logo

Хлебные крошки

Статьи

Цветные революции
Политика

Андрей Сирнов

Гамбит по-молдавски

Незадолго до мартовских выборов власти Молдавии, как известно, пошли на существенное обострение отношений с Россией

Возникшие накануне парламентских выборов в Молдавии напряжения в российско-молдавских отношениях, к сожалению, стали очередным подтверждением слабости существующей конструкции СНГ. Это обусловлено, не в последнюю очередь, противоречиями между сохраняющимся стремлением народов бывших республик СССР к реинтеграции постсоветского пространства и интересами правящих элит, видящих в этом угрозу своим интересам.

Молдавия в этом смысле является довольно любопытным и даже парадоксальным примером. Избранный в свое время на волне пророссийских настроений президентом страны, коммунист Владимир Воронин, тем не менее, довольно скоро забыл обещания сделать русский язык государственным, провозгласил своей стратегической целью интеграцию в Евросоюз и стал с явно большим вниманием прислушиваться к мнению своих европейских партнеров, нежели России.

Отношения Кишинева и Москвы стали обостряться в первую очередь вокруг приднестровской проблемы. В 2003 году президент Воронин отказался подписывать предложенный Россией план приднестровского урегулирования, предусматривавший создание федерации Молдавии и Приднестровья и придание размещенному на территории последнего российскому военному контингенту миротворческого статуса. При этом Совет Европы выразил свою безоговорочную поддержку и одобрение решения молдавского президента.

Молдавское руководство стало все более прохладно воспринимать исходящие из Москвы интеграционные инициативы, в частности, в отношении формирования Единого экономического пространства и укрепления институтов коллективной безопасности. Зато принялось настойчиво развивать и укреплять разносторонние связи с Западом, в т.ч. по линии ЕЭС и НАТО. После победы в Грузии и Украине "розово-оранжевых" революций в Кишиневе проявили заинтересованность в укреплении партнерства с этими странами в рамках структур, не включающих Россию, в частности, ГУУАМ.

Незадолго до мартовских выборов власти Молдавии, как известно, пошли на существенное обострение отношений с Россией, арестовав и депортировав из страны группу российских граждан, обвиненных в нарушении паспортного режима, попытках вмешательства в предвыборную кампанию и даже отмывании денег. Президент Воронин также провел неожиданные блиц-встречи с новоизбранным президентом Украины Виктором Ющенко и президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

Причем эти встречи носили явно антироссийский подтекст, о чем свидетельствуют публичные высказывания в Кишиневе того же приехавшего "поддерживать демократию в Молдавии" Саакашвили. Бывший лидер "розовой революции" картинно выразил возмущение "вмешательством определенных сил" в избирательную кампанию в Молдавии. По его словам, он был "… возмущен до глубины души тем шантажом и угрозами, которые раздаются в эти дни в адрес Молдавии". Саакашвили также прозрачно намекнул, что "Люди, которые вмешиваются в избирательную кампанию в Молдавии, уже сломали себе шею на Украине, в Грузии, в других местах. Я не понимаю, сколько раз они могут ломать себе шею". Примечательно и то, что к разжиганию антироссийской истерии в Молдавии накануне выборов весьма благожелательно отнеслись в Вашингтоне и Брюсселе.

Сам же президент Воронин, ободренный поддержкой своих "друзей", незадолго до выборов поднял вопрос о грядущем "изменении формата экономических отношений" с Россией и поэтапной переориентации на преимущественное развитие экономического сотрудничества с Евросоюзом. "Мы доказали, что самостоятельно можем подняться с колен", – заявил Воронин. Тем самым, молдавское руководство, похоже, решило публично разыграть своеобразный политический гамбит, пожертвовав "малоперспективными" отношениями с Россией в расчете на будущие щедрые дивиденды от дружбы с Западом.

Однако, такой ход несет в себя и немалый риск. Москва уже ясно дала понять, что полная ориентация Молдавии на Евросоюз, активные попытки возродить вместе с Грузией, Украиной и Азербайджаном почти забытый формат ГУУАМ, да еще и на явно направленной против России основе, приведут к не слишком приятным последствиям для молдавской экономики. Прежде всего, это выразится в ее приведении в соответствие с существующими геополитическими реалиями.

Это, конечно, не означает никаких санкций или экономической блокады со стороны России. Сегодня Россия занимает первое место по объемам инвестиций в молдавскую экономику (24,9% всех зарубежных капиталовложений). Однако, столь стремящейся в Европу Молдавии, придется покупать российский газ уже по европейским ценам. При этом ей вряд ли хватит обещанных Евросоюзом на это 40 млн. долларов.

Кроме того, Кишиневу придется, возможно, забыть о льготных ценах на поступающее на российский рынок молдавское вино. При этом молдавские производители вина уже вряд ли выдержат в России конкуренцию с французскими, испанскими или итальянскими виноделами, активно осваивающими рынок России. Но самый болезненный удар может ожидать многочисленных молдавских "гастарбайтеров", для которых введут въездные визы. А ведь на сегодня каждый четвертый молдаванин работает за рубежом, в основном в России.

Между тем, в Молдавии – единственной стране в Европе, где у власти несколько лет пребывают коммунисты – самый низкий уровень жизни во всем СНГ. Здесь отмечаются самые медленные темпы экономического роста и самая высокая инфляция – около 13% в год. Кстати, неспособность коммунистов вывести страну из экономического кризиса и их внешняя политика, приведшая к ухудшению международного положения страны, стало одними из главных тезисов оппозиции в ходе предвыборной кампании.

К тому же, лелеемые частью нынешней молдавской политической элиты расчеты на щедрую помощь и поддержку Запада могут и не оправдаться. Не секрет, что в руководстве ЕС негласно бытует мнение о целесообразности "притормозить" процесс расширения этой организации. В некоторых западных СМИ уже упоминалось, что для стран СНГ, в том числе и Молдавии в Брюсселе разработана "эрзац-стратегия" или так называемая концепция "прямого соседства". Данная концепция предусматривает укрепление с этими странами "вечного партнерства" на базе "вечного соседства", но не прямого членства.

Следовательно и финансово-экономическая помощь ЕС той же Молдове будет носить, скорее всего, ограниченно-символический характер с учетом необходимости просто удерживать ее в зоне влияния евроинтеграции. В свете этого попытка части молдавской политической элиты разыграть этакий гамбит и пожертвовать, как они считают малым – добрыми отношениями с Россией, дабы выиграть более ценный приз – сохранение своей власти и крепкую дружбу с США и Европой, может обернуться неприятным для нее политическим эндшпилем.

Представляется, что с учетом всех действующих факторов при любом исходе выборов, новому руководству Молдавии, как бы оно ни мечтало о слиянии с Европой, придется все же считаться и с необходимостью выстраивать нормальные отношения с Россией. Возможно, также ему волей-неволей придется всерьез рассматривать возможность участия страны и в альтернативных европейским интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Жизнь может заставить, когда уже станет не до политических гамбитов.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie