logo

Хлебные крошки

Статьи

Андрей Ростиславович Никифоров. Фото kp.ru
Современная русская идентичность
Политика
Россия
Андрей Никифоров

Крымский опыт сохранения русской идентичности

Портал RUSSKIE.ORG продолжает публикацию материалов чтений «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению», посвященных памяти писателя, поэта, публициста, общественного деятеля, долгие годы бессменного шеф-редактора нашего информационного ресурса Валерия Ивановича Мошева (22.01.1960 - 02.10.2014), трагически ушедшего из жизни 10 лет назад. Предлагаем вашему вниманию статью политолога, кандидата исторических наук, доцента кафедры политических наук и международных отношений философского факультета Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Андрея Ростиславовича Никифорова.

Крым — редкий положительный пример русского общественно-политического движения на т. н. «постсоветском пространстве». Тем более, следует разобраться, что в нём есть уникального, эксклюзивного, а что — может служить примером для других русских регионов, оказавшихся вне исторической Родины.

Как-то лет 30 назад, когда Крым дружно записывали в «горячие точки» и примеряли к нему то боснийскую, то косовскую модель (последняя, кстати, пусть и не так как предполагалось, но отчасти сработала), мне довелось сформулировать три фактора, которые гарантируют полуостров от развязывания на его территории вооружённого конфликта: наличие автономии, русское большинство и базирование в Крыму Черноморского флота. Следует заметить, что в событиях 2014 года все эти факторы сыграли и обеспечили мирный характер крымского Возвращения.

Ни один из регионов бывшей Украины, пытавшийся включиться в процесс Русской весны, так не смог, поскольку необходимого набора факторов нигде больше не было. Для одних это обернулось поражением и последующим разгромом Русского движения, для других — потерей темпа по всем направлениям: в развитии самого процесса, в его легитимизации и, наконец (хотя, возможно, в первую очередь), в оказании необходимой поддержки со стороны России.

1. Автономия. Продолжаю оставаться при своём убеждении, что в этом случае Крыму просто больше других повезло. Хотя, конечно, автономия нам не с неба упала. Мы ей обзавелись очень своевременно: ровно в тот момент, когда это было УЖЕ возможно, и ЕЩЁ возможно. Напомню, что в январе 1991 года СССР трещал по швам, а союзный Центр, пытался маневрировать, готовя к запуску т. н. «новоогарёвский процесс». Для него важно было ослабить центробежные тенденции в союзных республиках «второй волны на выход».

В первой были три республики Прибалтики и Грузия, во второй — будущие партнёры последней по т.н. ГУАМ (кроме Грузии - Украина, Азербайджан и Молдавия). Если первая волна уверенно шла к выходу из состава СССР, то вторая формально выступала за «обновлённый Союз», фактически отвергая федеральную модель и ратуя за конфедерацию. Фактически речь шла о «мягком» выходе из состава СССР, в отличие от прибалтов и грузин, которые о своих намерениях заявляли более решительно и определённо.

fullscreen-16ka.jpg

Вот именно в этот момент разброда и шатаний крымчане успели провести референдум и создать (точнее — воссоздать) автономию — провозгласившую приверженность к сохранению Союзного государства, а не стремящуюся его покинуть.

Проверить этого, слава Богу, нельзя, но для меня очевидно, что через год, после обретения Украинской ССР независимости, никакой автономии в Крыму Киев не допустил бы. Свидетельство тому — полное игнорирование им аналогичных волеизъявлений в Закарпатье (декабрь 1991 г.) и Донбассе (1994 г.).

Одним словом, мы проскочили. Ну и, конечно, нам повезло. Легитимность нашего всенародного голосования была признана на всех уровнях, в отличие от, скажем, первого Приднестровского референдума о создании ПМССР. Проскочив в начале 1991-го, мы успели воспользоваться и «форточкой возможностей», открывшейся в начале 2014-го, что без наличия у Крыма легитимной автономии было бы невозможно.

Выводов из всего сказанного напрашивается два: необходимо ловить момент, успевать пролезать в «форточки возможностей» и прилагать максимальные усилия для обретения русским регионом легитимного статуса. Пусть он в какой-то момент выглядит ничтожно. Всё равно он даст легальные возможности поддерживать русскую (региональную) идентичность, будет работать фильтром против всевозможных «коренизаций».

2. Русское большинство в Крыму сложилось в результате исторического развития региона. Можно сказать, стихийно. Но так же стихийно сохранить русскую идентичность в течение 22 лет нахождения в составе независимой Украины едва ли было возможно. Это потребовало вполне целенаправленных усилий на разных уровнях: республиканской власти, общественно-политических организаций и гражданского общества. Можно сказать, что во внутреннем духовном Сопротивлении так или иначе участвовало подавляющее большинство крымчан разных национальностей, но сохраняющих приверженность к «Крымской региональной идее» - о Возвращении в Россию.

Крымскую идею поддерживала целенаправленная работа по обоснованию крымской идентичности, конституированию крымского регионального сообщества. Всё это трактовалось как региональная идентичность и полиэтническая общность, но фактически — расширяла социальную базу Русского движения. Впрочем, в Крыму оно никогда не сводилось к узко-этническому. Но работа по обоснованию региональной идентичности подводила базу под формулу: «крымский = русский».

Стержнем крымского духовного Сопротивления была борьба за русский язык, максимальное сохранение его статуса и сферы его применения. Немаловажную роль сыграла деятельность, направленная на сохранение исторической памяти. Важно, что она не сводилась к популяризации событий только советского периода, а затрагивало все эпохи отечественной истории.

Всё это привело к тому, что в нужный момент, наступивший в феврале-марте 2014 года, крымчане дружно отвергли пришедший к власти в Киеве русофобский режим. Замечу, что такое единодушие и мгновенная реакция на политический переворот оказались присуще этническим русским вовсе не во всех регионах бывшей Украины.

1394819574_1394484387267424_big_photo.jpeg

Важной крымской особенностью, на которую следует обратить внимание, является своего рода «двууровневый» характер построения русского движения (его организационной части). На одном уровне находились «профессиональные русские» (условное и безоценочное название). Они практически монополизировали официальные контакты с РФ, находились в поле легальной политики. Другой уровень составляли менее формализованные и более радикально настроенные организации.

Наличие двух уровней движения нередко характеризовалось, да и изнутри воспринималось, как «раскол». Но в дни Крымской весны каждый из них сыграл свою функцию: одни выполнили свою часть работы в здании республиканских правительства и парламента, другие — на блок-постах и в пикетах.

В дальнейшем первый уровень составил республиканское руководство российского Крыма, а второй - принял активное участие в событиях на Донбассе.

Возможно, такая стихийно сложившаяся структура движения на самом деле является идеальной для достижения политических целей.

3. Флот. Базирование в Крыму Черноморского флота, естественно, следует отнести не на счёт достижения регионального сообщества, здесь постаралась география. Но при этом достаточно поставить мысленный эксперимент, чтобы убедиться в том, что сообщество здесь тоже не совсем ни при чём.

Представим, что флот базировался бы в Восточной Галиции (Западной Украине). Точнее — в окружении населения таким же образом идеологически заряженного. Это в полном смысле было бы окружение, осада. В Крыму же, напротив базы Черноморского флота были охвачены этаким общественным поясом безопасности.

Украинские русофобы с нетерпением ждали окончания срока аренды крымской территории под базирование Флота, даже запустили в интернете счётчик отсчёта времени до 28 мая 2017 года — когда, как они считали, срок российско-украинского соглашения истечёт. В 2010 г. Харьковские соглашения изрядно подорвали эту иллюзию, но полностью от неё русофобов не излечили. В Крыму при этом превалировали совсем другие настроения.

scale_2400.jpg

Флот отвечал взаимностью. Скажем, если бы не решительная позиция Флота и его командующего И.В. Касатонова в апреле-мае 1992 г., крымская автономия вполне могла бы быть упразднена. Но чаще достаточно было самого факта присутствия Флота, чтобы сдерживать горячие головы в Киеве от силовых решений в Крыму.

Одним словом, три обозначенных фактора действовали не просто сами по себе, а в комплексе, взаимно поддерживая и усиливая друг друга.

Конечно, вовсе не везде, где русские проживают компактно, возможно складывание такого комплекса. Да и политические цели у русских в разных регионах постсоветского пространства могут быть разными, но, надеюсь, те или иные элементы из крымского опыта могут быть усвоены и использованы соотечественниками в из борьбе за сохранение своей идентичности.

 

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie