
«Контора» пишет… (I)
"Враг на Востоке!"
Так уж получилось, что именно 12 апреля эстонская Полиция безопасности (КаПо) отмечает свой день рождения, и именно к этому дню приурочен выход очередного ежегодного отчета этого ведомства. Согласно уставу, основной задачей деятельности КаПо является «борьба с преступлениями, направленными на свержение демократической республики и существующего государственного строя».Как и во всех предыдущих отчетах КаПо, немалая часть нынешнего сборника посвящена России (являющейся едва ли не главным врагом эстонской независимости) – и всему, что, с точки зрения аналитиков этой «конторы», с Россией связано. В нынешнем году на первый план вышли… русские школы. Так, в самом обширном разделе сборника, озаглавленного «Зашита конституционного строя», практически всё – «российское». Более того, в отдельный раздел выделена проблема «использования русскоязычных гимназий» в «подрывных целях».
По словам гендиректора КаПо Райво Аэга, «интерес враждебных спецслужб по отношению к Эстонии не уменьшается». В её враги зачислены многие российские СМИ – «Первый канал», «Звезда», НТВ, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, «Комсомольская правда». В эстонской госбезопасности уверены в том, что прибывающие в страну журналисты российских государственных телеканалов занимаются, главным образом, не своей профессиональной работой, а «организацией постановок по заданному сценарию».
В отчете КаПо немало внимания уделено приемам, которыми якобы пользуются в России для создания негативного образа Эстонии. Так, съемочная группа «Пятого канала» из Санкт-Петербурга сделала сюжет о том, «как хорошо жилось республикам Прибалтики в составе СССР – и как все стало плохо после его распада». Не так давно аналогичный «клеветнический» сюжет об Эстонии прошел в популярной аналитической программе «В центре событий» на канале ТВЦ. По утверждению аналитиков эстонской госбезопасности, «с помощью контролируемого инфопространства Россия пытается создать единую группу из представителей близких народов и сочувствующих России, живущих за рубежом, которой можно манипулировать и использовать как инструмент своей внешней политики».
В прежние годы в разделах, где подробно описывалась деятельность «русских экстремистов» в Эстонии, упоминались корреспондент телеканала «Россия» Екатерина Зорина и обозреватель газеты «Комсомольская правда» Галина Сапожникова, особо «засветившиеся» в «распространении лжи и пропаганды». Под последней подразумевается, например, то, что журналистки, исполняя свой профессиональный долг, делают репортажи со скандальных встреч ветеранов «эстонского» легиона СС, ежегодно проводящихся в местечке Синимяэ. В Эстонии хорошо помнят случай, когда КаПо пыталось воспрепятствовать проведению презентации книги «Последний герой Эстонии» – о Герое Советского Союза Арнольде Мери, изданной таллинским медиаклубом «Импрессум» (его, кстати, возглавляет Г. Сапожникова). Тогда руководство КаПо «настоятельно рекомендовало» владельцам нескольких конференц-залов отказать «Импрессуму» в проведении у себя презентации. Победителю организованного медиаклубом «Импрессум» конкурса «Некороткая память» журналисту общенациональной газеты Postimees Андрею Бабину было предложено: взять награду, отправиться в творческую командировку в Россию – или остаться работать в газете. Журналист выбрал поездку и был вынужден уволиться.
Или еще случай, когда один из руководителей КаПо Андрес Кахар опубликовал в общенациональной газете Eesti Paevaleht эссе, в котором все та же Г. Сапожникова обвинялась в связях со Службой внешней разведки России. К слову, совсем недавно методы господина Кахара были взяты на вооружение и в Литве, где Галину (приехавшую в Вильнюс на заседание дискуссионного клуба организации «Литва без нацизма») тамошний министр охраны края Раса Юкнявичене также причислила к российской внешней разведке.
В распространенном Г. Сапожниковой открытом письме говорится: «В своем выступлении я не призывала бороться с литовскими ссыльными, не давала разведуказаний Альгирдасу Палецкису (преследуемому за свои убеждения лидеру «Социалистического фронта Литвы». – В.Л.), не утверждала, что в Литве доминирует «исторический нацизм», и не приводила в пример Россию как образец борьбы с нацизмом; говорила я следующее: что на слеты литовских «лесных братьев» в Арёгалу приезжают бывшие эсэсовцы из Эстонии, что их присутствие дискредитирует репрессированных литовцев и что экс-эсэсовцы, отсидев в тюрьмах за преступления, которые они совершили, не могут считаться «жертвами сталинского режима». Казалось бы, всё предельно ясно. Тем не менее одна из присутствовавших на заседании клуба местных журналисток сумела «сварганить» из этого текст, озаглавленный ни много ни мало: «Публичные уроки разведчицы», а всего два дня спустя министр охраны края Р. Юкнявичене дословно повторила этот бред, который в устах высокопоставленного государственного деятеля приобрел совсем иной смысл и нанес конкретный ущерб возглавляемому ею ведомству.
Примечателен пример живущего в Эстонии русского журналиста Олега Самороднего. В своё время он был главным редактором «Комсомольской правды в Северной Европе» и принимал активное участие в деятельности медиаклуба «Импрессум». После нескольких «наездов» людей из КаПо он написал покаянную книгу «Двуличный «Импрессум». Анатомия малой информационной войны», в которой говорится, что против стран Балтии, дескать, идет организованная и финансируемая Кремлём массированная информационная война. По признанию О. Самороднего, он стал свидетелем того, как разрабатываются и реализуются информационные атаки России на страны Балтии, а в интервью газете Eesti Ekspress он прямо заявил, что «Россия через СМИ влияет на политическую ситуацию в Прибалтике». А буквально на днях господин Самородний заявил, что все решения, касающиеся вещания популярного среди русскоязычного населения стран Балтии «Первого Балтийского канала» (ПБК), принимаются не в Таллине и даже не в Риге (где расположен головной офис компании), а в Москве! Более того, связь между Центристской партией, мэрией Таллинна и ПБК, оказывается, поддерживают деятели, известные как «радикалы» и «враждебные к Эстонской Республике».
Так, до вступления в Центристскую партию глава муниципальной пресс-службы Таллина Лев Вайно был членом «одной из наиболее радикальных и враждебных к Эстонии» Конституционной партии, лидеру которой – Андрею Заренкову КаПо посвятил добрую сотню страниц в своих «ежегодных отчетах». Еще факт: племянником господина Вайно является Александр Чаплыгин, который прежде работал на эстонском ТВ, откуда его уволили за «антиэстонскую деятельность» (сейчас он ведет передачу «Русский вопрос» на ПБК и является главным редактором издаваемой таллинским муниципалитетом русскоязычной газеты «Столица»). Несколько лет назад А. Чаплыгин оказался замешан в скандале, когда обозвал премьер-министра Андруса Ансипа и министра обороны Марта Лаара «убежденными нацистами». «Каждый, кто хотя бы мельком смотрел теперешние передачи Чаплыгина на ПБК, может убедиться в том, что в отношении Эстонии он не стал дружелюбнее», – заявил О. Самородний. Правда, в чем он увидел здесь «руку Москвы», журналист не пояснил.
Интересно, что российских «шпионов» в Эстонии, как уверена КаПо, интересуют не только госструктуры, армия, спецслужбы, военные объекты, внутренняя, внешняя и оборонная политика, информационные технологии и киберзащита, но и местная русская община и даже русские школы. К опасным элементам эстонская госбезопасность относит активистов «Ночного дозора», защищавших «Бронзового солдата», активистов движения российских соотечественников и международного движения «За мир без нацизма». Все, что ими делается, априорно считается провокационным и враждебным.
Оказывается, «сохранение в Эстонии и ближнем зарубежье русскоязычной системы образования и особого статуса русского языка (созданной как часть политики русификации СССР) относится к числу приоритетов деятельности Российской Федерации по оказанию влияния». В Эстонии эту деятельность поддерживает российское посольство через координационный совет российских соотечественников, утверждается в ежегоднике КаПо за 2011 год. Отмечается также, что «начавшийся в 2007 году переход гимназической ступени русскоязычных школ на эстонский язык обучения вызвал противостояние среди известной части учащихся и родителей», в связи с чем в 2010 году в стране была создана организация «Русская школа в Эстонии», которая, однако, «не смогла найти в русской общине широкой поддержки».
Аналогичную линию ведут спецслужбы соседней Латвии. В опубликованном недавно ежегодном отчете латвийского «Бюро по защите Конституции» (это ведомство выполняет функции разведки и контрразведки) также утверждается, будто «внешняя политика России направлена прежде всего на проведение клеветнических кампаний против Латвии, обвинений ее в возрождении фашизма, переписывании истории, представлении образа Латвии как «несостоявшегося государства», с акцентом на целенаправленную дискриминацию русскоязычного населения. Несоответствие заявленных целей реальным является самой большой угрозой политики соотечественников для национальной безопасности».
Авторы доклада указывают, что, хотя «большинство внешнеполитических целей РФ не связаны непосредственно с положением соотечественников», российские чиновники публично выступают за консолидацию русской общины, составляющую почти 1/3 всех жителей Латвии. А «несоответствие заявленных целей фактическим является основным риском национальной безопасности», говорится в документе. В отчете латвийской госбезопасности утверждается, что Россия «активно использует в своих целях пропагандистские кампании», которые ведутся с помощью различных медиаресурсов, таких как ТВЦ, или фондов, таких как возглавляемый Александром Дюковым фонд «Историческая память».
В основе их действий, по мнению авторов доклада, лежит «манипуляция фактами» или их «тенденциозный отбор». Так, канал ТВЦ обвиняется латвийскими контрразведчиками в создании и трансляции тенденциозных фильмов на историческую тематику, в частности «Балтийский нацизм» и «Балтия. История одной оккупации», в которых Латвию упрекают в «переписывании истории, возрождении нацизма и восхвалении эсэсовцев». Что же касается фонда «Историческая память», то, по мнению латвийских спецслужб, он является одним из основных инструментов проводимой РФ политики «международной дискредитации» Латвии. «Созданный с целью бороться за взгляд СССР на вопросы истории, в особенности в связи с событиями Второй мировой войны, фонд в своей деятельности ставит акцент на написании и популяризации необъективных книг, организации тенденциозных публичных дискуссий и конференций». При этом «слабо посещаемым мероприятиям обеспечивается широкое освещение в российской и латвийской русскоязычной прессе; участники мероприятий отбираются особо, дабы обеспечить озвучивание необходимых взглядов. Частыми гостями на мероприятиях фонда являются политические активисты из числа российских соотечественников в Латвии – поскольку созданный в 2008 году фонд работает не только по исторической тематике, но и по тематике прав русскоязычных», утверждается в ежегодном отчете Бюро по защите Конституции.
Неудивительно, что А. Дюкова внесли в черный список не только Латвии, но и Шенгена. «Этот случай – уникальный, поскольку обычно персонами non grata объявляются дипломаты, а не историки» – так прокомментировал это решение сам Александр Дюков, добавив, что представления латвийских спецслужб о фонде «Историческая память» как об одном из главных рупоров Кремля и одной из угроз для безопасности Латвии носят отчетливо параноидальный характер: ведь «если научно-исследовательская деятельность одного маленького (некоммерческого) фонда угрожает целому государству, то это, по-видимому, очень специфическое государство». По словам Дюкова, содержание отчета Бюро по защите Конституции можно объяснить личными мотивами директора спецслужбы Яниса Кажоциньша, отец которого служил в «латышском легионе» Waffen-SS. Кстати, по данным ведомства господина Кажоциньша, в настоящее время в Латвии орудуют целых… 50 русских шпионов!
Досталось и российскому агентству новостей Regnum, сотрудники которого, оказывается, «создают нужный информационный фон тенденциозным варьированием мнения различных экспертов; причем для каждого проекта подыскиваются представители соответствующих взглядов»; в результате «пропагандистские кампании ведут общественное мнение в нужном направлении, и с этим согласуются мероприятия, осуществляемые другими органами, включая спецслужбы». Латвийские чекисты опасаются, что «непрерывное влияние внешнеполитической пропаганды и попытки манипуляции соответствующими диаспорами может привести к ухудшению международного имиджа Латвии». Для того, чтобы «эффективно нейтрализовать эти клеветнические кампании, требуются комплексные меры различных государственных органов», делают вывод авторы ежегодного отчета.
Отдельно в документе говорится о столь болезненном для Латвии вопросе, как придание русскому статуса второго государственного языка (референдум по этому вопросу прошёл в стране в феврале с.г.). По официальным данным, против признания русского языка государственным проголосовали почти три четверти избирателей (или 74,8%). «За» высказались 24,9%. Всего в Латвии проживают 2,1 млн человек, однако 319 тыс. (около 16%) жителей республики являются «негражданами», лишенными права голоса. В связи с этим особо отмечается, что Россия открыто заявила о том, что «положение русского языка должно быть усилено» и что ему «должен быть предоставлен официальный статус в Евросоюзе».
(окончание следует)