Что после "социализма"?
На этот вопрос ответил полвека назад наш соотечественник Иван Ильин
Выдающийся русский мыслитель первой половины XX века Иван Ильин предвидел падение государственно-номенклатурного социализма. Обладая даром предвидения, он во многих своих научных трудах размышлял о будущем своей Родины и о путях ее обустройства. Отрывки из ряда его статей мы приводим на страницах нашей газеты. По мнению И.А.Ильина, "после большевиков Россию может спасти – или величайшая государственная дисциплинированность русского народа, или же национально-государственно-воспитывающая диктатура". И. А. Ильин считал, что Запад всегда боялся и не понимал Россию; что Россия – это загадочная, полуварварская "пустота", ее надо "евангелизировать" или обратить в католичество, "колонизировать"(буквально) и цивилизовать; в случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих западно-европейских целей и интриг; а впрочем – ее необходимо всячески ослаблять. Как? Вовлечением ее в невыгодный момент в разорительные для нее войны; недопущением ее к свободным морям; если возможно – то расчленением ее на мелкие государства; если возможно – то сокращением ее народонаселения; если возможно – то насаждением в ней революций и гражданских воин, а затем — внедрением в Россию международной "закулисы", упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западно-европейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляции ее, неустанным обличием ее мнимого "империализма", ее мнимой "реакционности", "некультурности" и "агрессивности". Главная задача наших современников, по мнению Ивана Ильина состоит в том, чтобы сократить период неизбежного хаоса, который разольется в России после коммунистического правления: "Одно можно сказать: искоренение лучших русских людей оставляло жизнь и свободу худшим; система страха, пресмыкательства, лжи, лести и насилия снижала систематически нравственный уровень и вызывала на поверхность душ древние осадки жестокости... Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения сможет только национальная диктатура, опирающаяся на верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадр трезвых и честных патриотов. Попытка же немедленно ввести "демократию" затянет это хаотическое кипение на непредвиденное время и будет стоить жизни огромному количеству людей, как виновных, так и невинных". Но "демократическая диктатура", пишет Ильин, может иметь еще одно значение, а именно: во главе становится единоличный диктатор, делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашептами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, - а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев. По мнению И.Ильина, "национальный диктатор должен будет: 1. сократить и остановить хаос; 2. немедленно начать качественный отбор людей; 3. наладить трудовой и производственный порядок; 4. если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей; 5. поставить Россию на ту дорогу, которая ведет к свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры". Касаясь вопроса немедленного перехода после утраты власти КПСС в России к демократической форме правления, великий русский мыслитель отмечал: "Как же могут люди, русские по любви и разумению, думать, что Россию выведет из этого хаоса власть, слабейшая по силе, наитруднейше организуемая, по русскому пространству, хаосу и деморализации совершенно лишенная в стране массового кадра – именно, власть демократическая?! Мы, со своей стороны, видим и предвидим обратное: если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании демократический строй. Ибо эта тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии, без которых возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность". В заключении хотелось бы привести отрывок из статьи, в котором автор раскрывает свое видение характера будущего гражданина России: "Страдания и унижения русского народа должны умудрить и очистить его, открыть ему новые земные горизонты и новые небесные высоты, пробудить его сердце и укрепить его волю. Весь наш душевный уклад должен быть обновлен: в этой трагедии должен завязаться и окрепнуть новый русский национальный характер, укорененный во Христе, сердечный и волевой, достойный и прямой, без изворотливо-лживой хитрости и с живым чувством духовного ранга. В русской душе должен быть преодолен раб; в ней должно начаться новое гражданственно-свободное правосознание".