Белая Русь в сетях «польщинизации»
"Тихой сапой"
В последнее время в словарь российских политиков, в том числе и самого высокого ранга, довольно прочно вошло словосочетание «мягкая сила». Понятие это, конечно, не новое, но из уст российских государственных деятелей ранее оно не звучало.
Ну а что такое эта самая « мягкая сила»? Обычно предполагается, что это действия, направленные на формирование положительного образа той страны, которая эту политику проводит. Но все же это не главная, а вспомогательная цель. Представляется, что «мягкая сила» – это не просто воспевание дружбы и добрососедства, а достижение конкретных геополитических целей и решение стратегических задач незаметно для противника, что называется « тихой сапой».
Именно таким образом действует в отношении Белоруссии главный геополитический соперник России в белорусском регионе – Польша. Еще в феврале 1994 года в соответствии с решением Министерства иностранных дел Польши в Белоруссии было открыто специальное «мягкосильное» учреждение – Польский Институт в Минске. Конечно, нынешний директор этого культурно-просветительского заведения Урсула Дарашевска никогда ничего подобного не признает, но так на то она и «тихая сапа».
Официально же все звучит вполне благопристойно: «Целью деятельности Польского Института в Минске является распространение достижений польской культуры и научной жизни, расширение знаний о польской культуре среди белорусов, а также развитие контактов, обмен опытом и поддержка диалога между польскими и белорусскими представителями науки, литературы, искусства, кино, театра и музыки».
И надо признать, что за почти два десятилетия своего присутствия в Республике Беларусь Польский Институт в Минске достиг немалого. Он начинал свою деятельность в Белоруссии в то время, когда белорусское общество находилось в шоке от недавнего развала СССР, и, несмотря на тогдашнюю прозападно-националистическую власть (тогда во главе Республики Беларусь находился небезызвестный Станислав Шушкевич, затем поляк по национальности, милицейский генерал Мечислав Гриб), большинство белорусских граждан выступало за восстановление единства с Россией и придание русскому языку статуса государственного. Именно эти идеи лежали в основе предвыборной программы Александра Лукашенко и обеспечили ему триумфальную победу на президентских выборах в июле 1994 года.
Тогда казалось, что процесс восстановления в какой-то новой форме белорусско-российского государственного единства будет происходить достаточно быстро, ведь каких-то зримых препятствий этому не было. И действительно, по итогам майского 1995 года и ноябрьского 1996 года референдумов русский язык наравне с белорусским приобрел государственный статус. 2 апреля 1996 года было создано Сообщество, через год Союз Белоруссии и России, а январе 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства (подписан 8 декабря 1999 г.). На повестку дня встал вопрос об избрании союзного парламента и принятии Конституционного Акта.
Более того, Государственной Думой и Палатой представителей белорусского парламента в первом чтении был рассмотрен проект закона о выборах в парламент Союзного государства. При этом интеграционные ожидания в белорусском обществе были довольно высоки, и в выборах в союзный парламент собирались принимать участие не только пропрезидентские, но и оппозиционные политики.
Так, согласно опросу, проведенному в ноябре 2001 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (в настоящее время выдворен из Белоруссии и находится в Литве), «58 процентов лидеров общественного мнения и экспертов, представляющих примерно поровну государственные и негосударственные организации» выразили уверенность в том, что выборы в парламент Союзного государства состоятся, а 54 процента высказались за участие союзных выборах «демократической оппозиции» (http://afn.by/news/i/13738).
Но затем в союзных отношениях наступил ступор. По просьбе белорусской стороны проект закона о выборах в союзный парламент был положен под сукно, и наступила эпоха торговых, информационных и иных «мягких» войн между странами-субъектами Союзного государства. При этом из лексикона белорусских официальных лиц и государственных СМИ практически исчезли такие понятия, как «славянское единство, «белорусы и русские – единый народ», «союзная» или «братская Россия», а Российская Федерация в информационно-смысловом отношении была поставлена в разряд всего лишь государств-соседей, в один ряд со странами Евросоюзами и другими государствами дальнего зарубежья. Александр Лукашенко продолжал во время визитов в РФ говорить о братстве и единстве, позволяя себе такие обороты как «мы русские люди». Но это было позволено только ему. Государственные же СМИ и идеологи стали говорить исключительно о «суверенитете и независимости Республики Беларусь» и отдельности белорусов от русского народа.
И если кто-либо из госслужащих, следуя речам главы государства, вспоминал о национально-культурном единстве белорусов и русских, то он незамедлительно подвергался шельмованию в духе 1937 года со стороны прозападных антирусских и одновременно антипрезидентских СМИ, которые не просто осыпали проклятиями вольнодумца, но и требовали изгнать его с государственной службы. И что удивительно (но это только на первый взгляд), власть незамедлительно откликалась на подобные посылы.
В этом отношении показательна неприглядная история с витебским писателем А.Е.Геращенко, который, работая в администрации Октябрьского района Витебска, дал в январе 2010 г. интервью порталу «Материк». При этом выступал он не в качестве чиновника, а как писатель и общественный деятель (А.Е.Геращенко – руководитель Витебского общественного объединения «Русский дом») и касался в своем интервью исключительно вопросов культуры и самосознания, причем в русле высказываний А.Г.Лукашенко:
«В «Русском доме» много и белорусов, которые не забыли о том, что они природные русские люди. Мы принципиально представляем себя не в качестве диаспоры за рубежом, а как общественную организацию неотъемлемой части русского народа, оказавшегося разделённым с Великой Россией вследствие геополитических потрясений конца XX века. В этом отношении Белоруссия видится мне скорее ещё одним русским государством, нежели инонациональным образованием» («Материк», 28.01.2010 г.).
После выхода этой публикации крайне русофобская газета «Наша ніва» устроила буквально истерику, требуя расправы «над крамольником». Первым поспешил отозваться на «критическое выступление в печати» председатель Союза писателей Белоруссии Н.И.Чергинец, заявивший в феврале 2010 г. в интервью «Европейскому радио», что Геращенко не прав и что ему это даром не пройдет.
И угроза не оказалась пустой. За свою общерусскую позицию А.Е.Геращенко не только подвергся грубому давлению со стороны непосредственного начальства, но и прямым нападкам со стороны тогдашнего главы администрации президента РБ, а ныне министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея. Выступая 19 марта того же года на республиканском идеологическом семинаре, он заявил, что чиновникам с подобными взглядами не место на государственной службе.
Затем последовали протесты и выступления общественности в поддержку Андрея Геращенко, ходатайство по этому делу посла Российской Федерации в Республике Беларусь А.А.Сурикова, что возымело временное действие. А.Е.Геращенко с работы не уволили и в положенный срок продлили трудовой контракт (в РБ, как правило, это происходит ежегодно). Но опалы за «крамольные» мысли писателю избежать все-таки не удалось. Власти не простили вольнодумца и ровно через год, уже втихую не продлили ему контракт.
Здесь могут возразить, что «дело Геращенко» – это недоразумение и частный случай. Хотелось бы в это верить, но существующая действительность свидетельствует об ином. Приходится признавать, что в Республике Беларусь в сфере государственной идеологии между словами и делами существует разительное отличие.
Возьмем самый свежий пример. 19-23 июня в Минске проходил Всемирный конгресс русской прессы. Выступая перед его участниками, А.Г.Лукашенко назвал русский язык родным для белорусов, подтвердил их принадлежность к русским людям и Русскому миру:
«Хорошо помню, как на меня обрушился град обвинений наших местных радикалов-националистов за мои слова о том, что для белоруса русский язык не чужой, а родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов...
Я и сегодня твердо придерживаюсь такой же позиции. Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы».
И далее, обращаясь к слушателям: «Вообще-то стыдно не побывать в Беларуси человеку, который разговаривает на русском языке. Я очень надеюсь, что вам понравится этот кусочек земли, который, конечно же, для вас не может быть чужим, потому что мы все – русские люди, потому что мы обладаем одним уникальным единым качеством – мы разговариваем на одном языке».
Подобные высказывания белорусского президента можно было бы только приветствовать, если бы они соответствовали реально проводимой в Республике Беларусь национально-культурной политике. В действительности же дела в этой области обстоят совсем иным образом, и все разговоры о русском народе и Русском мире предназначены для русского уха и русскоговорящего потребителя за пределами Белоруссии.
Внутри же Республики Беларусь проводится государственная линия, направленная на окончательный отрыв Белоруссии от Русского мира и навязывание белорусскому обществу неприязненного отношения к русскому народу, России и общерусскому (восточнославянскому) единству. И этим неблаговидным делом занимаются не какие-то отщепенцы от оппозиции, а государственные ведомства – министерства культуры, образования, спорта и туризма, транспорта и коммуникаций при информационном обеспечении со стороны государственных СМИ.
И это не сгущение красок. Когда в январе 2012 года правительством была принята государственная программа «Замки Беларуси» (рассчитана на 2012 – 2018 гг.), представителями общественности неоднократно высказывались опасения, что замки-новоделы станут не столько туристскими объектами, сколько рассадниками «польщизны» и центрами распространения исторических измышлений, когда события прошлого будут преподноситься с точки зрения польских магнатов и мракобесов из католического ордена иезуитов, а не западнорусского (белорусского) народа. Так оно и случилось. Именно в этом направлении развивается программа «Замки Беларуси», за историко-культурное наполнение и идейное содержание которой отвечают министерство культуры РБ и министерство спорта и туризма РБ.
В ведомстве культуры «Замки Беларуси» находятся в непосредственном ведении уроженца Гродно и имеющего польское происхождение заместителя министра Черника Василия Мечиславовича, который к тому же представляет Республику Беларусь в белорусско-польской консультационной комиссии по вопросам историко-культурного наследия.
В свою очередь со стороны министерства спорта и туризма РБ «Замками Беларуси» занимается, отвечающий за вопросы туризма, заместитель министра Шульга Чеслав Казимирович, также имеющий польско-католические корни. И можно не сомневаться, что оба упомянутых заместителя министров находятся в поле зрения Польского института в Минске.
Как бы там ни было, но государственная программа «Замки Беларуси» не просто испытывает влияние, а выступает проводником идей «польщизны» и действует в русле принятой в 2006 году правительством Польши пресловутой программы строительства IV Речи Посполитой. Последняя предполагает, в частности, формирование на восточнославянских землях бывшей Речи Посполитой особого национально-культурного ландшафта (т.н. «Малой Польщизны») с пропольски (а, следовательно, антироссийски) настроенным населением.
Все это находит непосредственное отражение как в содержании экскурсионных программ, так и на страницах печати. В этом отношении показательно откровение одного из соисполнителей программы «Замки Беларуси», директора фонда «Страна замков» Александра Варикиша («Ежедневник», 20 мая 2013 г):
«Некоторые экскурсоводы рассказывают, в угоду российским туристам, как хорошо жилось нашим предкам в Российской империи, как вместе строили страну Советов и по одну сторону баррикад сражались с французами и немцами.
Но большая часть россиян с интересом слушает рассказы про Полоцкую державу, ВКЛ, Речь Посполитую, про наших шляхтичей, князей, королей, про бесчисленные войны с их предками, даже про геноцид, который они устроили в 17 веке, когда более половины литвинов пали жертвами российской агрессии. Я, как экскурсовод, открыто говорю своим группам о том, что наши народы очень далеки друг от друга, что столетиями мы враждовали» (www.rest.ej.by/competent/2013/05/20/).
Для большей туристской привлекательности и «романтизма» замки-новоделы с подачи министерства культуры РБ обрастают «старинными преданиями» польско-католического толка. Вот характерный пример. В нынешнем году 1 сентября в Быхове состоится День белорусской письменности (проводится ежегодно как национальный праздник с 1994 г. в противовес Дню славянской письменности и культуры), при этом центром торжеств станет новостройка быховского замка.
Когда-то давно, во второй половине XVII века, во время национально-освободительной войны Малой и Белой Руси против Речи Посполитой крепость Старый Быхов принадлежала подканцлеру (высокий государственный пост в ВКЛ) литовскому Казимиру Льву Сапеге и была одной из лучших «фортеций» Великого княжества Литовского с мощными оборонительными сооружениями и сильным гарнизоном, состоявшим из немецкой наемной пехоты и польской шляхты. Во время осады крепости погиб любимый народом, беспощадный к ляхам и справедливый к «простому русскому люду» наказной гетман Войска Запорожского Иван Золотаренко. Он пал от выстрела, подосланного иезуитами убийцы.
Об удалом казацком полковнике на Белой Руси и на Украине было сложено немало народных преданий, но министерство культуры РБ избрало для рассказа гостям Быхова не белорусскую, а польскую легенду. Вот как ее преподносит газета администрации президента РБ «Советская Белоруссия» (22 июня 2013 г.):
«В начале русско–польской войны 1654–1667 годов гетман Богдан Хмельницкий отправил на наши земли казацкое войско. Покоряя крепости и города, они оставляли за собой разоренные жилища, пожарища, пепелища. Одним из самых жестоких атаманов слыл Иван Золотаренко. В страхе перед ним целые города сдавались без боя. Но это не спасало жителей, Золотаренко не ведал жалости: давил, кромсал, сжигал. А самого ни сабля, ни пуля не брала, в миру его даже нарекли оборотнем. Но Быховский замок ему одолеть не удалось. Из мушкета с колокольни костела подстрелил Золотаренко органист Томаш – серебряная пуля угодила прямо в сердце атамана. Томаша подбили на убийство католические священники и иезуиты, пообещав бедняку безбедную жизнь и сан святого после упокоения. И серебряную пулю для оборотня сами же отлили из освященной и исписанной «нарочитыми заклинаниями» чаши».
В этом маленьком отрывке сосредоточена вся суть идеи, навязываемой белорусскому обществу: здесь и неприязнь к России, и к казакам, выступавшим против польских панов, и благоговение перед «бедным католиком», победившим злого православного казацкого «оборотня».
По сути, нынешний минский официоз в той давней войне встал на сторону жестоко угнетавших белорусский народ польских магнатов. А ведь если дело так дальше пойдет, то и концлагерь в Березе-Картузской (действовал в 1934–39 гг. в довоенной Польше), где подвергались мучениям тысячи борцов за свободу Западной Белоруссии, будет преподноситься как культурно-оздоровительное учреждение.
Итак, мы имеем довольно неприглядную картину. Под разговоры о Союзном государстве, интеграции, о славянском, а то и русском единстве в Республике Беларусь сплетена опутавшая всю республику мощная сеть «польщинизации» белорусского общества. При этом государственные ведомства действуют в одном ключе с таким дипломатическим учреждением, как Польский институт в Минске, который проводит постоянную проектную и партнерскую работу с белорусскими учреждениями культуры и образования.
Конечно, одному Польскому институт вряд ли было бы под силу сформировать влиятельное антиобщерусское и антироссийское лобби в культурно-образовательной и идеологической сферах Республики Беларусь. Но он и не одинок в своей «культурно-образовательной» работе.
В настоящее время помимо Польского института в Минске легальную гуманитарную деятельность в Белоруссии ведут 156 западных фондов и специальных программ, которые под разными вывесками работают с общественно активной частью белорусского населения с целью формирования у нее антироссийского и антирусского мировоззрения. За последние два десятка лет сети «польщинизации» довольно прочно оплели белорусское общество, и сможет ли оно вырваться из этих враждебных ему пут, зависит в немалой степени от понимания важности этой непростой проблемы в российских государственно-политических кругах.