История Нового Года
Обычай праздновать Новый год появился в Месопотамии и нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры
"Да января ж в 1 день в знак веселия друга поздравлять с Новым годом и столетним веком…
А многопития и мордобоя в сей день не учинять, ибо для этого и других дней в году предостаточно.
(Из Указа Петра I от 20 декабря 1699 г.)
Скоро Новый Год! Эта фраза согревает сердце, несмотря на мороз, снегопад и метель, потому что мы сразу представляем тёплый дом, ёлку, переливающуюся всеми цветами радуги и родные лица за красиво сервированным столом. Но мало кто задумывается о самой традиции встречи этого праздника. Кто его придумал, как он менялся на протяжении тысячелетий, когда пришёл в Россию?А многопития и мордобоя в сей день не учинять, ибо для этого и других дней в году предостаточно.
(Из Указа Петра I от 20 декабря 1699 г.)
Обычай праздновать Новый год появился в Месопотамии и нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры. Здесь родилась цивилизация. Во многих источниках указывается, что в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате, и начинались земледельческие работы, в течение 12 дней продолжались шествия, карнавалы, маскарады. Так отмечалась победа светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. В этот период запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Давно известно, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали такой обычай празднования Нового года. От них эта традиция перешла к грекам, а потом передалась и народам Западной Европы.
В Древнем Риме Новый Год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь, по которому первым днем Нового Года стали считать первый день января. Свое название этот зимний месяц получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое – вперед к Новому.
Новый год любят все, и готовиться к нему мы, например, начинаем с Католического Рождества, и продолжаем праздновать до Старого Нового года. Но не во всех странах Новый Год приходит 1 января. В одних государствах дата этого события оставалась неизменной столетиями, а в других менялась довольно часто. Например, во Франции Новый год начинался сначала 25 декабря, потом 1-го марта, в ХII веке – со дня пасхи, а с 1564 года (по указу короля Карла IX – Прим.Авт.) с 1 января, хотя было ещё одно небольшое отступление от традиции – 22 сентября, когда, во времена Французской революции, стали праздновать Новый год в день образования Республики. Так сколько же на самом деле "Новых годов" в году, кто и когда их празднует в наше время?
Можно начать с тех, кто отмечает Новый год, как и мы, в ночь с 31 декабря на 1 января – это Австралия, Шотландия, Италия, Австрия, Япония, Румыния, Канада, США, ОАЭ, Финляндия и многие другие страны.
Ближайший к "нашему" празднику – День святого Василия. Так называется Новый год в Греции. Он отмечается 14 января, что совпадает со Старым Новым годом в России.
Следующий Новый год отмечают в соответствии с лунным календарем, поэтому праздник не имеет фиксированной даты, поскольку отмечается в первое весеннее новолуние. Это примерно между 21 января и концом февраля. Такая традиция существует в Китае, Малайзии, Вьетнаме, Сингапуре, Корее, Монголии, а также среди приверженцев буддийской религии и в других странах.
Мусульманский Новый год – Хиджра наступает в первый день первого месяца мусульманского года, каждый год эта дата тоже меняется.
Весной можно встретить Навруз – первый день нового года по персидскому календарю. Он отмечается в ночь с 21 на 22 марта – в день весеннего равноденствия – населением Афганистана, Таджикистана, а также в республиках Средней Азии, в Иране, Пакистане и Азербайджане.
Посидеть за праздничным столом можно на следующий день, переместившись в Индию, где Новый год отмечается 22 марта. Индия вообще уникальная страна, здесь определены восемь дат, которые отмечаются как Новый год.
1 апреля – день… нет, не юмора, а начала нового года в Бирме. Также в апреле, но только 13 числа Новый год приходит в Шри-Ланку и Непал. Лаосский Новый год наступает 14 апреля, когда изнуренное жарой население Лаоса ждет сезона дождей. В 1940 году правительство Таиланда "европеизировало" свой Новый год, приняв решение праздновать его 1 января. Несмотря на это главным праздником Таиланда остался традиционный Тайский Новый год или Сонгаркан, который проходит во второй декаде апреля.
Дальше Новый год встречают уже летом – в августе этот праздник отмечается в Джибути и Нигере.
Осенью 1 сентября Новый год начинается в Сирии. 11 сентября наступает Эфиопский Новый год, который знаменует то, что в Эфиопии закончился сезон дождей. В Гамбию Новый год приходит 7 октября. Также в октябре Новый год приходит и в Индонезию. 18 ноября Новый год пересекает границу Йемена, а в середине ноября Новый год встречают в Океании и на Гавайях.
На Руси, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, царь накануне являлся в Кремль, где любой простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему в поисках правды или милости. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые. Дети и взрослые надевали шкуры зверей, пели и танцевали вместе с хозяевами, посыпая пол зерном в знак богатого будущего урожая. Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован в 1698 году. Каждый заздравный кубок Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий. Но уже на следующий год высочайшим указом Петра I был введен в обиход юлианский календарь, согласно которому началом года стали считать 1 января. И всем надлежало "в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом".
Петр I следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Поэтому народные новогодние забавы получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. При Петре I ёлок в домах ещё не было. Вместо них ворота, фасады домов, центральные улицы увешивали еловыми лапами, которые украшали разной мишурой и плодами: яблоками – символом плодородия, орехами – в знак непостижимости божественного промысла, яйцами – олицетворяющими развитие, гармонии и полного благополучия.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами, снежными бабами и Дедом Морозом…
Кстати, есть версия, что Деда Мороза первыми придумали гунны. У них был очень почитаемый бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в домах елки, так как у гуннов ель была священным деревом. Если это действительно так, то получается, что этой традиции уже пять тысяч лет. Впоследствии гунны были разгромлены, а традиция осталась, распространившись почти по всему миру.
До России новогодняя ёлка дошла в 30-е годы XIX века, но они всё ещё считались иноземным чудачеством и появлялись на празднике только в домах петербургских немцев. Публично на площади столицы ёлку поставили только в 1852 году. А уже в к концу XIX века ёлки превратились в главное украшение городских и деревенских домов. Этот период длился недолго. В 1916 году новогодние ёлки на русской земле оказались в опале – Священный синод призвал патриотов России не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций (в то время вовсю шла Первая Мировая война, развязанная немцами – Прим.Авт.).
В 1918 году на ёлку, как на буржуазный предрассудок, ополчилась уже другая власть – советская. Тем не менее, многие продолжали праздновать подпольно. Ёлка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея отмечать не Рождество, а только Новый год. Под нарядными ёлками страна по указу Сталина встретила 1935 год от Рождества Христова вместе с Дедом Морозом. А нерабочим днём 1 января стал только в 1949 году. Вот такая получилась история с цифрами.
Сегодня, к сожалению, на рынке новогодней символики преобладают чуждые России мотивы. Найти фигурку Деда Мороза под Ёлку практически невозможно – одни Санта-Клаусы. Нам усиленно пытаются навязать образ жизни, не характерный для традиций и обычаев России. Например, всё тот же Санта-Клаус является плодом воображения вполне конкретного человека, литератора Клемента Кларка Мура, который в 1822 году его придумал. Наш же, исконно русский Дед Мороз имеет многовековую историю. И, как это не удивительно, с течением времени его образ практически не изменился. А вот его спутница, суровая хозяйка зимы, постепенно превратилась в милую и добрую внучку Мороза Снегурочку. Образ нашего Деда Мороза изначально связан с зимой и снегом, тогда как Санта носит имя одного из самых почитаемых христианских святых – Николая Угодника, который к празднику Нового Года не имеет никакого отношения.
Дед-Мороз ведёт здоровый образ жизни, а Санта-Клаус курит трубку. Мороз традиционно изображается в длинном тулупе, подпоясанным кушаком и носит на голове шапку, отороченную мехом; Санта Клаус - в полушубке, который подпоясан ремнем с пряжкой, а на голове колпак. В руках Дед Мороз держит посох – символ главы рода и власти. А Дед Мороз по своим владениям ходит пешком и только если предстоит дальняя дорога, запрягает в сани трех белых коней, тогда как Санта-Клаус ездит в санках, запряженных оленями даже между двумя домами.
Образ Деда Мороза передавался у нас из поколения в поколение, а общий вид Санта Клауса нарисовал безграмотный художник Томас Наст – иллюстратор журнала "Harper's Weekly" – только в 1862 году. Всем казалось, что образ Санты окончательно сформировался в XIX веке и к нему больше нечего добавить. Но уже в 1930 году американская компания "Кока-кола" приняла решение начать очередную рекламную кампанию – красно-белые этикетки напитка навеяли воспоминания об одежде Санта Клауса. Художник Хэддон Сэндблом приступил к работе над рекламной кампанией "Санта тоже пьет кока-колу" и с тех пор лет Санта из эльфа Клемента Мура, превратился в "лицо фирмы", а вместо трубки у него в руках бутылка кока-колы. Сандблом ввел в его упряжку и девятого оленя Рудольфа с большим красным носом. Возможно, не стоило и упоминать об этой рекламе, если бы не один примечательный факт: по последним опросам большинство молодых американцев сейчас уверены, что Санта-Клауса придумала "Кока-кола"… Как говорится, без комментариев.
И вот, когда за очень короткий срок Санта Клаус завоевал весь мир, мы тоже, наконец-то, вспомнили о своих сказочных персонажах – и к нам пришел Дедушка Мороз. И пришел не один – со Снегурочкой, и не из Лапландии, а из нашего русского Великого Устюга. Вот уже шесть лет, как стал реализовываться проект Правительства г. Москвы и администрации Вологодской области "Великий Устюг – родина Деда Мороза". Эта идея, на мой взгляд, воплощает самые благородные намерения: приобщить юное поколение к русским обычаям, раскрыть особенности национальных традиций, познакомить с культурой и природой Русского Севера, проложить новые туристические маршруты.
Как и все прошедшие новогодние праздники, каждый из нас встретит этот Новый год по-своему – в гостях у друзей, в узком семейном кругу, в фешенебельном ресторане, в транспорте или на работе. Главное, что всех нас в эту волшебную ночь объединяет одно простое желание: пусть этот год будет лучше предыдущего, пусть исполнятся все загаданные желания и пусть наступит еще один Новый год. Правда, чем старше становишься, тем больше хочется поверить в чудо и, проснувшись утром 1 января, нащупать под подушкой подарок, принесённый самым настоящим Дедом Морозом.