Кому ударит в лоб
"бумеранг" казахского национализма?
Как я писал ранее, отпустив с «короткого поводка» национал-патриотов, казахские власти не подумали о возможных политических последствиях. Независимые наблюдатели фиксируют всплеск казахского этнонационализма, способствующего ещё большему внутреннему расслоению казахстанского общества и дестабилизации политической ситуации в республике.Как пишет президент АСиП Бектурганова в статье «На краю», опубликованной на сайте АтарауNews: «Государственный национализм направлен в сторону интеграции, обеспечения общественного единства; этнонационализм – в сторону дезинтеграции, т.к. в его основе лежит противопоставление по принципу: «мы-они», «свои-чужие».
Казахстан собираются покидать курды, а миграция русских за пределы республики, стала приобретать устойчивый характер. Последние статистические данные свидетельствуют: «в прошлом году из Казахстана эмигрировал 42 тыс. 431 человек, что на 25,1% больше, чем в 2006 году». Можно предположить, что в 2008 г. эта цифра, по меньшей мере, увеличится вдвое.
Между тем поиграть на межнациональных противоречиях в Средней Азии всегда находилось много желающих. Тем более сейчас, - когда Казахстан как источник углеводородного сырья стал крайне привлекателен для Европы и США. Поэтому я не исключаю здесь возможность опосредованного использования этнического фактора как одного из рычагов влияния на политическую ситуацию в Казахстане со стороны Запада.
Не получилось с «оранжевыми революциями», но зато в Средней Азии есть другие постсоветские «узлы» противоречий, которые можно задействовать, чтобы евразийское пространство оставалось «рыхлым», а Запад выступал в роли арбитра. Как говорил Бжезинский, «глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте».
(К слову сказать, в биографиях отдельных вождей нацпатриотов можно обнаружить интересные пересечения с деятельностью западных международных организаций, действующих в СНГ и Казахстане.)
Рост национализма, разумеется, не остался без внимания казахских «оранжевых» революционеров. Правда, они сейчас предпочитают не вспоминать о временах «майдана». Но неизменными в среде казахских демократов остались всё те же отличительные «родовые» признаки: глубинная (чисто степная) враждебность к назарбаевскому режиму и плохо скрываемое неприятие всего русского.
Как сообщило inkar.info, Председатель республиканского общественного объединения «Шанырак Казахстан» Асылбек Кожахметов заявил о том, что пришло время объединить усилия демократов и националистов «ради изменения и преобразования существующей системы». Причём, он подчеркнул, что такое объединение - решающее условие для смены политического режима в стране.
«Ну, в 90-х годах национал-патриоты были сильнее и демократы их не поддержали, в начале 2000-го демократы были сильнее, национал-патриоты их не поддержали. Вот теперь национал-патриотизм усиливается, и демократы не ослабели. И, мне кажется, что только их объединение покажет искренность намерений, то есть если вы готовы преступить некие идеологические догмы для победы, то тогда и народ в это поверит», говорит Кожахметов.
Всего-то и надо – через «догмы» переступить и ещё пару «Шаныраков» устроить.
Надо полагать, что у оппонентов президента Назарбаева это вполне может получиться. Деньги у демократов есть, и, кроме того, они в своих действиях, направленных на смену режима в стране, могут рассчитывать на поддержку националистического лобби, выпестованного за годы суверенизации в недрах самой казахской власти. Да и практический «южный» опыт также имеется.
В уже упомянутой мною статье «На краю» говорится о том, что межнациональная политика казахских властей привела к тому, что граждане окончательно перестали понимать, какое государство они создают: то ли Казахию, то ли Казахстан.
«Дальнейшее замалчивание этого вопроса грозит Казахстану саморазрушением, потому что образ кризиса в головах людей реален и опасен. Саморазрушение Казахстана начинается с запроса на различие, формируемое национал-патриотами», - считает Бектурганова.
«Имеющий уши да слышит»