Эстония стала крайней в европейской семье
За что не любят евро
Первая из бывших республик СССР, которая отказалась от рубля в пользу национальной валюты, Эстония первой вошла и в зону евро. Население уже успело заплатить первый налог на новые деньги.Эстония стала семнадцатой по счету страной, перешедшей на европейскую валюту. О своей готовности интегрироваться в зону евро она заявила еще в 2007 году. Однако высокие показатели инфляции долгое время не позволяли осуществить этот план. Но в марте 2009 года правительство Эстонии твердо решило перейти на евро не позже 1 января 2011 года. Осуществлению этих планов не помешал даже кризис: именно за последние два года были проведены структурные реформы, позволившие сократить дефицит бюджета и уменьшить рост цен. Так, по прогнозам ЦБ Эстонии, инфляция в 2010 году должна составить 2,4%. Дефицит бюджета в 2009 году был 1,7% от ВВП. В 2010 году, по предварительным расчетам, он составил 2,4% от ВВП. Таким образом, стране удалось добиться соответствия Маастрихтским критериям, необходимым, чтобы войти в зону евро.
Чиновники не нарадуются на новую валюту. По мнению президента страны Тоомаса Хендрика Ильвеса, «евро придаст экономике страны стабильности, упростит торговые отношения и покажет, что Эстония является надежным партнером и частью очень влиятельной экономической зоны». По словам же премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, зарубежные инвесторы теперь смогут игнорировать слухи о возможной девальвации эстонской кроны. Изъятые из обращения бумажные кроны Центробанк Эстонии спрессует и сожжет на электростанции. Как сказал председатель ЦБ Эстонии Херман Ван Ромпёй, национальная валюта хорошо послужила, но «божеством крону считать нельзя».
Поздравили эстонцев с переходом на евро и соседи по Прибалтике, которым этот путь еще только предстоит. Литва и Латвия надеются прорваться в еврозону к 2014 году. Борьба за это сейчас доходит буквально до абсурда. Министерство здравоохранения Латвии, например, во имя экономии высказывало идею ввести платную неотложную помощь. К счастью, под давлением профсоюзов до реализации не дошло.
За что не любят евро. Пока соседи Эстонии еще только мечтают попасть в зону евро, сами эстонцы успели в полную силу почувствовать, каково это – остаться без национальной валюты. «Лично для меня неудобства составляют две вещи: хаотичное скопление в кошельке евромонет (купюрами в кронах было проще и быстрее платить на кассе) и что в банкомате нельзя снять менее пяти евро, а в банкоматах некоторых банков – менее десяти). Все это напоминает негласный призыв платить карточкой», – пожаловался «Ф.» житель Таллина Сергей Демин.
Кроме неудобства от большого объема мелочи, эстонцы испытывают также и душевную травму от расставания с национальной валютой. «Мне очень нравились прежние эстонские купюры. В интернете несложно найти образцы, чтобы понять, о чем я говорю. Сбалансированный дизайн, ярко выраженная национальная идея (на купюрах изображены известные деятели культуры, жившие в разные времена на территории Эстонии), – рассказывает студент Дмитрий. – Наверное, нужно быть этническим эстонцем, чтобы в полной мере ответить на вопрос: каково ощущать потерю национальной валюты? Ведь своя валюта является таким же символом для суверенного государства, как свой флаг или гимн».
Однако если бы неудобства от евро были только «бытовыми» и эстетическими, их бы еще можно было пережить. К сожалению, переход на новые деньги сопровождается и коррекцией цен. Все, как обычно, – «округление в сторону повышения». И хотя правительство Эстонии клятвенно заверяло, что этого не произойдет, рядовые эстонцы повышение заметили. «Первой ударной волной по кошелькам пришлось повышение цен при конвертировании кроны в евро. Некоторые фирмы, видимо, забыли про данное ими обещание цен не поднимать и попросту округлили цены до математически эстетичной цифры, выраженной в евроцентах (10, 20, 50), что составляло, спешу напомнить, несколько эстонских крон», – негодует один из жителей Эстонии.
«В общественном транспорте подняли штраф: раньше он был 600 крон, а сейчас 40 евро, или 626 крон», – конкретизирует другой эстонец. Таких жалоб сейчас много. Так, ожесточенно судачат о новой валюте в просторах сети интернет. Например, один из посетителей форума возмущается, что правительству де-факто наплевать на то, что происходит в стране: «Почему никто не проверяет, что выросла стоимость общественных туалетов, парковки, изготовления ключей – множества бытовых мелочей, без которых в обычной жизни не обойтись!»
«Буквально на днях зашел на сайт любимого ресторанчика в городе. Увы, но цены на многие блюда увеличились на несколько десятков евроцентов не в пользу посетителя», – говорит Дмитрий. О росте цен, который происходит сейчас в стране, свидетельствует также статистика, собранная службой защиты прав потребителя Таллинского департамента предпринимательства. По ее данным, к примеру, если сравнить декабрьские и январские цены в стране, то окажется, что сметана выросла в цене на 43% (с 0,53 евро до 0,76), а килограмм яблок – на 28% (с 0,73 евро до 0,57).
Виноватых нет. Население в основном винит в новых бедах эстонских предпринимателей, «задравших» ценники в магазинах. Но у них свои проблемы из-за введения евро, и повышением цен они просто компенсируют свои затраты. Портал Delfi приводит слова члена Ассоциации малого и среднего бизнеса Эстонии Эдуарда Томсона: «Раньше мы меняли металлические эстонские кроны, и за обмен банк брал 5%. За весь прошлый год я наменял на 700 крон, сходив в банк всего один раз и заплатив за обмен 35 крон. Теперь мелочи стало гораздо больше: покупку, стоимость которой эквивалентна 50 кронам, покупатель оплачивает «евромедяками». Сдавать монеты в банк приходится чуть ли не каждый день. За один день я поменял евромелочи на 200 евро. Получается, что отдал банку 2 евро, то есть около 32 крон. За год набежит почти 6 тыс. крон».
Дисбаланс, который возник сейчас в Эстонии, можно было бы уравновесить соответствующим ценам ростом зарплат. Впрочем, председатель Центрального союза работодателей Эстонии Тармо Крийз, выступая в прямом эфире общенационального телевизионного канала ETV, сказал: «Я не верю, что общий рост зарплат начнется раньше 2012 года». Это же подтверждают и работодатели. К примеру, представители государственного почтового предприятия Eesti Post, которое урезало за пару лет зарплаты более чем 400 своим работникам, заявили, что, по крайней мере на 2011 год, планов по восстановлению размеров оплаты труда у них нет. Не легче и учащимся. Пару лет назад размер стипендии в эстонских вузах составлял 1000 крон (64 евро). «На данный момент стипендии выплачиваются в размере 56 евро в месяц (875 крон), и разговоров об их увеличении не было. Теперь надеемся, что хоть не уменьшат снова», – говорит один из студентов.
Пожалуй, один из немногих ощутимых для потребителей плюсов, который должен принести переход на евро, – это снижение ставок по кредитам. По словам начальника управления Бинбанка Михаила Гонопольского, в среднем в зоне евро ставки по кредитам для корпораций и граждан находятся в диапазоне 3–6%, при этом для частных лиц – ближе к верхней границе. При вступлении страны в зону евро ставки по кредитам обычно снижаются, поскольку стоимость заимствований для страны меньше.
Сомнительное удовольствие. Российские эксперты однозначно положительно оценить введение евро для Эстонии не смогли. Плюсы, конечно, есть. Это, например, политическая и экономическая поддержка со стороны других стран ЕС, снижение транзакционных издержек ведения бизнеса с европейскими партнерами, перечисляет Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал». Дальше начинается «сведение баланса». Так, после входа в зону единственной возможностью для эстонских бизнесменов конкурировать на внешних рынках является повышение эффективности производства и качества продукции, говорит Владимир Брагин.
Это, конечно, стимул для развития, но развиваться будут те, кто выживет. Кроме того, как утверждает Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал», опыт других стран (например, Греции), говорит о том, что, скорее всего, Эстония не сможет конкурировать с другими странами ЕС и просто потеряет часть своего экспорта.
«Для Эстонии вступление в зону евро – прежде всего, вопрос престижа. Некий индикатор доверия ведущих европейских стран к одной из самых маленьких экономик Евросоюза и сигнал потенциальным инвесторам, что макроэкономическая ситуация в Эстонии благоприятнее, чем в других балтийских государствах», – считает аналитик по банковскому сектору и макроэкономике ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. По словам начальника отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игоря Шибанова, со вступлением в зону евро у Эстонии действительно, как и анонсируют представители правительства, появится возможность привлечь больше инвесторов.
Впрочем, и минусов достаточно, признают эксперты. Переход на евро означает отказ страны от возможности влиять на курс национальной валюты, говорит Денис Барабанов. То есть в случае кризиса она не сможет смягчить удар по экономике через девальвацию. Кроме того, на бюджет Эстонии теперь тяжким бременем ляжет дополнительная нагрузка в виде обязательных взносов в стабилизационные программы зоны евро, добавляет Чекина. Председатель совета директоров «Арбат Капитала» Алексей Голубович также предполагает, что в связи с переходом на евро туризм в страну может сократиться как из Западной Европы и Скандинавии, так и из России.
Договор дороже денег. В самом ЕС тоже, возможно, не очень уж сильно радуются расширению еврозоны. «В какой-то степени Евросоюз стал заложником тех договоренностей, которые были достигнуты когда-то на волне активного расширения ЕС за счет стран бывшего советского блока. В те годы в этих странах наблюдался бурный экономический рост, сегодня же страны Прибалтики вряд ли прибавят стабильности еврозоне», – сомневается начальник отдела операций на валютных рынках Росевробанка Роман Фролов.
Уже обсуждался вопрос о возможном выходе из ЕС Греции и Португалии, есть проблемы у Испании и других «старых» европейских стран, добавляет он. Буквально на днях глава Банка Греции и член правления ЕЦБ Йоргос Провопулос призвал прекратить обсуждение возможной реструктуризации долга страны, который, по прогнозам Минфина Греции, должен в 2011 году вырасти до 350 млрд евро, или более 150% ВВП. «Я уверен, что даже разговоры о реструктуризации вредят Греции», – заявил недавно Провопулос в интервью афинской газете «Этнос». В такой ситуации не удивительно, что большинство глобальных инвесторов, опрошенных Bloomberg, считают, что в ближайшие пару лет еврозону покинет как минимум одно государство. И наступит дефолт по обязательствам Греции и Ирландии. «На этом фоне Эстония, Литва и особенно Латвия, конечно же, не добавят стабильности евро, и их вступление в зону европейской валюты может создать только новые дополнительные проблемы», – считает Фролов.
Впрочем, эксперты также полагают, что, хотя проблемы не исключены и в прибалтийских странах, небольшой размер их экономик сыграет им добрую службу – они никогда не станут непосильным грузом для ЕС. «ВВП Эстонии составляет порядка $20 млрд. Масштабы экономики Латвии похожие, поэтому явно данные государства нельзя сравнивать ни с Грецией, ни с Португалией ни тем более Испанией, где ВВП составляет сотни миллиардов долларов», – говорит начальник управления Бинбанка Михаил Гонопольский.