не допустить чтобы фашисты захватили Сталинград и разбить врага на подступах к городу.

Противник был остановлен и понёс большие потери. За нашими спинами лежали последние метры волжской земли. Штаб 57-ой армии был размещён в самом Сталинграде. В штольне, вырытой на берегу Волги, находилась наша оперативная группа и узел связи. Отсюда, с кручи отлично просматривалась Волга и заволжская сторона, на которой грузились наши полки на пароходы и баржи. Туда через наши головы летели снаряды фашистов.

photo_5452043563446694303_x.jpg

Резко загудел зуммер полевого телефона. Я, дежурный офицер связи штаба 57-ой армии понял, что это звонок «кремлёвский». Вызывали командующего генерала Толбухина Ф.И. Я с трудом сдерживал обрушившееся на меня волнение, но всё же отвечал спокойно. Командующий армии докладывал Верховному Главнокомандующему по телефону об итогах дня, оперативной обстановке на участке обороны. Выслушав доклад, Верховный требовал принять меры для ликвидации прорвавшейся группировке немцев к Волге. Наши связисты сразу же передали приказ по частям. Докладывая о тяжёлом положении обороняющихся частей, просили подкрепления. Такое содержание донесений передавалось непрерывно в зависимости от обстановки на фронте в Генеральный штаб по оперативным вопросам и в штаб фронта.

Семейные трудности военного времени

photo_5452043563446694299_x.jpg

  Война развела его и супругу, Коробко Любовь Ивановну, почти на четыре долгих года. Михаил Григорьевич не знал, что с женой и отправлял продовольственные аттестаты в детский дом, надеясь таким образом помочь семье, если она попадёт в беду. Любовь Ивановна находилась в эвакуации в Узбекистане, служила начальником госпиталя и закончила войну в г. Джизак в звании капитана. Её выпускной из Донецкого медицинского института должен был состояться 22 июня 1941 года, но началась война. После её окончания из всего выпуска выжили только два человека — все остальные погибли на фронтах. На встрече выпускников, которая состоялась спустя двадцать лет, люди бросали цветы под ноги оставшимся в живых врачам. Моя прабабушка не смогла сдержать слёз...

Отвага и самоотверженность простых советских людей помогли защитить Родину и приблизить тот день, когда над страной вновь взошло мирное небо. Пусть память о них живёт и всегда служит примером стойкости и любви к Отечеству для всех последующих поколений.

5452043563446694306.jpg5452043563446694305.jpgАвторы: Николай Федоров, Артем Федоров

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie