logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Сергей Фролов

Как избежать самоубийства?

К вопросу об административно-территориальном делении

Читаю вырезки из старых газет и журналов и понимаю, что многие вопросы, которые ставила перед нами действительность еще десять лет тому назад, остаются актуальными, так как не были разрешены. Видимо, это "вечные вопросы", сродни тому, классическому "что делать?"

Вот письмо, озаглавленное "Это самоубийство" (Московские новости, № 336, 1993). К.Карякан из Минска пишет о том, что пресловутая "дружба народов", сочиненная в СССР и удовлетворительно поддерживаемая жесткими силовыми методами, развалилась, как только государственная универсальная хватка ослабла в "стране решенного национального вопроса". Демократическое право свободно выражать мнение было понято как право выражать нрав. Для каждого понятие Отечество сузилось с территории 22 млн. квадратных километров до размеров священной Малой родины, имевшей бумажное право на независимость Сотне народов, народностей, многие из которых никогда не знали государственности; племенам, пребывавшим в развитом социализме и одновременно в первобытно-общинном сознании, десятилетиями внушалось, что они неприкасаемо самобытны, изначально обладают нерушимой территорией (даже кочевники!), окружены танинами (вот же они, на картах СССР!); могут, когда пожелают, входить и выходить из семьи советских народов, но лучше не выходить, так как лишатся льгот и дотаций за счет "старшего брата", который в вечном долгу перед "младшенькими" за "тюрьму народов", "ассимиляцию" (это когда чукчам, например, даруют письменность, заметьте) и т.д. Суверенные границы провели по живому телу губерний. Спешным порядком возлелеяли местную интеллигенцию сразу из вековых землепашцев, охотников за тюленем, рыболовов, собирателей кореньев и улиток. Даже США нам завидовали: во как надобно решать национальный вопрос!

Но все это – границы, столицы, алфавиты, возбужденное национальное сознание даже при фактическом отсутствии наций – оказались компонентами мины замедленного действия. Грузины убедили прежде всего себя, что от полного уничтожения турками и персами спаслись сами при помощи Джорджа Вашингтона. Латыши вспомнили, что они рафинированные европейцы, игнорируя свое тысячелетнее холопство у немецких хозяев, а евроиенам с русскими азиатами не по пути. Украина решила, что поскольку от украинцев произошло человечество, то они должны быть самыми самостийными на планете. Ладно, что с возу упало...

Но в России, сжавшейся до размеров первых двух Романовых, не все так "неделимо", как хотелось бы… Вот в Cаxe частенько поговаривают в кругах автохтонов (читай "титульных"), мол, мы в десять раз то ли шире, то ли продолговатей Франции; притом, алмазы (!). Казанские татары мечтают о реванше, ибо тень Грозного не дает покоя. Северный Кавказ желает такого изощренного суверенитета, когда из России можно все тянуть по-прежнему или вообще массово переселиться в Москву.

Словом, удивительное устройство Российской Федерации, когда один территории автономны, а другие – обычные второсортные областишки, себя не оправдало. Во всем мире (цитирую К.Карякана) "выдержали испытание временем культурные автономии. Они оказались надежнее всяких иллюзорных национальных суверенитетов. Ибо первые укрепляют государство, а вторые под благим предлогом разрушают его. Надо начать постиранный перевод всего локомотива бывшего СССР на рельсы прежнего административно-территориального деления. Управление национально-территориального деления, создание губерний поможет народам найти самих себя. Ибо борьба, разного рода, суверенитетов ведет к самоуничтожению. Она равносильна самоубийству".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie