logo

Хлебные крошки

Статьи

Станислав Епифанцев
Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия
Станислав Епифанцев

Киргизия и Казахстан близнецы-братья!?

Выбор цивилизационного пути развития

Что важнее – прогресс или опыт? Ответ однозначен. Не может быть одного без другого. Этот философский вопрос человечество уже давно решило. Но он по-прежнему остается актуальным, когда "горячие головы" предлагают собственные интерпретации. В Киргизстане набирает обороты Национальный проект "Наследие киргизов и будущее". Идет всенародное обсуждение, и очень важно для общества найти рациональное зерно в истории кочевой цивилизации. Из многих точек зрения обязательно будет найдено оптимальное решение…

Организация общества и социальный прогресс

Если обратиться к широко известной большевистской теории о возможности перехода к коммунизму прямиком из родоплеменного или феодального общества, минуя все иные стадии и форматы развития, то, при всей иллюзорности этой идеи, нельзя не видеть, что теоретики и идеологи большевизма несомненно осознавали негативную роль архаических форм организации общества для социального прогресса общества в целом.

Именно поэтому в стране Советов с таким размахом раскрепощали женщин востока, приучали кочевников к оседлой жизни, а также практиковали еще массу иных более или менее масштабных идей и теорий. Правильной ли была эта теория?

Вопрос сегодня, пожалуй, более риторический, но, тем не менее, благие намерения большевиков не пропали даром. Плохо ли, хорошо ли, но жизнь коренного населения в Центральной Азии изменилась радикальным образом.

Какой век на дворе?!

Хаять или стыдиться родоплеменных отношений само по себе достаточно глупо. Абсолютно все народы мира прошли в своей истории через эту стадию, однако, еще более странно возводить эти самые отношения в культ в 21 веке.

Даже не потому, что это анахронизм. Просто мировая теория и практика даже уже не поднимают этот вопрос, как совершенно очевидный. Архаические формы организации общества абсолютно неконкурентны в современном мире. И интересовать эта ситуация кроме ученых может только нас самих.

Разумеется, титульные сообщества в Киргизии или в том же Казахстане вольны сами выбирать жить ли им по "законам предков" или по иным - более соответствующим духу и вызовам времени. Проблема только в том, что под прессинг этого выбора автоматически попадает и вся остальная, нетитульная часть общества.

С одной стороны Нурлан Еримбетов - казахстанский политолог, человек, в искренности которого не приходится сомневаться и мнение которого чрезвычайно ценно - где-то прав, говоря, что национальные ортодоксы составляют меньшую часть титульного сообщества, но с другой стороны нельзя не видеть, что этой группе людей удается не только производить много шума, но и оказывать значительное давление и на общество и даже на правительство.

Об этом же говорит и мигрирование так называемой "демократической оппозиции" к национализму и пропаганде архаических ценностей, а также то, что молодые политики пытаются именно на этих позициях заработать политический капитал. И это характерно не только для Казахстана.

В силу слабого развития научной мысли на сегодня в наших странах, отсутствия широких научных контактов с внешним миром на первый план вышли самые голосистые и зачастую просто безграмотные персоналии. Спорить или, тем более, бороться с кем либо, не входит в мои планы. Повторюсь, каждый имеет право на свою точку зрения. Но оценить результаты социального развития стран региона можно попробовать.

Киргизия и Казахстан близнецы братья!?

При всем внешнем различии Киргизия и Казахстан по сути близнецы братья. И здесь дело не столько в родственных исторических связях, не в общности социалистического прошлого, сколько в общности выбора пути развития после обретения независимости, в том числе, и в первую очередь, в приоритете родоплеменных отношений, которым отдается пальма первенства, как идеологии и практике титульных сообществ наших двух стран.

Казахстан, и это всем известно, неимоверно богат природными ресурсами. Главное из них, конечно, углеводороды, столь востребованные на мировом рынке. На этом фоне Киргизия смотрится, как бедная родственница, обреченная прозябать на фоне могущественного и богатого соседа. Но так ли это на самом деле?!

Да, действительно, верхушка казахстанского общества неимоверно богата. Такого количества миллиардеров и мультимиллионеров не то что Киргизии, но и многим другим странам и не снилось. Тем более что истинное число их в Казахстане, несомненно, в разы превосходит полуофициальную статистику. Но переживать за наших "новых" по поводу их отставания от братьев казахов совсем не входит в мои планы.

Совсем иная картина предстанет перед нами, если мы опустимся на уровень простого народа, прежде всего титульного сообщества. Степень обездоленности и нищеты простых казахов просто трудно представить. На фоне бравурных и пафосных речей государственных мужей в тени остается достаточно жалкая участь простых граждан.

Не берусь говорить, что участь простых киргизов сколько нибудь лучше, но здесь есть существенные моменты. По сути, хотя об этом особо не говорится, мы видим в Кахахстане то самое "проклятие ресурсами", которого не избежал никто или почти никто в мире. На фоне совершенно фантастических богатств страны и ее "лучших представителей" стараются не замечать нищеты на другом полюсе. Фактический разрыв между богатыми и бедными на порядок больше, чем в Киргизии. Разумеется, это мало может утешить бедного киргизстанца. Но все же весьма характерно. Тем более что в современном мире преуспевают и доминируют, как правило, отнюдь не страны самые богатые природными ресурсами. Вспомним хотя бы Японию, Корею, Нидерланды, Швейцарию, Великобританию, Германию…

И в этом ракурсе картина совершенно иная. В условиях культивирования родоплеменных отношений простой казах вырастает в условиях архаических традиций, когда полностью зависит от старших рода. Он лишен, как правило, инициативы, предприимчивости, не выдерживает капиталистической конкуренции на рынке труда, ждет подачек от правительства или от более удачливых родственников. Но деньги государства не доходят по адресу, а если и доходят, то в сильно урезанном виде. Все тотально разворовывается. Впрочем, вряд ли Киргизия или другая наша страна-соседка чем-то здесь уступают.

Новое поколение киргизов даст стране социальный импульс!

Но! Вот здесь-то и кроется принципиальная разница между нашими странами. В Киргизии прессинг родоплеменных, архаических отношений на общество значительно ниже, нежели в Казахстане. В силу бедности государства простому гражданину не на кого полагаться и не от кого ждать милостей или милостыни. А потому у простого киргиза, в отличие от такого же казаха, выработалась и продолжает развиваться совершенно иная ментальность. Он динамичен, предприимчив и готов трудиться, чтобы заработать на жизнь себе и своей семье.

На сегодня, по прикидочным оценкам, от 600 000 до 1 000 000 киргизов выезжают за пределы страны на заработки, и в основном в Россию. Практически все это молодые люди. А если принять во внимание ротацию, то можно определенно говорить, что львиная доля молодых киргизов временно или более менее постоянно живет и работает за пределами родины. При этом какая-то часть из них укореняется в России, но не теряет связи с родными и близкими, а большая часть планирует вернуться на родину в Киргизию. Мне думается, увеличение числа частных машин и заметный рост частного строительства связан прежде всего с этим явлением.

Несомненно, что эти молодые люди проходят в эмиграции мощную жизненную школу, каковую они не могли бы иметь на родине.

По моим путевым наблюдениям киргизы более успешны на российском рынке труда, нежели выходцы из других центральноазиатских республик. Как правило, они в массе своей быстрее осваиваются в российской среде, хорошо говорят по-русски и, как я замечал, очень часто воспринимаются россиянами как свои, в отличие от узбеков и таджиков, которые хуже владеют русским языком, стремятся держаться кучкой и соответственно хуже адаптируются к российским реалиям и хуже контактируют с россиянами. Ну и, наконец, киргизы работают зачастую в более доходных сегментах экономики.

Естественно, два десятка лет жизни в таких обстоятельствах уже вырастили в Киргизии поколение людей совершенно иного типа, нежели в Казахстане. На этот фактор почему-то обращается мало внимания. А между тем, на мой взгляд, это мощный фактор для возможного социального прогресса в нашем государстве. В сущности здесь с известными поправками можно провести аналогию с турками и, возможно, даже с евреями в части умения выживать в сложных условиях.

И если в том же Казахстане в последнее время наблюдается определенное усиление исламского фактора, то в Киргизии вряд ли возможно подобное. Миллионная армия людей, прошедших обкатку в условиях российских реалий во всем ее позитиве и негативе, вряд ли будет легкой питательной средой хоть для исламистов, хоть для адептов архаики.

Несомненно, этот контингент людей рано или поздно начнет оказывать влияние и на экономику страны, и на социалку, и, безусловно, на политическую жизнь страны. Так же представляется очевидным, что это поколение людей не захочет и не будет жить по старому.

Конечно, наивно было бы говорить, что все эти люди вернутся в страну друзьями России и русских, но они несомненно обрастают в России личными и деловыми связями. Все они проходят обкатку в атмосфере, как правило, крупных современных городов, каковых нет в Киргизии, приобщаются к ценностям глобального мира, зачастую осваивают новые технологии. Тем самым страна получает бесплатно население, прошедшее и профессиональную подготовку и "житейские университеты".

Измерить "доходность" этого процесса просто невозможно, а кроме того в страну притекают и реальные валютные потоки. И в отличие от Казахстана, деньги эти реально улучшают жизненный уровень именно самих граждан, а не разворовываются на всех чиновничьих уровнях.

Именно поэтому я считаю, что жизнь основной массы простых киргизов имеет очевидную тенденцию, как ни странно, обогнать уровень жизни казахов, если это уже не произошло де-факто.

То есть из всех центральноазиатских стран Киргизия имеет, на мой взгляд, наилучшие шансы для социального рывка. В этом плане именно Киргизия и для России является самой привлекательной страной в регионе как друг, союзник и адресат успешных и перспективных инвестиций. В отличие от Казахстана, у Киргизии нет фактически ресурса для геополитической игры.

Если руководство России поймет этот момент, а руководство Киргизии сумеет не упустить свой шанс, то у нашей страны есть вполне возможно реальные шансы стать преуспевающей страной.

А что касается уклада жизни, то чем быстрее мы расстанемся с "иллюзиями", тем легче всем нам будет адаптироваться к реалиям глобального мира.


Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie