День несостоявшейся соборности
и почему его отмечают в одном ГУК г. Москвы
День Украинской Соборности 22 января по сути своей это символ абсолютного разъединения двух славянских народов единой Руси. Отношение к нему – это заявка на своё личное место по одну из сторон баррикады, воздвигнутой непреклонными самостийниками австроукранского толка. Возможно, кто-то оказывается не «здесь», а «там» по причине своей неосведомленности, лености ума. Частному лицу можно простить. Но если такое лицо приставлено «сеять разумное, доброе, вечное», руководит учреждением, призванным просвещать, например, библиотекой? И не в каком-нибудь «Украинском Пьемонте», а в нашей (пока ещё нашей) Москве! Об этом поговорим.**
Посетители ГУК Москвы «Библиотека украинской литературы», участники её многочисленных культурных акций (к слову, молодёжь, в основном, граждане России), не видя в ряду архитекторов украинской соборности русских лиц, в очередной раз удостоверятся, что родина их предков, ныне суверенная Соборная Украина, «виборювала волю и здобула» свои 604 тыс. кв. км территории в войнах против злейших вековых врагов украинства – московской орды.
***
В истории Украины (в её реальных, на сегодняшний день государственных границах) можно насчитать несколько календарных дат и связанных с ними событий, которые в той или иной значимости явились судьбоносными в деле культурно-языкового и территориального единения людей, родственных по этническим признакам, сегодня именуемых украинцами (а совсем недавно, по историческим меркам, где малороссами, где русинами, где, чаще всего, просто русскими (руськими людьми). Такое единение принято называть Соборностью.
По значимости объединяемых территориальных массивов здесь выделяются два события:
1. Объединение в пределах Российской империи Левобережной и Правобережной Украины в результате II раздела Польши (Петербургская конвенция 12 января и Гродненский договор 11 июля 1793 года).
2. Воссоединение украинских земель, в результате военного похода РККА, начатого 17 сентября 1939 года в пределы Польши, уже разгромленной Вермахтом. 25 октября Народное Собрание Западной Украины во Львове приняло декларацию о вхождении Галиции и Волыни, других районов бывшей Польши к западу от р. Збруч в состав УССР.
Кроме того, значимыми событиями в процессе соборности украинских этнических земель, с вовлечением инородческих, являются приращения УССР частями Бессарабии и Буковины перед ВОВ и, после войны (26.06. 1945 г.), Подкарпатской Русью (Закарпатская область). Названные приращения правильней назвать актами соборности с некоторыми оговорками, поскольку население приращённых территорий признало себя украинцами задним числом, под полувековым идеологическим и административным давлением.
В том уникальная особенность Украинской Соборности, что этот процесс охватил и территории, никогда не бывшие так называемыми этническими украинскими, где звучала великорусская речь новых, своеобразных диалектов, хотя и с примесью малороссийских слов. В первые годы советской власти, при Ленине, к организованной большевиками Украинской ССР отошли Донбасс и вся Новороссия без каких-либо юридических оформлений и научно-исторических экспертиз, без референдумов. Процесс таковой сомнительной Соборности Украины условно завершился юридически незаконной передачей Крыма во дни 300-летия Переяславской Рады из состава РСФР в состав УССР. Потому «условно», что аппетит, как известно, приходит во время еды: мы видели и видим открытые рты весьма влиятельных «новых украинцев» в сторону Северного Кавказа, Воронежа, Белгорода и Курска, Средней Волги и даже «Зелёного клина»…
Все перечисленные акты соборности объединяет их реальность. То есть, происходили события, готовившие их; властные лица издавали соответствующие указы; присоединяемая территория входила в политическую, экономическую, культурную и прочие сферы того общего, частью которого она становилась. Притом, на длительный срок, исторически обозримый. Это была объективная реальность.
****
Когда УССР под названием Украина поменяла статус союзной республики на суверенную, у духовников-пасионариев «унитарной украинской нации» появилась возможность выбрать День Соборности, исходя из реального списка военных и дипломатических, иных усилий, работавших на Соборность и её осуществлявших. Вы полагаете, исходными датами для дальнейшего праздничного летоисчисления стали 12 января или 11 июля 1793 года? Может быть, 11 сентября-25 октября 1939 года? На худой конец, памятные решения 1940, 1945 и 1954 годов? Как бы ни так! Официальным Днём Соборности Украины назначено быть при печальной памяти президента Кучмы 22 января 1919 года. Что же произошло в тот день?
А ровным счётом ничего конкретного, один «пшик», названный исполнителями «пшика» Злукой (единением) между частями «всей Украины» - в неопределённом и несогласованном понятии каждого соавтора «Акта» в отдельности.
Прилагаемая здесь статья А.Ставицкого рассказывает об этом достаточно подробно и сочно. Пересказывать не стану. Замечу только, что в тот день привлекло киевлян на Соборную площадь редкое зрелище: представители якобы двух правительств будто бы двух стран – Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики – устроили скучное представление с оглашением Акта Соборности украинских земель. А ведь было ведомо, что одно из этих правительств поляки уже турнули не только из своего Львува, но вообще из Галиции; другое же, что на днепровских кручах присело по нужде от «медвежьей болезни», уже оседлало лошадей, приготовясь козакуваты куда глаза глядят, ибо Щорс да батько Боженко вот-вот появятся с большевиками в Мати городомъ Руськым (будет им мать»!). Что у этих правительств только и было территории, где верные им части квартировали. А поскольку неведомо, куда жупанники да стрильцы во все стороны разбегаются, то не было и приблизительного представления о границах этих дэржав, прости, Господи. Население же не ведало, под какой властью оно живёт. Но Акт прочли, надрывая голосовые связки, подписали и… И на том всё кончилось: «брат» киевский и «брат» львувский разъехались с той площади коротать поодиночке 20 лет – до осени 1939 года, готовясь гукати «Слава тобi, батько Сталiн!»
Так в чём же причина такого странного выбора «свидомого украинства», получившего «незалежность» точно обухом по голове? Чисто декларативную, не имевшую политических последствий акцию 22 января 1919 года из политкорректности можно поставить во внушительном соборно-украинском историческом ряду. Но разве что в самом конце, по её результатам. Однако «бесценная ценность» её для «свидомого украинства в том, что она является единственной, где отсутствует собственно русский и общероссийский фактор, как союзный украинству. Более того, подчёркивается враждебная позиция москалей, как белых, так и красных, приснопамятному «Акту злуки». И до него и после Украина прирастала военными и дипломатическими усилиями всего Государства Российского, чем были и империя и СССР. И собственно русский фактор играл в тех объединительных процессах, как и во всём, решающую роль.
Поэтому, с подчёркнутым вызовом выделив эту январскую, 19-го года, воздухоколебательную акцию, придав ей значимость государственного праздника, руководство новой Украины и волонтёры политического действа не только демонстрируют пренебрежение к общей истории, вершат преступление против истины и здравого смысла. Они бросают вызов памяти предков, пуще того – сегодняшней России, определяя тем самым её как опасное для себя геополитическое образование. Другими словами, День Украинской Соборности 22 января по сути своей это символ абсолютного разъединения двух славянских народов единой Руси. Отношение к нему – это заявка на своё личное место по одну из сторон баррикады, воздвигнутой непреклонными самостийниками австроукранского толка. Возможно, кто-то оказывается не «здесь», а «там» по причине своей неосведомленности, лености ума. Частному лицу можно простить. Но если такое лицо приставлено «сеять разумное, доброе, вечное», руководит учреждением, призванным просвещать, например, библиотекой? И не в каком-нибудь «Украинском Пьемонте», а в нашей (пока ещё нашей) Москве! Об этом поговорим.
*****
Записных недругов России можно понять. Но удивляет и настораживает позиция наших отечественных чиновников от культуры. За примером ходить далеко не надо. Вот здесь он, рядышком, в Центральном административном округе столицы суверенной России. Догадались? Всё то же Государственное учреждение культуры (ГУК) «Библиотека украинской литературы» (БУЛ), что процветает на деньги налогоплательщиков РФ. И пусть бы себе процветала на радость украиномовных читателей. Но место затёртого было оранжевого пятна три года тому назад, видимо, обладает некой энергией русофобской направленности. Я получил основание опасаться этого, зайдя на сайт БУЛ. В плане мероприятий на январь 2011 года 22 число жирно выделено: День соборности Украины. Открытие книжной выставки. Видеопрограмма «Украинская история на экране».
Год назад я принялся издалека объяснять директору БУЛ Н.Г. Шариной, в чём разница между практически исполняемыми актами соборности и актами соборности, как намерениями, остающимися на бумаге, как чернильными декларациями. То есть много дней раз за разом повторял то, что изложено здесь выше, но в более полном объёме и популярно. Ибо опытный администратор-библиотекарь Шарина, по-видимому, историю осилила лишь в объёме неполной средней школы, но и то, что запомнила на уроках, наверное, успела за давностью забыть. В истории Украины она, как мне кажется, невежда, а в истории украинской культуры – невежда полная. Мовы не знает, но уверяет, что понимает (есть тому пример в классике, но воздержусь…). Назначение её на этот пост в 2007 году, когда библиотека прогремела на всю страну протестными акциями вокруг избранных мероприятий наших славных украиников, можно объяснить лишь тем, что в России случаются назначения ну просто необъяснимые. Разговор же наш вокруг события вызван был убеждением Шариной в обязательности для БУЛ, как учреждения, где все, кроме неё, владеют мовой, отметить официально назначенный День украинской соборности. Моё возражение, мол, нам, независимым россиянам, указ президента Украины - не указ, было отвергнуто директорским выражением директорского лица.
Тогда я предложил иной вариант этого экзотического праздника, раз уж в Москве от него не отвертеться. А именно, – показать на стендах, в виде изображений главных исторических фигур, карт, литературных текстов и т. п., основные этапы украинской соборности во времени от 1667 года (Андрусовский мир) по год «Хрущёвского подарка», 1954. Задуманное использовал в статье «Особенности украинской соборности», что появилась на двух десятках сайтах; одну ссылку даю: http://rusmir.in.ua/ist/870-osobennosti-ukrainskoj-sobornosti.html
Н.Г.Шарина вначале согласилась. Но в урочный день, после, видимо, тайных совещаний с таинственными лицами неизвестного происхождения от Москвы до Уфы, без предупреждения, ударными темпами организовала в абонементском зале такую выставку, что, уверен по опыту, самые «свидомые» из заезжих и московских «свидомитов» остались полiтично задоволенi.
Такую позицию, на беду, всё чаще демонстрируют наши чиновники. В том числе околокультурные. Поставил себя на место Шариной и подумал: лишние хлопоты зарплаты не прибавят, а выдаваемая в БУЛ (повышенная, видимо, за вредность) позволит со вкусом и с тёплого поста уйти на пенсию. Поддержка начальства обеспечена, там не могут не думать так же – все мы русские, с некоторыми оговорками. Вызывать недовольство украинской общественности Москвы рискованно. Хлопцы в ОУР бойкие, жить ведь не дадут, если вместо 22 января, освящённого присутствием Петлюры, отметить день тезоименитства Екатерины Великой, которая устроила соборность левого и правого берегов Днепра без плясок в стиле Злуки. Нет, лучше договариваться. В конце концов, слова «патриотизм» и «космополитизм» в нынешние времена надо заменить одним, чтобы не прослыть маргиналами.
******
«Задоволенные» в 2010 останутся «задоволенными» и в текущем году. Ведь посетители ГУК Москвы «Библиотека украинской литературы», участники её многочисленных культурных акций (к слову, молодёжь, в основном, граждане России), не видя в ряду архитекторов украинской соборности русских лиц, в очередной раз удостоверятся, что родина их предков, ныне суверенная Соборная Украина, виборювала волю и здобула свои 604 тыс. кв. км территории в войнах против злейших вековых врагов украинства – московской орды.
Сергей Анатольевич Сокуров
Приложение
Андрей СТАВИЦКИЙ
Какой день следует считать в истории днём воссоединения Украины?
День Соборности или воссоединения Украины, который в стране стали отмечать с 1999-го года, относится к числу праздников, которые символизируют то, чего нет и основаны на исторических событиях сомнительного свойства, более напоминающих недоразумения.
Согласно официальной украинской истории день 22 января дважды памятный, поскольку в 1918-м году в этот день в помещении Киевского Дома учителя был подписан Четвертый универсал, украинской Центральной рады, по которому Украинская Народная Республика провозглашалась суверенным и независимым государством. А годом позже в 1919-м году в этот же день на Софиевской площади в Киеве был провозглашен Акт Соборности украинских земель.
В нём утверждалось следующее: «Отныне сливаются в одно веками отделенные друг от друга части Украины - Галичина, Буковина, Закарпатье и приднепровская Украина - в одну Большую Украину. Исполнились исконные мечты, для которых жили и за которые умирали лучшие сыны Украины. Отныне есть только одна независимая Украинская Народная Республика. Отныне украинский народ, освобожденный мощным порывом своих собственных сил, имеет возможность объединить все усилия своих сыновей для создания нераздельного независимого Украинского государства на добро и счастье украинского народа».
В связи с этим весьма интересно, что реально давал тогда Акт Соборности, как изменил жизнь страны и как был принят народом?
По поводу реакции населения современница тех событий историк Наталья Полонская-Василенко писала так: «Беспомощность руководства влияла на общее настроение. Украина, зажатая между двумя мощными силами - Антантой с юга и большевизмом с севера, - не имела сил для борьбы. Войско разбегалось, распространялись беспорядки. В таких условиях прошло почти незамеченным событие, имевшее большое идейное значение: праздник Соборности Украины. 22 января 1919 на Софиевской площади провозглашено воссоединение УНР и ЗУНР. Но под давлением неприятных событий праздник прошел сухо, тихо».
Что касается этого "свидетельства", уточним, что под Украиной Н. Полонская-Василенко подразумевала не всю страну и не народ Украины, а ту жалкую кучку национально "свідомих" проходимцев, которые, используя хаос и сумятицу революции и гражданской войны, попытались захватить власть в Киеве, образовав там самопровозглашённые Центральную Раду, а после поражения Германии Директорию. Правда их попытка распространить свою власть на как можно большую территорию, не делая ничего для того народа, именем которого они эту власть брали, оказалась абсолютно бесперспективной. Потому и реагировали на шумные мероприятия националистов люди "сухо" и "тихо".
Кроме того, надо напомнить, что Акту воссоединения предшествовал длительный процесс переговоров между "правительствами" УНР и ЗУНР, которые по сути територию нынешней Украины совсем не контролировали. Руководство Западно-Украинской народной республики к этому времени находилось в эмиграции, поскольку с территориии Западной Украины его уже выгнали поляки, а "правители" Директории, не получив поддержки народа и не имея возможности сопротивляться большевикам, быстро собирали чемоданы, чтобы бежать из Киева.
И что же реально этот Акт Соборности Украины провозглашал? Да собственно ничего из того, что можно было признать реальным:
- "в одно веками отделенные друг от друга части Украины" никак не сливались;
- "исконные мечты, для которых жили и за которые умирали лучшие сыны Украины" не исполнились, да и были ли они мечтами народа, очень спорно;
- "только одна независимая Украинская Народная Республика" не существовала, так как параллельно с Директорией на территории Украины тогда существовала Украинская республика Советов, и её войска в это время успешно наступали на Киев, почти не встречая со стороны Директории никакого сопротивления;
- "украинский народ, освобожденный мощным порывом своих собственных сил", не только не являлся по своему составу единым, но даже не был в курсе, что он украинский, а население в основном называло себя русскими, малороссами, хохлами, русинами, а о том, что они украинцы, им потом весьма доходчиво и основательно с помощью тотальной украинизации объяснят большевики;
- "независимого Украинского государства на добро и счастье украинского народа" в принципе не существовало ни в каком виде, а несла ли эта независимость добро и счастье, украинский народ не знает и сегодня.
Спрашивается: что же тогда ЭТО было? Отвечаем: обычная очередная украинская сделка, обильно приправленная демагогией, заключая которую оба украинских непризнанных "правительства" надеялись сложить силы для выживания, а на деле лишь увеличили число своих врагов, без какой-либо перспективы эти свои мечты и надежды воплотить. Они хотели объединиться, чтобы использовать друг друга, насколько это возможно, в своих интересах. Но по сути даже не смогли продлить общую агонию, потому что народ за ними не пошёл и проливать свою кровь за них не стал.
Так что если и воссоединилась Украина 22 января 1919-го года, то только в чьих-то умах. С другой стороны во многих умах она была единой и до этого.
И что тогда получается? Что делать? Неужели в истории Украины не было дня, который мы могли бы считать днём соборности и единения? Почему же нет? Такие даты есть. Даже две.
Первая дата отмечалась ранее всей Украиной 8 января - в день, когда в 1654-м году на Переяславской раде было провозглашено воссоединение двух частей русского народа. Вторая - день 17 сентября 1939 года, когда после поражения Польши в войне с Германией и бегства её правительства в Румынию, войска Красной армии вступили на территорию Западной Украины, которая затем по взаимному согласию, закреплённому в решениях избранного на всеобщих выборах Советов, была присоединена к УССР.
Почему же эти даты на Украине не считаются памятными, понятно. Они напоминают о том, что единство Украины в разные времена гарантировала Россия, которую нынешняя украинская власть ни другом, ни союзником не считает и естественно не хочет ей быть чем-то обязанной. Но к исторической правде желания нынешней украинской власти не имеют никакого отношения.
И потому, насколько это соответствует истине и в какой степени символично, читатель пусть судит сам.