Как казаки шведам помогали
История атамана Гордиенко
Наробили колись шведи Великої слави: Утікали з Мазепою В Бендери з Полтави. А з ними й Гордієнко... (Т.Шевченко “Іржавець”)
«С нашим атаманом не приходится тужить…» История так свила свои узелки, что в услужение именно к шведам попал запорожский атаман Костя Гордиенко – личность загадочная и спорная. По слухам он был родом с Полтавщины, видимо не из бедняков, так как та же молва приписывает ему обучение в Киево-Могилянской академии. В любом случае, современники отмечали способность Гордиенко изъясняться на латыни. Кошевым атаманом его избрали в 1701 году, после немилости к его предшественнику Григорию Сагайдачному. Гордиенко славился своими антимосковскими настроениями, хотя по мере надобности сам слал в столицу коленопреклоненные бумаги с различными прошениями. Как говорится «ласковое теля двух маток сосет»… Вольница при нем беспредельничала на всю катушку. Казаки, если хотели, грабили вместе с татарами, как это было во время несанкционированного набега на Белгородскую орду вместе с калогой Саултаном. Причем страдали за нарушения режима грабежей запорожцы, ибо хан даже разыскал виновных казаков и сослал их на галеры. Костя Гордиенко активно помогал восставшим донским казакам Кондрата Булавина. Скандальная история разгорелась, когда казаки своевольно ограбили греческий караван и напали на государственные селитровые промыслы. Но на все обвинения Мазепы и Москвы атаман отвечает ложными измышлениями. А с началом Северной войны, предводительствуемые им казаки активно противятся строительству крепостей по Днепру, воруют лошадей и нападают на царскую казну, которую вез капитан Суходольский. Подобные вольности на приграничных территориях раздражали не только российскую власть, но, прежде всего, власть местную, то есть Мазепу. Мазепа+запорожцы=любовь? В принципе, склоки вольных «лыцарей Поднепровья» с крупнейшим феодалом Украины Мазепой начались сразу после его «инаугурации». Гетман повел себя чрезвычайно жестко, понимая, что малейшее послабление посадит запорожцев ему на шею. Мазепа обещал тогдашнему атаману Григорию Сагайдачному оружием и людьми, но на деле даже отказал им в постое во время сильно холодной зимы. Гетман так и вел двойную игру - Запорожскому войску он обещал «быть во всем желательным», а в Москву строчил доносы со скоростью лазерных принтеров. Признанный исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий скрупулезно описывает все доносы и «коварства» Мазепы по отношению к казакам. В 1703 году Мазепа присылает в Шлотбург своего сотника Андрея Туранского с предложением ужесточить контроль за запорожцами, вплоть до применения силы. Любимый национал-историками и лично гарантом гетман Мазепа предлагает в случае сопротивления казаков «бросить несколько бомб для усмирения их». Любопытно, что царь Петр, преподносимый сегодня чуть ли не «всеукраинским изувером» разрешает Мазепе действовать по своему усмотрению, но «однако не прибегая к тяжким и знатным над ними насилованиям» (Д.Яворницкий. История запорожских казаков. К., 1993, С. 251). Тогдашней формой свободного «словоизъявления» был донос, и писать его могли все умеющие держать перо. Мазепа, как мы говорили, в этом отношении преуспел, и Москва была завалена письмами Мазепы, как хороший макулатурный киоск. Гетман обещал правительству «принять для укрощения свобод запорожских своевольств и побегов беглецов в запорожские степи меры, более деятельные, чем были те, какие употреблялись прежде воеводами» (Костомаров Н. Мазепа, М., 1992, стр. 113). «Вся беда от этого пса Гордиенко он подстрекает запорожцев, чтобы они не присягали. Пока этого пса не уничтожат до тех пор нельзя от запорожцев надеяться покорности», - писал Мазепа царю. На все готовы Когда Мазепа окончательно сделал свой «европейский выбор», он был вынужден печально констатировать, что тогдашние украинцы не бросились ему на помощь, как студенты на ющенковский майдан. Поэтому, изощренный гетман стал «окучивать» запорожцев, подогревая их «украинский патриотизм» грамотами и денежным эквивалентом. Так или иначе, Мазепа нашел подход к казакам и те, посоветовавшись и покумекав, решили подсобить шведам. В различных исторических источниках (в зависимости от национал-свидомости автора), численность отряд Кости Гордиенка колеблется от двух до десяти тысяч казаков. После переговоров в Переволочной, казаки едут к Карлу XII в Малые Будищи, где их, гордых любителей вольницы, допустили даже (!) к целованию королевской руки. Такой жест и милость надобно было отрабатывать. И вот, запорожцы уже громят русские гарнизоны по Орели и Ворскле, режут русских в Кобеляках и Царичанке… В Прилуках Андрей Горленко убедил генерала Крейца вырезать жителей на том основании, что «крім їхнього, горленковського дому, більше немає в місті інших приятелів шведам». По свидетельству кобеляцкого козака Гарасима Лукянова «запоржцы Гордиенко на станциях у жителей берут хлеб и всякой харч силою, и хозяевам ни в чем воли нет». Другое свидетельство, подчеркивает, что казаки собрались «купами» и разоряли пасеки. Гордиенко не забывал привозить королю доказательства в виде пленных, которых его бойцы еще не успевали продать татарам. Мазепа же, понимая необходимость удержания хотя бы этой части казаков, перманентно стращал их Меншиковым, как страшным судом. Но Гордиенко и сам помнил об агитации и пропаганде. Князь Долгорукий писал: «Вор Кошевой яд свой злой продолжает непрестанно за Днепр пишет, чтоб побивали свою старшину и шли к нему». Бескорыстные «лыцари свободы»? В сказки о беспримерной честности и порядочности так называемых «украинских» казаков могут верить лишь клинические козакофилы и обманутые учителями учащиеся школы, слишком горячо и близко к сердцу воспринимающие болтовню преподавателей. Нынешние «неоисторики» одним из базовых источников мазепианы считают «Подорожній щоденник – Inferarium 1708 -1709» словацкого автора Даниэля Крмана, протестантского спутника короля Карла. Свое повествование Крман предваряет сообщением, что «Козакия – это «пристановище злочинців, злодіїв і найстрашніших розбійників”. И это объективно - время и люди были такими, что казаки, и это совершенно естественно в те годы, источником своего благополучия считали военную или иную наживу. С точки зрения рынка казаки имели товар в виде их воинской доблести, свирепости и количества профессионалов, и товар этот они продавали кому угодно, в том числе и басурманам – татарам, туркам, или полякам. Об этой специфической особенности знал и Мазепа, на что давил в первую очередь. Ну не из-за идеологических же соображений часть казаков пришла с Гордиенко на помощь шведам и гетману, который их гнобил и чернил перед русским царем все предыдущие годы? Первый куш запорожцы сняли с мазепинской казны еще в Переволочной, куда гетманские посланники Чуйкевич и Мокиевский привезли первую взятку. Однако о «непростом» отношении казаков к деньгам знал и Петр, который прислал денег больше и раньше. Грамоту царя, привезли царские стольники Гаврила Кисленский и Григорий Теплицкий и архимандрит Межигородский Ирадион. А по словам Д.Яворницкого: «вместе с грамотой они привезли денег 500 червонцев для кошевого атамана, 2000 для старшины и 12 000 для куренных» и еще обещали прислать запорожцам клейноды. Задачка была не из легких, но Гордиенко решил «кинуть» царя и православного иерарха и логично изложил казачеству, что своими деньгами, Петр компенсировал им все «тяготы и лишения», а также все отнятое москалями ранее. Как следствие, деньги у послов забрали, их оскорбляли и били. После этого во всю заработала схема «диких гусей». Казаки нападали на русские гарнизоны, приводили пленных, за что получали мзду. Все это было и гораздо позже, в Чечне, где «вояки УНСО» получали от «братьев по борьбе и вере» свои кровавые денежки. Свидетельств того, что запорожцы получали от шведов и Мазепы деньги очень много, без денег они бы просто ушли. За Царичанку казаки получили 1000 золотых, а «Городиенко и старшины еще особо суммы от короля при открытом письме». После Мазепа дал еще 50 тысяч золотых, потом еще. Но если подобные суммы носили оттенок «официальной зарплаты», то история зафиксировала и другое лицо доблестных «лыцарей». «Нелегко было воздержаться запорожцам от своих обычных приемов грубости и дикости», - пишет Костомаров в своей книге «Мазепа». На банкете, посвященном их же измене, происходившем в Диканьке, пьяные казачки стали воровать со стола посуду. Когда же дворецкий сделал замечание, его просто убили с согласия Мазепы, которого «защитники правды и веры» шантажировали своим немедленным отъездом. Как говорится, яблоки от яблони недалеко катятся… Finita la comedia… Долго воевать запорожцам «за шведов» не пришлось. Когда казаки окончательно надоели своими жестокими набегами, в Келеберде появились регулярные войска полковника Яковлева. Потом, тихо и почему-то без «героического сопротивления» сдалась Сечь, набитая, якобы непобедимыми лыцарями, которые не прекращали пьяных междоусобиц по вопросам своих политических симпатий. Наиболее буйных повесили, а остальных простили. Не лучше обстояли дела и у Гордиенко. В перестрелках с полтавским гарнизоном запорожцы показали себя хорошими снайперами. Но осада Полтавы затягивалась, и тогда шведы решили компенсировать дефицит дешевой рабочей силы самоотверженным трудом своих казацких союзничков. Запорожцев отправили рыть траншеи и контрэскарпы. Первоначально гордые казаки противились, отмечая, что не «лыцарское» это дело ямы копать, но шведы аргументировано возвращали их обратно. Под стволами кулеврин и мушкетов «лыцари» продолжали рыть. В самом сражении 27 июня 1709 года шведы казакам участвовать не доверили, да и они сами не слишком рвались – появлялись другие цели, надобно было спасать шкуру. Маршрут бегства в турецко-татарские земли был запорожцам знаком, собственно потому шведам и удалось уйти от погони. По дороге в Бендеры запорожцы ограбили своих земляков-чумаков. В эмиграции случалось всякое, даже появилась Олешковская Сечь. Самого Гордиенко было скидывали и взамен избирали атаманом Ивана Гусака, хотя затем Гордиенко вновь становился атаманом. Были такие, кто тайно или явно возвращался и даже заслужил прощение. Были и те, кто нанимался к туркам. Но были и те, что продолжали «антимоскальское сопротивление», ради этого принимая ислам и пригоняя на родную землю орды татар и янычар…